Кондрыкино

Успенская церковь

Дата публикации или обновления 13.05.2015
  • Храмы Калужской области.
  • Храмы Жиздринского района

    Успенская церковь с колокольней и оградой построена прихожанами в 1866 г.

    Кондрыкино.

    Кондрыкино. Бывший центр Кондрыкинской волости, ныне - в составе сельского поселения «Деревня Нижняя Акимовка» Жиздринского района.

    При описании Калужского наместничества в 1782 г. село с деревнями Ретково, Мужитино, Войлово, Греда, Заболотье, Суглица, Ивашковичи, Чёрная, Сельцо, Ослинка, Нижнее Ашково, Верхнее Ашково, Дынная и Козловка принадлежали ведомству Брянского Новопечерского Свенского монастыря. В 427 дворах проживало 1779 душ мужского и 1734 женского пола. Село с прилегающими деревнями находилось на суходоле. На речках находились мучные мельницы. Церковь деревянная великомученицы Параскевы, наречённой Пятницей, с приделом Николая Чудотворца.

    По состоянию на 1859 г. село значилось казённого ведомства в 12 верстах от уездного города Жиздры по правую сторону Калужского почтового тракта от границы Мещовского уезда при колодцах. В 63 дворах проживало 220 душ мужского и 232 женского пола. В селе находилось приходское училище, волостная и сельская расправа.

    Деревянная двухэтажная церковь святой мученицы Параскевы Пятницы построена в 1721 г.

    Каменная церковь с колокольней и оградой построена прихожанами в 1866 г. Верх покрыт железом.

    Престолов было четыре. В настоящей холодной части храма престол освящён 22 октября 1873 г. во имя Успения Божией Матери, память 15/28 августа. В трапезной части на хорах престол освящён 12 ноября 1866 г. во имя святителя Николая Чудотворца, память 9/22 мая и б/19декабря. Внизу - во имя святой мученицы Параскевы, память 28 октября/10 ноября и последний престол освящён во имя Рождества Иоанна Предтечи, память 24 июня/7 июля. Два последних престола внизу освящены 13 ноября 1866 г. и 22 октября 1876 г. преосвященным Григорием, архиепископом Калужским и Боровским.

    Причта полагалось: три священника, диакон и три псаломщика.

    Земли при церкви на 1895 г. состояло: в двух писцовых дачах 397 десятин, в Кондрыкинской и Пятницкой — 438 десятин. Дома у священнослужителей были собственные, деревянные, на церковной земле. При церкви находились два сарая для дров.

    К Успенской церкви были приписаны четыре часовни. Одна устроена на месте бывшего деревянного храма, каменная, крытая железом, освящена в 1905 г. Другая — деревянная, крытая железом, устроена над колодцем в 1910 г. Ещё две каменные, крытые железом часовни находились: в д. Дубищи, устроена в 1898 г., и в д. Верхняя Акимовка, устроена в 1916 г. Расстояние от Калужской духовной консистории 137 вёрст, от местного благочинного 10 вёрст. Ближайшие церкви: на юго-востоке — церкви г. Жиздры в 10 верстах, на севере — Казанская в селе Букань в 10 верстах, на северо-западе — Казанская в селе Людиново в 15 верстах.

    Приход в 1895 г. состоял из трёх частей. По части священника Иоанна Смирнова (357 — 1761-1647), по части священника Василия Лебедева (406 — 1745-1695), по части священника Петра Малинина (425 — 1964-1872).

    Итого по трём приходам в 1188 дворах проживало 5470 душ мужского и 5214 женского пола. Очень сильный приход. В том числе жили и раскольники, но их было немного. Всего в 46 дворах села проживало 217 душ мужского и 240 женского пола.

    Как упоминалось выше, в 1898 г. в д. Дубищи Кондрыкинской волости на земле, принадлежащей крестьянину Марею Карпову с сыновьями — Азаром и Владимиром, была построена каменная часовня в память коронования императора.

    В 1898 г., когда велась переписка между духовной консисторией и уполномоченными от общества д. Дубищи крестьянами Марком Карповым и Козьмой Петровым часовня была построена без утверждённого плана. Ещё крестьяне просили вернуть икону святителя Николая, взятую у крестьянина д. Дубищи Марка Карпова и переданную на хранение в жиздринский собор. Но Святейший Синод счёл это не заслуживающим уважения.

    В деле есть проект часовни и генеральный план деревни.

    По словам бывшей учительницы местной школы Марии Егоровны, одной из пяти нынешних постоянных жителей этого большого некогда села, церковь была взорвана в период Великой Отечественной войны. На её месте в конце 1970-х гг. было выстроено деревянное здание школы, разобранное в начале 2000-х годов, поскольку учить в школе стало некого. Оставшиеся от школы брёвна лежат сейчас на церковном месте. По свидетельству Марии Егоровны, в селе было две часовни, обе при кладбищах: на существующем и на исчезнувшем.

    На месте последнего метрах в 150-ти от храма стоит дом Марии Егоровны.

    В начало

    336x280
    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100