Православие в Эстонии

Дата публикации или обновления 04.11.2016
  • Православные храмы Эстонии
  • Краткая история Православия в Эстонии

    Свет Православия воссиял в Эстонии в очень древние времена. Именно Православие стало первым христианским вероучением, о котором узнало коренное население. Близость Руси и таких городов, как Новгород, Псков, Полоцк и других, оказывало просвещающее влияние на пребывавших в язычестве и идолопоклонстве жителей Прибалтики. Дошедшие до нас письменные свидетельства о распространении православной веры относятся к XII веку, но, несомненно, утвердилась она с основанием в 1030 году князем Ярославом Мудрым города Юрьева (Тарту). «Сем лете иде Ярослав на чудь, и победи я, и постави град Юрьев» — гласит Лаврентьевская летопись. По какому поводу русскими был предпринят поход, в летописи не говорится, но, вероятнее всего, с целью обложить чудь, как тогда называли эстонские племена, данью. Русские князья неоднократно совершали такие походы, но, налагая дань, они не затрагивали религиозной и внутренней жизни эстов.

    Православие не насаждалось насильно, оно всегда оставалось учением, приносящим мир и братство, к нему присоединялись только те местные жители, которые сами изъявляли желание принять Святое Крещение. Известно, что уже в первой половине XII века в Новгородской и Псковской епархиях существовали правила, коими следовало руководствоваться при оглашении новокрещенных эстов. Распространению Православия в южной Эстонии способствовало возникновение в соседней Латвии, на берегу Даугавы, православных поселений, в которых жили не только купцы и дружинники, но и коренное население.

    Генрих Латвийский упоминает, что в 1210 году русские крестили в Оденпе («Медвежья голова», современное название Отепя) некоторых эстов и обещали прислать священников для крещения и других местных жителей, но своего обещания по какой-то причине не выполнили. Укоренение православной веры в Прибалтике было прервано вторжением в начале XIII века немецких рыцарей. Они крестом и мечом насаждали католицизм. Захватывались и уничтожались укрепления эстов, по-видимому, разрушались и православные храмы, которые рассматривались в качестве возможного сдерживающего фактора для распространения католичества.

    Крестоносцам было важно не обращение язычников в христианство, а захват земель и власти, о чем свидетельствуют и методы, к которым прибегали миссионеры: публичные казни, насильственное, под угрозой гибели и разорения, крещение, зачастую даже тех, кто уже был обращен в Православие. Эти меры применялись не только к эстам, но и к осевшим в Прибалтике русским. Религиозное насилие стало неотъемлемой частью политики немецких рыцарских орденов.

    На какое-то время строительство православных храмов на территории Эстонии замирает. Возобновляется оно в XVIII веке, после вхождения Эстонии в состав Российской империи, и особенно широкого размаха достигает в XIX веке — именно тогда начался массовый переход эстонских крестьян из лютеранства в Православие, и стало расти число православных приходов. На первых порах, из-за отсутствия храмов, богослужения совершались в крестьянских избах, нанятых для этого домах, сараях, где из-за тесноты трудно было вместить всех желающих.

    Назначенный в 1885 году губернатором Эстляндии князь Шаховской энергично принялся за решение проблем. По его ходатайству правительство выделило на нужды церковного строительства весьма значительную по тем временам сумму — 420 тыс. рублей.

    Эстляндский губернатор неоднократно ходатайствовал об открытии в Ревеле архиерейской кафедры и назначении на нее архиерея-эстонца. Однако Рижское епархиальное начальство его не поддержало, и решение этого вопроса было отодвинуто на долгое время. Титул «Ревельский» носили викарные архиереи, как например, Святитель Николай (Касаткин), просветитель Японии, никогда не бывавший в Эстонии, Святитель Филарет (Дроздов), впоследствии известный Митрополит Московский, причисленный к лику святых, Христофор (Эммаусский).

    Икона всех святых земли Эстонской.
    Икона всех святых земли Эстонской.

    Мысли князя Шаховского об учреждении в Ревеле епископской кафедры воплотились в жизнь лишь в 1917 году, когда состоялась архиерейская хиротония благочинного эстонских приходов Санкт-Петербургской епархии протоиерея Павла (в монашестве Платона) Кульбуша.

    Решением Святейшего Патриарха Тихона он был назначен епископом Ревельским, викарием Рижской епархии. В январе 1918 года епископу Платону было поручено временное управление всей Рижской епархией, остававшейся вакантной после перевода архиепископа Иоанна (Смирнова) в 1917 году в Рязань. Владыка вступил в управление в один из самых смутных периодов истории Православия в Латвии и Эстонии, когда церковно-приходская жизнь была фактически парализована, а епархиальные структуры разрушены.

    Епископ Платон прилагал все силы для поддержания и восстановления разрушенной войной церковной жизни, но 2 января 1919 года владыка был арестован в Тарту вместе с протоиереями Николаем Бежаницким и Михаилом Блейве. А в ночь с 14 на 15 января они были расстреляны эстонскими большевиками. Ныне все трое причислены к лику святых новомучеников Эстонской земли.

    В 1920 году Святейший Патриарх Тихон даровал Эстонской Православной Церкви автономию. По его благословению в октябре 1920 года епископом Ревельским и главой Автономной Православной Церкви в Эстонии был избран священник Преображенского храма Пярну Александр Паулус. Это избрание было утверждено Святейшим Патриархом Тихоном 12/25 октября 1920 года, а 5 декабря того же года в Таллине бывший Псковский и Порховский архиепископ Евсевий (Гроздов), оказавшийся в Эстонии, и епископ Финляндский и Выборгский Серафим (Лукьянов) хиротонисали архимандрита Александра во епископа Ревельского и Эстонского. Святейший Патриарх Тихон сразу возвел новопоставленного архиерея в сан архиепископа.

    В 1923 году под давлением исторических и политических обстоятельств архиепископ Александр перешел под омофор Константинопольского Патриарха с титулом митрополита.

    В начале 1940-х годов каноническая связь с Русской Православной Церковью была восстановлена. Однако в 1944 году митрополит Александр покинул Эстонию, и предстоятелем Церкви стал архиепископ Павел (Дмитровский), до того времени возглавлявший Нарвскую кафедру.

    В 1978 году Константинопольский Патриарх Димитрий официально признал возвращение Эстонской Церкви в лоно Русской Православной Матери-Церкви.

    А в 1993 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй своим Томосом подтвердил автономию, дарованную Патриархом Тихоном.

    Такова краткая история нашей Церкви, молчаливыми свидетелями которой являются храмы, в разное время воздвигнутые на территории Эстонии благочестивыми верующими.

    В начало

    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100