Православные храмы Эстонии
Кафедральный собор св. благ. кн. Александра Невского (1900)

2 апреля 1888 года император Александр III одобрил решение Святейшего Синода о строительстве Александро-Невского собора в Ревеле (Таллине). К августу 1895 года были закончены фундамент, облицованный финляндским гранитом, и цокольный этаж. 20 августа архиепископ Рижский и Митавский Арсений (Брянцев) совершил торжественное освящение закладки собора.
В воскресенье 2 ноября 1897 года подняли кресты, изготовленные на Ревельском механическом заводе Ротермана и Рейца и вызолоченные Петербургским мастером А. Ф. Блумом. Позолота глав произведена летом 1898 года мастером П. С. Абросимовым. Колокола отлиты в Петербурге на колокольном заводе В. Орлова, чин их освящения епископ Рижский и Митавский Агафангел (Преображенский) совершил 7 июня 1898 года. Большой соборный колокол превосходил по величине и мощи все колокола Прибалтики, а в советское время — и все колокола в СССР.
Собор построен по образцу московско-ярославских храмов XVI-XVII веков. Архитектор Михаил Тимофеевич Преображенский решил украсить фасады мозаичными иконами, изготовленными в мастерской Петербургского архитектора А. Н. Фролова. Над главным западным входом — образ «Знамения» Пресвятой Богородицы, над южным — святой благоверный князь Александр Невский, а над северным - Николай Чудотворец. В кокошниках над главным карнизом — образ Нерукотворенного Спаса, справа — преподобный Сергий Радонежский, а слева — святой князь Всеволод Псковский и священномученик Исидор Юрьевский. Для Эстонии фасадные мозаики собора до сих пор являются уникальными не только по своим размерам (площадь их — около 40 квадратных метров), но и по мастерству исполнения.
По первоначальному проекту предполагалось, что иконостас собора будет мраморным, но потом решили установить деревянный золоченый. Иконостас и четыре киота изготовили в Петербурге у мастера Абросимова. Иконы иконостаса написаны в мастерской академика живописи Александра Новоскольцева. Образа местного ряда главного иконостаса — самим академиком. Это иконы Спасителя, Божией Матери, архангелов Михаила и Гавриила, благоверного князя Александра Невского и князя Гавриила-Всеволода. В центре второго яруса — образ Спасителя на престоле, Богоматери и Иоанна Предтечи по сторонам, а также шесть двойных икон с двенадцатью апостолами.
Перед правым клиросом — большие иконы священномученика Исидора и преподобного Сергия Радонежского, перед левым — иконы равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира. Написаны они лаконично, контуры отчетливы, тона насыщены, и, в целом, производят радостное и торжественное впечатление. Автором проекта применена нехарактерная деталь убранства православного храма: главный алтарь украшают витражи. Они выполнены петербургским мастером Эмилем Штейнке по эскизам художника Новоскольцева. В алтарных окнах главного придела — обожженные цветные стекла в металлических рамах с цинковой пайкой и изображением Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи.
Запрестольный образ центрального алтаря «Таинство Евхаристии» на линолеуме написан в 1899 году художником Михаилом Васильевым непосредственно в храме. За образец взята греческая мозаика XI века из Софии Киевской, но икона Ревельского собора — это самостоятельное произведение, отличающееся от подлинно как общей композицией, так и обработкой отдельных фигур и ликов. Мраморные одежды на престолы из белого каррарского мрамора изготовлены в Ревельской мастерской Копиовского. Они пожертвованы к освящению собора Ревельским русским купечеством.
Традиционные изображения евангелистов в парусах главного купола выполнены художником кабинета Его Величества Александром Петровичем Блазновым в 1899 году. Прекрасным украшением храма являются два бронзовых паникадила в средних боковых арках, по образцу паникадила церкви Спаса на Бору в Московском Кремле. Входные двери по чертежам и шаблонам строителя собора Преображенского сделаны в мастерской Александра Юлиевича Ягна в украинском селе Боронки.
По традиции все новые храмы, освящавшиеся во имя Небесного покровителя кого-либо из Российских императоров, получали в подарок от Царствующего Дома икону. Для Александро-Невского собора из мастерской Новоскольцева была пожертвована икона на медной доске с изображением семи святых небесных покровителей царской семьи: Николая Чудотворца, благоверного князя Александра Невского, великомученика Георгия Победоносца, равноапостольной Марии Магдалины, равноапостольной княгини Ольги, мученицы царицы Александры, благоверного князя Михаила и четырех святых, память которых празднуется 17 октября (в день спасения царской семьи во время крушения поезда в Борках): пророка Осин, преподобномученика Андрея Критского и бессребреников Космы и Дамиана.
Чин освящения собора был совершен 30 апреля 1900 года епископом Рижским и Митавским Агафангелом (Преображенским) в сослужении святого праведного протоиерея Иоанна Кронштадского и многочисленного духовенства, в присутствии великих князей Владимира Александровича и Кирилла Владимировича.
Во вторник, 2 мая, был освящен южный придел во имя преподобного Сергия Радонежского. Освящение северного придела во имя святого равноапостольного князя Владимира состоялось 15 июля.