Строительство

Петропавловской церкви

Дата публикации или обновления 21.08.2021
  • К оглавлению - Петропавловская церковь Большого Петергофского дворца.
  • Строительство и отделка перкви Большого Петергофского дворца


    Строительство и отделка продолжались четыре года; на их осуществление из казны было отпущено 15 тысяч рублей. Освящение храма в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла состоялось го сентября 1751 года; имя святого покровителя императора Петра I должно было напоминать о деяниях основателя «приморского парадиза» и августейшего отца Елизаветы.

    На церемонию освящения «каменной новой церкви» снова пожаловала государыня, её сопровождал наследник российского престола великий князь Пётр Фёдорович с супругой Екатериной Алексеевной.

    Фасады и интерьер петергофской придворной церкви признаны одним из интереснейших творений гениального Растрелли. Перестраивая центральную часть дворца, зодчий был вынужден согласовывать свои замыслы с уже существовавшими архитектурными формами. Зато, проектируя отдельно стоящие корпуса-павильоны, он ничем не ограничивал свою фантазию - по богатству и выразительности силуэта, по изяществу пропорций, пластической компактности масс их можно отнести к самым ярким созданиям архитектора.

    Квадратный в плане, трёхэтажный церковный корпус перекрыт восьмигранным куполом, украшенным пышными гирляндами из пальмовых листьев. Изначально вырезанные из дерева и вызолоченные, они в конце XIX века были заменены на металлические.

    Купол с четырёх сторон прорезан круглыми окнами-люкарнами в резных обрамлениях, над ним возносится восьмигранный барабан, увенчанный золочёной главой луковичной формы; четыре изящные малые главки, повторяющие по форме центральную, установлены по углам.

    Церковный интерьер был по-растреллиевски мажорно-праздничным и поражал своим великолепием. Его убранство определялось теми же декоративными мотивами, которые преобладали в парадных залах дворца.

    Ощущение ослепительной роскоши создавалось изобилием золочёной деревянной резьбы, которая на фоне окрашенных в белый цвет стен выглядела особенно эффектно.

    Солнечный свет, льющийся из многочисленных окон, играл на неповторимых извивах раковин и растительных побегов, отражался от щитов с вензелями Елизаветы, золотил фигурки младенцев-путти, парящих в подкупольном пространстве. Резные обрамления изумительно сочетались с красочным богатством живописи, сплошь покрывавшей свод купола.



    Все иконы в Петропавловской церкви были написаны масляными красками на холсте. Для выполнения этих работ была приглашена целая команда художников под руководством придворного живописца Елизаветы Ивана Вишнякова. По-видимому, местные образа Спасителя и Божией Матери в нижнем ярусе иконостаса были созданы частично или полностью им самим: историки Петергофа отмечали художественное превосходство этих произведений над прочими. Остальные иконы написаны артелью. Известно, что мастеров очень торопили с завершением работ: освящение церкви первоначально было назначено на 29 июня, день памяти Святых Петра и Павла.



    Пространство Петропавловской церкви было организовано в соответствии с православной традицией и состояло из притвора (трапезной), собственно храма и алтаря, который отделён стеной иконостаса и является архитектурным и смысловым центром храма. Живопись трапезной посвящена прославлению основных моментов жития апостолов Петра и Павла .

    Далее: Иконы церкви Большого Петергофского дворца
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос