Иконы
Петропавловской церкви
Иконы церкви Большого Петергофского дворца
Христианская церковь почитает апостолов Петра и Павла как самых значительных провозвестников Божественного Слова. Они проповедовали поодиночке, но, согласно преданию, были казнены в один день - 29 июня (12 июля) 67 года, что послужило основанием для их совместного почитания.
«Апостол Петр». Трапезная церкви Большого Петергофского дворца.
Пётр принадлежал к числу двенадцати учеников, знавших Христа во время Его земной жизни, Павел же был призван Господом к служению спустя несколько лет после Его Воскресения.
«Апостол Павел». Трапезная церкви Большого Петергофского дворца.
В изобразительном искусстве издревле сложилась индивидуальная иконография апостолов с ярко выраженными портретными чертами: короткие вьющиеся седые волосы и борода - у апостола Петра; высокий лоб с залысинами и длинная темная борода - у апостола Павла. Традиционны и цвета облачений: оба изображаются одетыми в синие хитоны и накинутые сверху плащи-гиматии: охристый - у апостола Петра и вишневый - у апостола Павла.
Каждый из апостолов имеет свои атрибуты, которые отражают особенности их служения и почитания. Апостол Пётр изображается со свитком и посохом - символами христианского учения и пастырского подвига, а также с ключами от райских врат, вручёнными ему самим Христом. В руках апостола Павла - книга, напоминающая о проповедуемом Евангелии и о его четырнадцати посланиях, вошедших в состав Нового Завета.
«Вручение Апостолу Петру ключей от райских врат». Трапезная церкви Большого Петергофского дворца. Восточная стена, в центре.
При входе в трапезную Петропавловской придворной церкви справа был размещён образ апостола Петра, сидящего за столом с книгой посланий, открытой на стихах 2-й главы 1-го послания; слева - апостола Павла с открытым на 13-й главе посланием к Римлянам.
«Хождение по водам». Трапезная церкви Большого Петергофского дворца. Южная стена, в центре.
В двенадцати изображениях на падуге (криволинейной вогнутой поверхности, оформляющей переход от вертикальной плоскости стены к потолку) запечатлены основные моменты апостольского служения святых - многочисленные знамения и чудеса, которые сопровождали их евангельскую проповедь миру.
«Обращение Савла». Трапезная церкви Большого Петергофского дворца. Северная стена, в центре.
Плафон трапезной разделён на две части, в правой из которых изображён сюжет «Видение плащаницы апостолом Петром», в левой - «Восхищение апостола Павла до третьего небеси». Трапезную от центрального объёма храма отделяет трёхчастная аркада. Здесь, в медальонах, размещённых над арочными проёмами, располагались иконописные сюжеты, соотносящиеся с памятными датами правления создательницы храма - императрицы Елизаветы Петровны. Справа находился образ святого мученика Севастиана, день памяти которого совпадал с днём рождения Елизаветы Петровны, в центре - «Свидание Святых Марии и Елизаветы», слева - «Святой Климент - папа Римский, и Пётр Александрийский», в день памяти которых императрица вступила на престол. Такие иконы имелись во всех церквах елизаветинской поры.
В центре свода купола в крестовидную розетку вписан парящий голубь, олицетворяющий Дух Святой. Его окружают фигуры двенадцати учеников и Девы Марии в состоянии молитвенного вдохновения, а также изображение четырёх Евангелий на престолах. Таким образом, священные сюжеты в верхней части купола символизируют раннехристианскую церковь, гонимую, но укрепляемую Святым Духом.
Ниже, по сторонам от окон-люкарн, размещены восемь образов, представляющих Отцов церкви в рост. На восточной стене, над иконостасом, изображены святители: Василий Великий и Григории Богослов, на южной - Иоанн Златоуст и Спиридон Тримифунтский, на западной - Афанасий Великий и Кирилл Александрийский, па северной - Иоанн Милостивый и Николай Чудотворец.
«Святой Севастиан». Образ над южной аркой.
Живопись в нижней части подкупольного пространства напоминала о церкви торжествующей, утверждённой учителями, которые покорили мир «долготерпением и мученичеством, милостью и истиной, правдой и миром».
«Свидание Святых Марии и Елизаветы». Образ над центральной аркой.
Резной шести ярусный иконостас с витыми колоннами и скульптурным Распятием на вершине скрывал за собой алтарь - место особого присутствия Бога в храме.
В нижнем, местном ряду иконостаса, кроме традиционных изображений Иисуса Христа, Богоматери и храмовой иконы апостолов Петра и Павла, был помещён образ «Святые Захария и Елизавета». В день памяти этих святых императрица Елизавета Петровна праздновала свои именины.
«Свидание Святых Марии и Елизаветы». Образ над центральной аркой.
Царские врата - это центральные двухстворчатые двери иконостаса, ведущие в алтарь. В иконах Царских врат и сени воплощена тайна искупления. Наверху, в закруглённой части врат, - сцена Благовещения: Архангел Гавриил изображён палевой половине двери, а Богоматерь - на правой. В створках врат помещены четыре медальона с фигурами евангелистов. Над Царскими вратами, в соответствии с каноном, находилась «Тайная вечеря».
Далее следовали два праздничных ряда, посвященных двенадцати главным «двунадесятым» праздникам Православной Церкви: от Рождества до Успения Богородицы.
Выше располагался деисусный чин - Христос Вседержитель на престоле с предстоящими Святыми Марией и Иоанном Крестителем и двенадцать апостолов, представленных попарно. Завершал иконостас пророческий ряд, увенчанный золочёным резным Распятием с предстоящими фигурами апостола Иоанна и Богоматери; Распятие символизирует искупительную жертву Христа.
Далее: Живописное убранство церкви Большого Петергофского дворца