Святыни Москвы. Иконы Господни

Дата публикации или обновления 17.03.2021
  • Иконы святых угодников Божиих в Москве
  • Святые мощи и честные останки
  • Святые предметы и реликвии Москвы
  • Чудотворные иконы Москвы: в чем помогают и где находятся иконы Божией Матери

  • Господь Вседержитель

    Спас Вседержитель, или по-гречески Пантократор - главное изображение, помещенное в центре деисусных чинов иконостаса. Здесь Христос предстает как Судия мира и его Спаситель, перед которым ходатайствуют за весь человеческий род Богоматерь и Иоанн Предтеча, архангел Михаил и архангел Гавриил, апостол Пет и апостол Павел, и другие святые. Характерной особенностью этой иконы является изображение Вседержителя и благословляющей Его руки, а также раскрытой или закрытой книги. Традиционно хитон Спасителя имеет оттенки красного цвета, а гиматий - синего. Сочетание этих цветов символизируют земную - человеческую - и небесную - Божественную природы Спасителя.

    Книга, которую Господь держит в левой руке, может быть изображена как в виде свитка, так и виде кодекса. Книга - это и Книга Жизни, в которую вписаны имена спасенных, это и упоминаемая в Откровении Иоанна Богослова Книга, запечатанная семью печатями, как свидетельствует Ветхий Завет и Новый Завет. Конечно, это и само Евангелие, данное нам от Господа.

    Одна из особо почитаемых икон находится в Успенском соборе Московского Кремля. Эта икона XIV - XVII вв., известная как «Спас Златая Риза», или «Спас императора Мануила», символизирует, что царская власть подчиняется власти Божией.


    Господь на престоле

    Икона, изображающая Господа на престоле, схожа с изображением Христа Пантократора, также изображена благословляющая правая рука и книга в левой руке, но фигура Господа всегда изображается восседающей на престоле. Престол - это не просто символ царской власти, это также символ вселенной, символ видимого и невидимого мира.

    Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает (77с. 102, 19).

    С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле... (Пс. 32, 13 -14).

    Фигура Господа на иконе может быть одиночной, а может изображаться «с предстоящими» - с ангелами и святыми. Существуют многочисленные изображения Господа на престоле в архиерейском облачении, такой извод называется «Великий Архиерей» и являет Христа как Главу Церкви.

    Иконы, называющиеся «Царь царем», представляют Спасителя в царских ризах.

    На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих (Откр. 19, 16).

    Само слово «царь» имеет древний санскритский корень - «sar», что означает - «защищать», «охранять», «пасти», «питать», т.е. изначальное значение слова, и сама идея царской власти - это общественное служение.

    В течение двух тысячелетий, прошедших с момента Боговоплощения, родившийся на затерянной окраине величайшей некогда империи «сын бедного плотника», оказывает самое могущественное влияние на развитие всего человечества и каждой отдельной личности.


    Спас в силах

    В деисусном ряде иконостаса в центре помещают изображения «Спаса в силах», справа от Спасителя - Божия Матерь, слева - Иоанн Предтеча, за ними архангелов, апостолов и святых. Всю площадь иконы занимает изображение красного четверика, т.е. квадрата с вытянутыми концами, который знаменует собой землю. На красном четверике с символами евангелистов помещен синий овал - мир духовный, сфера бесплотных сил. И поверх него, на красном ромбе, который является условным изображением светозарной, огненной природы мира Божественного - фигура Спасителя на престоле.

    Икона «Спас в силах» показывает Господа Иисуса Христа во всей полноте Его силы и славы, как Владыку всего видимого и невидимого мира. Эта икона непосредственно связана со Вторым Пришествием Спасителя, Страшным Судом, концом времени и грядущим преображением вселенной.

    ..И пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью в себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день (Ин. 12,47 - 48).

    Это изображение Спасителя призвано также пробуждать совесть человека, голос которой приводит его к покаянию, перемене сознания и в конечном итоге к преображению всей жизни.


    Спас оплечный и Спас ярое око

    Эти две иконы, написанные еще в самом начале XIV в., находятся в Успенском соборе Московского Кремля. На них Господь изображен как Вседержитель, только в так называемом сокращенном варианте.

    Икона в Москве с изображением Оглавного Спасителя (XIV в.) находится в старообрядческом Покровском соборе на Рогожском кладбище (ул. Рогожский поселок, д. 29; проезд: ст. м. "Марксистская" или "Площадь Ильича").


    Спас Эммануил

    Икона Христа, где Он изображен в виде младенца или отрока, называется «Спас Эммануил». «Эммануил» означает «С нами Бог». Это имя впервые появляется в пророчестве Исайи о грядущем Боговоплощении: Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14).

    Лик юного Спасителя соотносится с возрастом, упоминаемым в Евангелии от Луки: И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник (Лк. 2,42).

    Эти иконы, изображающие Божественного Отрока, не получили широкого распространения.


    «Спас нерукотворный»

    Нерукотворный образ Христа на святом убрусе (полотенце) представляет собой лик Богочеловека, чудесным образом отпечатавшийся на полотенце, когда Христос вытерся им.

    Более трех веков он считался утерянным и был вновь обретен в IV в.

    Одна из чтимых икон находится в храме пророка Илии в Обыденном переулке.


    Спас златые власы

    Эта древняя и знаменитая икона XIII в. находится в Успенском соборе Московского Кремля в Москве.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос