Рака для святых мощей

Дата публикации или обновления 01.11.2021
  • К оглавлению: Журнал «Церковный благоукраситель»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Почитание мощей святых свойственно христианству с древнейших времен. Уже первые христиане собирались на богослужение в катакомбах, у гробов мучеников, пострадавших за веру. Эта традиция положила начало правилу: литургия всегда служится на святых мощах. Поэтому при освящении храма на его престол полагают антиминс - особый плат, в который зашита частица мощей святого.

    Храм, где почивают мощи угодника Божия или их часть, становится местом особого почитания, паломничества верующих. Тела святых полагают в благолепно украшенные ковчеги либо, если они остаются под спудом (погребенными) - устраивают над ними торжественные надгробия. Создание ковчегов (рак для мощей) во все времена поручалось искусным мастерам; их убранство свидетельствует об уровне художественного и ювелирного искусства своего времени. Рака символизирует славу, которая осеняет угодника Божия в Небесном Царствии. Нередко ее убранство образным языком повествует и о земных подвигах того, кто упокоился в ней.

    Как правило, рака представляет собой ковчег, внутри которого находится гроб с мощами святого. В православной традиции рака обычно имеет прямоугольную форму и размеры, приближающиеся к размерам человеческого тела.

    В Древней Руси рака могла представлять собой каменный саркофаг - так, сказание о перенесении мощей благоверных князей Бориса и Глеба сообщает, что их положили «в раку каменну». Эта традиция, видимо, происходит из древнейших времен: например, в храме Мир Ликийских (ныне - г. Демре, Турция) можно увидеть старинный мраморный саркофаг, где до перенесения в Бари (Италия) почивали мощи святителя Николая Чудотворца.

    В более поздние времена рака, как правило, выполнялась из металла и украшалась чеканкой. Пожалуй, интереснейший пример раки - та, в которой хранились мощи благоверного (преподобного) князя Александра Невского. Собственно, исторически для этой святыни было создано несколько ковчегов. Наиболее известны своей художественной ценностью выполненные в XVII и XVIII столетиях. В 1695 году мощи благоверного князя были положены в деревянный ковчег, верхний край которого украшала серебряная пластина с прочеканенной надписью: «Въ сей сребропозлащенной раце положены святыя мощи благоверного и христолюбивого князя Александра Ярославича во иноцехъ преподобного Алексия Невского и Владимерского и всея России чудотворца...» Интересно, что по исполнению и декору рака благоверного князя Александра напоминает серебряный ковчег для мощей великомученицы Екатерины, пожертвованный русскими царями в конце XVII века в монастырь Святой Екатерины, что на горе Синай. Вероятно, эти две раки родились в одной мастерской. В XVIII столетии для мощей благоверного Александра Невского изготовили новую раку. Сегодня она находится в Эрмитаже. Эта рака представляет собой великолепный образец церковного искусства эпохи барокко. Созданная в правление царицы Елизаветы Петровны, она, по сути, является скульптурной композицией и несет в себе не только церковную, но и государственную символику.

    Обратимся к современным образцам рак, выполненных для мощей святых. Их изготавливают как из металла, так и из дерева; применяются и различные сорта камня. Стилистику чаще используют древнерусскую. Как правило, раку - прямоугольный ковчег - располагают на помосте и украшают сенью, укрепленной на колоннах, так что ее пространство оказывается выделено из общего помещения.

    Необычную форму имеет рака, вырезанная из дерева, для мощей праведного воина Феодора Ушакова, почивающих в Санаксарском мужском монастыре (Мордовия). Она выполнена в виде стилизованного корабля. Такое художественное решение указывает на житие этого угодника Божия, который был одним из лучших адмиралов Российского флота. В то же время форма корабля глубоко символична: она напоминает нам о значении Церкви Божией как корабля спасения, преодолевающего волны житейского моря и ведомого Премудрым Кормчим - Христом.

    Рака святого князя Александра Невского

    Благоверный князь Александр Невский - небесный покровитель Петербурга. Рака, выполненная из серебра для его мощей в правление императрицы Елизаветы Петровны, представляет собой сложное и монументальное сооружение: помимо самого ковчега с мощами, оно включает пирамиду с изображениями херувимов, самого благоверного князя Александра и его супруги княгини Александры, а также «трофеи», составленные из знамен и оружия. Общий вес раки равен приблизительно полутора тоннам.

    В XX веке это уникальное произведение церковного ювелирного искусства едва не погибло вместе со многими другими, переплавленными ради драгоценного металла, который отправляли за рубеж. Но нашлись люди, не побоявшиеся вступиться за историческую и культурную ценность.

    10 мая 1922 года председателю ВЦИК Калинину и сестре Троцкого, которая курировала «пролетарское искусство», была отправлена телеграмма: «Государственный Эрмитаж и Русский музей просят срочного распоряжения приостановить разрушение иконостаса Казанского собора и раки Невской Лавры - памятников мирового художественного значения». Подписали прошение Тройницкий - директор Эрмитажа, Сычов - директор Русского музея и Александр Бенуа. Иконостас Казанского собора спасти не удалось, а рака была передана в Эрмитаж, где находится по сей день.

    Храм (базилика) Святого Николая Чудотворца в г. Миры Ликийские

    На территории Турции, в г. Демре, сохранился храм, посвященный свт. Николаю Чудотворцу, где, до перенесения в Бари, почивали его мощи. Здесь можно увидеть древние саркофаги, в одном из которых и был погребен святитель. Базилика была возведена практически сразу после кончины свт. Николая, в IV столетии. На стенах храма сохранились фрагменты росписей и мозаик XI века.

    На фреске, изображающей отцов I Вселенского Собора, можно увидеть изображение свт. Николая - вероятно, самое древнее и достоверное из существующих ныне.

    Саркофаги, сохранившиеся в храме, выполнены из мрамора, которому резец мастера придал совершенные и символичные формы. Крышка саркофага, где, согласно предположению ученых, почивали мощи Святителя, покрыта узором в виде чешуи рыбы. Как известно, в древней Церкви рыба символизировала Христа.

    Саркофаг украшают изображения голубей, напоминающие о явлении Святого Духа, а также оливковых ветвей, знаменующих собой мир и милость Божию. Миры Ликийские - город с древней историей.

    В первые века нашей эры здесь, на окраине Римской империи, во множестве собирались последователи гонимой христианской веры.

    В Мирах сохранился и древний амфитеатр, где устраивали представления с участием хищных зверей и где могли пострадать христианские мученики.

    Алина Сергейчук


    Источник материала: журнал «Благоукраситель» № 39 (лето 2013 г.) издательства «Русиздат».

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос