Психология бизнеса и успеха в кризис

Дата публикации или обновления 18.01.2016
  • К оглавлению: Журнал «Церковный ювелир»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Беседа с психологом иереем Сергием Торнаги

    Консультация психолога - одна из любимых рубрик читателей журнала «Церковный ювелир», среди которых немало руководителей предприятий. Продолжаем тему весьма актуальным разговором: как выжить в кризис, сохранить свой бизнес и, что не менее важно, мир души.

    - Некоторым кажется, что христианство и бизнес трудносовместимы. Мол, христианин обязан быть слишком мягким, не заботиться о земном... Так ли это?

    О. Сергий: Господь учит нас - «Аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царствие Небесное» (Мф. 18: 3). Неправильно понимая эти слова, некоторые люди, обретая веру, отпускают вожжи жизненной колесницы и попадают в большие неприятности. И винят в этом святую Православную веру. Но на самом деле причиной неудач стал не текст Священного Писания, а неумение понимать его. Поверхностная вера никогда не дает плодов ни в будущей жизни, ни в этой. Святой апостол Павел, раскрывая сказанное Спасителем, писал: «Не дети бывайте умом, но злобою младенчествуйте; умы же совершени бывайте» (1 Кор. 14: 20). Ведь и Христос предупреждает: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф.10:16).

    - Как выжить в кризис - сохранить свой бизнес, свои нервы, а главное, верность христианским принципам (честности, любви и т.п.)?

    О. Сергий: Конечно, в кризис необходимо задействовать все необходимые экономические рычаги выживания предприятия. Избавиться от лишних расходов. Добиться удешевления оказываемых вам услуг, где очевидны сверхприбыли поставщиков таковых, и т. д. Что касается психологии, то здесь необходимо распределить силы исходя из задачи движения вперед, чтобы не заниматься только «латанием дыр». И наконец, каждому христианину жизненно необходимо помнить, что кризис, как сказал Святейший Патриарх, это «результат греха, который проник в современную экономик)»..

    - Какова связь кризиса с грехом - помимо того, что практически все скорби попускаются «по грехам нашим»?

    О. Сергий: Любое предприятие или учреждение, создававшееся в последние 20-30 лет, невольно формировалось с учетом условий греха, который в экономике называется Luftgesch ft - то есть продажей воздуха.

    В современном мире господствует манипуляция, когда потребности формируются с целью продать людям нечто, не являющееся ценностью, и заработать на этом. На это направлена вся атмосфера общества. Мода, праздники, индустрия развлечений, шоу-бизнес, понятия престижного и даже должного... Господствует банковская экономика, которая коренным образом отличается от казначейской. Казначейская: что заработали, то и имеем. А банковская: придумали себе деньги и на придуманные деньги накупили товаров. Все живут в воображаемом мире. Набирают кредиты, на них накупают ненужные вещи. А потом этот мыльный пузырь лопается - и получается кризис.

    - И как же организации выбраться из кризиса?

    О. Сергий: Так как любая технология в одних условиях может приносить колоссальную прибыль, а в других просто губительна, необходимо тщательно разобрать все стороны своего дела, чтобы обнаружить погрешность - ориентацию на «торговлю воздухом». В кризис, когда ресурсов становится мало, она все равно уже не принесет успеха. В этих условиях вновь начинают котироваться реально ценные, а не надуто статусные вещи и явления. Сейчас многим становится ясно, что время безвкусицы, лживой бесполезности и пошлости гламура прошло. Если вернуться к этимологии слова «кризис», будет не лишним напомнить, что оно означает (др.- греч.) решение — суд, где все становится ясным и ставится на свои места, а также поворотный пункт жизни. Именно сейчас каждый из нас должен сделать свой выбор. Или я человек «лихих 90-х», или я христианин, работающий исходя из патерналистской идеи любви к ближним через оказание истинной пользы и сотрудникам, и партнерам, и клиентам.

    Надо отвергнуть самообман и самооправдание. Каждый православный руководитель должен стать своего рода архонтом небольшой общины, вверившей ему свою трудовую жизнь. К тому же православный лидер должен выбирать себе духовника не в соответствии со своими слабостями и страстями, а того, кто стремится жить согласно евангельскому призыву Христа Спасителя. Будем помнить, что сказано: «Испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Ин. 4: 1). Впрочем, внимательное, рассудительное и духовное отношение ко всем делам необходимо не только в кризис.

    - В наши дни человек как никогда часто оказывается в состоянии стресса, когда тревога мешает работать и принимать правильные решения. Как научиться снимать стресс, отвлекаться от бесплодных мрачных мыслей?

    О. Сергий: Стоит вспомнить академика Павлова, который говорил, что стресс надо «вогнать в мышцы». Если Еда работе нет возможности заниматься спортом, можно проделать ряд упражнений, не сходя со стула: поочередно напрягать и расслаблять мышцы от стоп ног до шеи. Напрягли мышцы, затем расслабили, прислушались к их легкому гудению. И так несколько раз. Еще я бы порекомендовал простую святоотеческую методику: молиться, сдерживая дыхание, для того чтобы успокоить нервы. Например, преподобный Нил Сорский рекомендует нам читать Иисусову молитву, дыша при этом реже. Вдох делается, как при пении, не полной грудью, а выдох - через сомкнутые губы, медленно. При этом формируется легкая гипоксия (недостаток кислорода), которая успокаивает нервы и способствует молитве. Это помогает отвлечься от страстных переживаний и обратиться к Богу с молитвой - а Он, как Источник благодати, даст нам успокоение и поможет принять нужное решение в кризисной ситуации.

    - Всем ли можно применять этот метод?

    О. Сергий: Конечно, я бы рекомендовал каждому обратиться за благословением к своему духовному отцу. Но, опять же, я не говорю о непрестанной молитве - только о том, чтобы двенадцать или, например, сорок раз прочесть молитву. Прочесть со вниманием, обращаясь к Личному Богу, прося Его о помощи. Конечно, исихазм - это особая школа, которой можно обучиться только у опытных наставников. Но раз Святые Отцы пишут об этом - мы можем прибегать к этой методике, хотя и в ограниченной форме. Понимая, что мы не должны испытывать при этом приятных ощущений и иных иллюзий. Если такое происходит, то прекратить эту практику.

    - Как правильно вести деловые переговоры?

    О. Сергий: В отношениях с людьми всегда должна присутствовать нотка личных душевных чувств. Относитесь к клиенту с уважением, но говорите уверенно. Все люди находятся во власти своих стереотипов, продиктованных их предыдущим опытом. Это напряжение надо ослабить, вызвать доверие. Людям нравится общаться с веселыми, добрыми людьми. Старайтесь сделать свою речь увлекательной, но при этом помните, что враг не дремлет и всегда ждет, когда мы расслабимся, чтобы исказить или «перегреть» наши слова и чувства.

    Поэтому увлекательность должна быть уравновешена умеренностью. Сотрудников, работающих непосредственно с людьми, нужно обязательно воспитывать в этом духе христианской выдержанности и меры. Мне доводилось встречаться с ситуациями, когда деловые отношения такого рода давали устойчивые, братские деловые связи. А это очень важно. Пришло время устанавливать корпоративно-полуродственные отношения с партнерами по бизнесу. Главный принцип для достижения этого - христианское человеколюбие и нравственность в отношениях и приятие с миром происходящих событий. Необходимо учиться отличать добродетель человеколюбия от грехов человекоугодия и лицемерия. Нужна ясность в мыслях и целях, которая дает ясность поступков.

    - Можете дать какие-то конкретные рекомендации?

    О. Сергий: В беседе важно нарисовать образ: что человек получит в результате вашего сотрудничества. Часто на переговорах люди думают о том, что они хотят получить от них. А надо - о том, что интересно клиенту.

    Для начала следует понять, с кем вы говорите. Определить интересы, вкусы человека - и в соответствии с этим вести беседу Важно говорить на одном языке с собеседником. Для этого в организациях, работающих с людьми, должны быть менеджеры разного психологического склада - чтобы они были комплиментарны разным типам личности клиентов. Коротко говоря, надо помнить формулу «Пяти У»: уважительность + уверенность + увлекательность + умеренность = успех.

    - А как правильно реагировать на воздействие со стороны собеседника, чтобы сохранять хорошие отношения, соблюдая при этом свои интересы?

    О. Сергий: Будьте участливыми, но четко расставляйте границы своих приоритетов. Если собеседник чувствует, что на ваших инстинктах невозможно играть, он входит в зону конструктивности. У него нет неоправданных надежд и, соответственно, дальнейшего разочарования и раздражения в отношении вас.

    - Как руководителю правильно мотивировать сотрудников, чтобы они не только слушались, но и от души выполняли свою работу, прилагая к делу и душу, и ум?

    О. Сергий: Есть такой старый тест. Какой руководитель является хорошим? Тот, в отсутствие которого подчиненные работают:

    а) лучше;

    б) хуже;

    в) так же.

    Как ни странно, но правильный ответ дает последний вариант. Он свидетельствует, что механизм отлажен. Основной задачей руководителя является стратегическое управление работой и наблюдение за исправным функционированием организации, а также подбор специалистов. Как мы уже говорили, сотрудники должны соответствовать занимаемой должности по своему психологическому типу и иметь внутреннюю мотивацию к достижениям, а главные нравственные принципы здоровой религиозности. Хороший сотрудник - это всегда жемчужина. Сотрудников, также как и друзей, и клиентов, надо «коллекционировать», беречь, расставлять именно на те места, которые им подходят. И конечно, правильно их мотивировать. Если мы относимся к людям как к расходному материалу - мы не достигнем успеха.

    Конечно, в функции руководителя входит и воспитание подчиненных через мероприятия, личные беседы, совещания и так называемые менеджерские накачки, подобные по духу тем речам, которые произносились полководцами перед своими воинами на поле брани. В таких речах обычно должны быть расставлены акценты на целях и задачах. Здесь же необходимо снабдить коллектив информацией о предстоящей работе, раскрыть отрицательные последствия в случае невыполнения задач, перспективы достижений в результате их успешного решения. Важно воодушевить сотрудников чувством общности в деле и вашей верой в них.

    - Каких ошибок должен опасаться руководитель в отношениях с подчиненными?

    О. Сергий: В первую очередь, ни в коем случае нельзя унижать людей. Публично наказывать можно только в крайних случаях. В текущих вопросах наказание должно совершаться один на один. Унижающий начальник закладывает в коллективе дух разделения. В стрессовых ситуациях даже здравомыслящие люди могут говорить и действовать неразумно. Слово Божие призывает нас: «Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь» (Пс. 4: 5). Поощрение же, наоборот, должно почти всегда быть достоянием общественного внимания.

    - Не вызовет ли это зависти?

    О. Сергий: Награды должны быть организованы так, чтобы не разжигать взаимную зависть и ненависть. Их функцией должно стать поощрение отличившихся сотрудников и стимулирование остальных. В этом деле важно не допустить ситуации так называемого мобинга, когда деятельный сотрудник всеми способами, иногда и используя самооценку руководителя, изживается саботажниками. Далее, в отношениях не должно быть лжи. Как говорят психологи, «война - путь обмана, обман - путь войны». Если наши отношения с подчиненными исполнены лжи, то это не руководство, это контроль или, иначе говоря, война. Подчиненные ответят тем же. Это проявится в виде саботажа, лени и небрежности. В стиле «как нам платят, так мы и работаем». Хотя, конечно, речь идет не столько о деньгах, сколько об отношениях. Слово руководителя не должно быть не только лживым, но и пустым.

    Как на холодном оружии в царское время было написано: «Без нужды не вынимай, без славы не вкладывай », так и начальник не должен открывать рот без цели и закрывать без результата. Основной инструмент руководителя - его речь. Штрафы или поощрения - это крайние меры. Еще одна ошибка, ведущая к войне между неподготовленным начальником и его коллективом, - это древний латинский принцип «Divide et impera», то есть «Разделяй и властвуй». Мы знаем, что «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12: 25). Нельзя сказать, что в разделениях всегда виновен руководитель. Без конфликтов не обходится жизнь ни одного коллектива, но есть простой способ минимизировать их число - не создавать для них базы. Не должно быть недомолвок, нельзя пытаться мотивировать сотрудников, вызывая у них ложные надежды.

    - А если сотрудники сами неправильно понимают руководителя?

    О. Сергий: Не следует бояться юридических взаимоотношений внутри организации. Они создают порядок и избавляют от излишних толкований впоследствии и возможности раздора. Это вполне соответствует Закону Божию. Еще в Ветхом Завете мы встречаем упоминание о том, что, когда пророк Иеремия купил поле у своего двоюродного брата, который тоже был служителем Божиим, он в присутствии свидетелей оформил документ, подтверждающий сделку (см.: Иер. 32: 9-12). Будем помнить, что в порядке и правилах всегда хранится любовь. Впрочем, не забудем, что и сатанинская нелюбовь часто прячется за порядком мертвой буквы.

    - Вы упоминали о том, что современное общество подвержено манипуляциям «сильных мира сего», которые наживаются на страстях человеческих...

    О. Сергий: Эти «сильные мира сего», манипуляторы, сами не пребывают в адекватном состоянии. Ими управляет жажда наживы. Сначала они ставят себя над людьми, заставляют их покупать ненужные вещи. Затем начинается борьба за ресурсы, захватывается все большее их количество. Далее начинаются войны. Дети манипуляторов захватываются теми самыми настроениями, которые они когда-то посеяли среди презираемых ими людей. Они спиваются, становятся наркоманами. В результате никто уже не помнит: а кто, собственно, благо-получатель? Так называемые элиты сменяются раз в несколько лет. Люди появляются и исчезают. Мы видим очередной взлет безнравственных людей, но не видим, чем они заканчивают. Нам подается пример безнравственности, но если мы все же будем поступать по вере и совести, никто нас ничем не увлечет.

    - Но страдает от этого положения вещей все человечество...

    О. Сергий: Да. Товары делаются некачественными, чтобы люди скорее покупали новые, экологические ресурсы планеты исчерпываются... Кто тут в выигрыше? А «хозяева жизни» додумались лишь до того, что надо уменьшить число жителей планеты, и для этого пропагандируют разврат, чтобы люди не создавали семей и не оставляли потомства. Если люди ориентированы на удовольствия - ребенок уже воспринимается как конкурент в погоне за наслаждениями. Тендерная война: мужчины настраиваются против женщин, женщины - против мужчин. Все это должно привести к уменьшению численности населения.

    - Как избежать манипуляций?

    О. Сергий: Главное - понять: если нами можно манипулировать, то и мы сами можем собой управлять, используя те же механизмы. Надо «сесть за руль своего автомобиля», отцепить его от «буксира». Перестать разглядывать глянцевые картинки. Начать изучать себя и свою веру, как учит Священное Писание: «Внимайте себе». Часто в той же рекламе звучат слова: «Это искушение», «Какая прелесть». Все верно, так и есть-нам предлагается прелесть (то есть обман, прельщение, лесть) и искушение! Если человек блюдет свою нравственность и не поддается на зависть, жажду наживы, мечтательность, саможаление - он никогда не поддастся на приманки. Мы помним, что иллюзии обещают многое, но отнимают последнее. Именно поэтому неразумный человек может взять кредит, не рассчитывая, как он будет его отдавать.

    - Как заметить манипуляцию, например, при просмотре ТВ?

    О. Сергий: Надо понимать, что у нас есть инстинкты: инстинкт самосохранения, пищевой инстинкт, половой инстинкт. Все они даны для того, чтобы мы могли эффективно существовать на этом свете, исполняя Божий благословения. Но враг рода человеческого, как говорили в старину лукавый (от слов «лук», «излучина» - то есть искривитель) искривляет наши естественные чувства и инстинкты, превращая их в то, что не помогает, а мешает нам жить. Надо понимать, на какой мой инстинкт воздействуют здесь и сейчас. Почему не рекомендуют ходить в магазин голодным? Потому, что накупим ненужных нам продуктов. В телевизионных передачах все рассчитано: когда мы вечером готовим ужин и смотрим ТВ, мы очень голодны - и в это время идет реклама продуктов.

    Примерно в то время, когда мы начинаем есть и у нас наступает пищевое удовлетворение - нас взвинчивают передачи типа «Пусть говорят», «Коммунальный вопрос». Они не имеют политической подоплеки, зато их задача - взвинтить телезрителя, возмутить, сделать его неадекватным. Дальше идут передачи, где внушается страх. Задача: напутать человека, чтобы заставить его что-то сделать. Например: «Все кончится, если Путин останется (или не останется) у власти». Мы же должны действовать, исходя из Евангельских принципов и святоотеческого предания о самоконтроле. Святейший Патриарх правильно сказал, что православные христиане на митинги не ходят. Зачем? Человек, попавший на митинг, перестает быть личностью, субъектом взаимоотношений и превращается в объект манипуляции, ресурс для достижения некого результата, нужного устроителям мероприятия.

    Беседовала Алина Сергейчук


    Журнал «Церковный ювелир» № 36 (зима 2012 г.) издательского дома «Русиздат».

    В начало

     
    Rambler's Top100