О нашем отношении

к новомученикам

Дата публикации или обновления 01.07.2017
  • К оглавлению: Газета «Преображение Гуслицы»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Почитание святых в Православии является важной частью Священного Предания Церкви. Церковь любит всех своих святых - Честнейшую Херувим Богоматерь, Бесплотные Силы, пророков, апостолов, святителей и учителей Церкви, благоверных правителей, мучеников, преподобных, праведных. Но мученикам в Церкви воздается особый почет.


    Их именуют «столпами Церкви», потому что они - цвет Церкви, ее честь и хвала. Особое отношение к мученикам усматривается, например, из содержания богослужения субботнего дня - в этот день вспоминаются все лики святых, но более всего - мученики.

    Величие их подвига заключается в том, что они засвидетельствовали веру даже до крови, и в своей жертвенности некоторым образом уподобились Спасителю.

    Между тем немало христиан не до конца понимают это особое отношение Церкви к мученикам, страшатся описываемых в житиях мучений и, как бы выразиться получше... сторонятся не только мучений, но и самих мучеников. Следствием этого непонимания становится недостаточное, ограниченное почитание такими людьми подвига мучеников вообще. Вместо этого больший интерес вызывают чудеса святых - исцеления, видения, откровения и т.д. Например, за что почитают, прежде всего, как воцерковленные, так и невоцерковленные люди блаженную Матрону Московскую? За чудеса. А многие ли почитают ее за перенесенные лишения и гонения? А она ведь является исповедницей веры...

    В итоге это непонимание, недооценка значения мученичества косвенно оказывается связанным с непониманием человеком сердцем, душой сокровенной сути христианской жизни - необходимости мужественного и терпеливого несения своего жизненного креста и скорбей. Ведь люди в большинстве своем терпят различные скорби. Но весь вопрос в том, как они их терпят... Можно терпеть с благодушием и пониманием того, что «лично мне это нужно, по-другому, я, может быть, и не спасусь, погибну», а можно воспринимать их как некую безысходность, ощущать себя загнанным в угол, «мол, ничего не сделаешь другого, надо терпеть...». Согласитесь, ситуация одна и та же, а отношение к ней разное. Примером для нас здесь является тот же апостол Павел, который предпочитает хвалиться не своими особыми дарованиями от Бога, а немощами (2 Кор. 12: 5), иными словами - мученичеством.

    А теперь от этих общих рассуждений хотелось бы перейти и к почитанию новомучеников и исповедников Российских. В чем высота их подвига? В чудесах? В нетлении мощей? Прежде всего, она, как и у древних мучеников, в мужественном свидетельстве веры перед гонителями, невзирая на связанные с этим страдания, лишения и даже насильственную смерть. Это самое ценное, самое важное. Если это само по себе не увлекает наше сердце, не трогает душу, не восхищает ее, то надо бы нам крепко задуматься о нашей вере - в какой степени она соответствует Священному Преданию Церкви?

    Что можно посоветовать тем, кто хотел бы утвердить себя в почитании новомучеников? Во-первых, необходимо изучать Священное Предание Церкви (творения святых отцов, вероучительные книги, жития святых, быть внимательнее к содержанию богослужебных текстов - уже одни они могут нас многому научить -и вере, и нравственности), чтобы приучить себя вообще любить мучеников именно так, как это делает Священное Предание. А во-вторых, следует узнавать больше о самих новомучениках: читать их жития, интересоваться историей Церкви советского периода, особенно 20-х и 30-х годов XX века.

    Поделюсь в связи с этим своим небольшим опытом. На меня огромное влияние оказали Соловки. Первая поездка была в начале 2000-х годов. Своими глазами я видел сохранившиеся камерные двери в Соловецком кремле, слышал рассказы о нечеловеческих условиях содержания заключенных на Секирной горе (в храме Вознесения еще тогда оставались следы этого), о том, как «лечили» смертью на Анзере (выражение А. И. Солженицына). В это же время я прочитал книгу Бориса Ширяева «Неугасимая лампада» о Соловецком лагере. Это замечательнейшее произведение, в котором собраны рассказы о людях, оказавшихся способными не только сохранить человеческий облик в нечеловеческих условиях, но и явить величие духа и жертвенность к ближним (очень советую прочитать). Кто не читал книгу «Отец Арсений», ставшую уже классической, обязательно прочтите! Жития священномучеников Петра, архиепископа Воронежского и Задонского (Зверева), Илариона, архиепископа Верейского (Троицкого), архиепископа Тверского Фаддея, святителя Луки, архиепископа Симферопольского (Войно-Ясенецкого), преподобномученицы великой княгини Елизаветы и инокини Варвары и многих других новомучеников не могут не всколыхнуть душу.

    Нельзя обойти вниманием, конечно, и Царственных страстотерпцев, подвиг которых занимает особое место среди новомучеников и исповедников Российских.

    Святые - это и наши ходатаи перед Богом, и учителя. Новомученики же и исповедники Российские, являясь нашими соотечественниками и теми, кто жил совсем близко к нам по времени, могут примером своего исповедничества и стойкости в вере весьма помочь нам укрепиться в ту эпоху, когда мир все больше и больше отпадает от Бога.


    Священник Алексий Кнутов. По материалам статьи из газеты «Преображение Гуслицы» № 3 (32), апрель 2013 г., издание Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100