Меморандум III Международного Христианского Форума «Современные угрозы и механизмы защиты религиозных общин Ближнего Востока»

Дата публикации или обновления 05.09.2017
  • III международный христианский форум

  • На Ближнем Востоке уже несколько лет продолжается настоящий геноцид христиан и других религиозных меньшинств. Фанатики из т.н. «Исламского государства» (запрещенная в России организация) и других радикальных организаций уничтожают христианские святыни — монастыри, церкви, кладбища, разрушают поселения христиан и культурное наследие. В России беда, в которую попали христиане ближневосточных стран, находит живой отклик в сердцах миллионов граждан.

    За десятилетие численность христиан Ближнего Востока сократилась впятеро. В начале 2000-х гг. в Ираке проживали около 1,5 млн христиан, что составляло порядка 5% населения страны. На сегодня их численность сократилась более чем в 10 раз (до 100 тыс.) В Сирии за пять лет войны с 2 млн. до 1 млн.чел. Крупнейшие города Сирии, захваченные фанатиками-террористами, лишились христианского населения почти полностью. Египет, обладающий самой большой христианской общиной на Ближнем востоке, за годы правления "братьев-мусульман" пережил более 200 нападений на христианские храмы, монастыри и святыни.

    Если такая тенденция сохранится, то к середине следующего десятилетия с христианством на его исторической родине - Ближнем Востоке будет покончено.

    Но так было не всегда. Это сегодня вопросы межрелигиозных отношений в большей части отодвинуты в область межцивилизационного и межкультурного диалога, тогда как тысячелетиями эта категория использовалась во вполне прикладной, правовой области. Уже с начального периода возникновения ислама с христианскими и иудейскими общинами заключались договора (ферманы), в которых четко определялись субъекты права, регулировались права и обязанности сторон. Первым именно христианский царь Эфиопии дал политическое убежище мусульманам, защитив их от курайшитов-многобожников.

    Именно правовой характер отношений обеспечивали добрососедские и взаимоуважительные отношения первых мусульман с христианами. Это отчётливо прослеживается в 6 договорах пророка Мухаммеда с христианскими общинами Востока. Гарантами соблюдения прав христианских общин в разные времена выступали халифа и султаны перед Византией, а после ее падения и перед Российским государством. Статус 3-го Рима Москве перешел не просто так. Данный правовой механизм сохранения баланса и стабильности по отношению к религиозным меньшинствам сохранялся до второй половины 19-го века.

    Волна систематического насилия над религиозными общинами со стороны различных политических сил конца 19-го и начала 20-го веков началось после подписания Парижского мирного договора 1856 г., когда был денонсирован правовой статус российского заступничества над христианами Востока.

    С конца 17-го века Россия активно осуществляла защиту и покровительство над христианскими народами в Османской империи. В 1774 году Кучук-Кайнарджийский договор официально закрепил за Россией право вмешательства в дела Османской Империи в вопросах зашиты христиан. Россию этого права окончательно лишала Крымская война, окончившаяся Парижским миром 18 марта 1856 года, одним из главных итогов которого была отмена единоличного протектората России над христианами Востока. Взамен этого было заявлено о коллективном покровительстве европейских держав над подданными-христианами Османской империи.

    Началом этой коллективной ответственности западных держав стала резня, устроенная султаном Абду-Хамидом II 1894-1896 гг., унесшая жизни сотен тысяч армян по всей империи и вылившийся в начале 20 века в самый масштабный геноцид христиан в истории человечества (более 3 млн армян, греков, ассирийцев, молокан, казаков и других религиозных меньшинств в Османской Империи).

    Эта же «Коллективная ответственность» западных держав привела к новой волне геноцида христиан на Ближнем Востоке уже в 21-ом веке. Под прикрытием ценностей демократии и защиты прав человека сегодня активно осуществляется политическая экспансия, которая на деле обслуживает исключительно интересы некоторых государств в целях контроля за эксплуатацией углеводородных ресурсов региона.

    Христианство, ставшее базисом современной цивилизации на сегодняшний момент, стоит на грани исчезновения в регионе собственного зарождения. Варварское уничтожение исторического и культурного наследия не только Древних церквей никогда еще в истории не носило столь массовый характер как сегодня.

    В данный момент существует потребность в новых, работающих механизмах, основанных на идее справедливости, способных обеспечивать безопасность как религиозных общин, а также историко-культурного наследия региона. Вакуум потребности в «справедливости» сегодня используют террористические группировки, такие как ИГИЛ и Джабхат ан-Нусра (запрещенные в Российской Федерации), продавая именно «иллюзию справедливости». Именно иллюзия обещанной ими справедливости времен халифата (первые 4 халифа) позволяет террористам находить массовую поддержку на огромных территориях.

    Новый образ халифата подразумевает изоляцию от западных ценностей и манипулирования западом исламскими регионами. Потому данная модель халифата не подразумевает широкого религиозного диалога, и потому христианское население является лишним в модели неоисламской мобилизации вокруг внешнего врага. Ведь именно наличие христианского населения в их трактовке является основным поводом западной экспансии в регионе.

    Сегодня нужна концепция справедливости и безопасности, которая будет в состоянии защитить христианское меньшинство без угрозы вмешательства в дела мусульманского большинства. Соответственно нужен субъект права, носитель данной концепции, к которому есть доверие и который не использовал регион для выкачки её ресурсов. Этой силой может стать или новый международный институт, в которой будут включены заинтересованные государства, или дэ-факто сегодня Россия, так как только Россия сегодня выступает против вмешательства во внутренние дела ближневосточных государств и использует право вето в Совете Безопасности ООН против начала военных действий. Хотя, как ни парадоксально, Совет Безопасности призванный останавливать войны, сегодня сама инициирует их.

    В меморандуме нашего форума считаем необходимым отметить как механизмы концептуального характера, так и конкретные шаги для укрепления межрелигиозных отношений, такие как:

    - обращение к Древним Церквям Востока, Русской Православной Церкви и христианским общинам по всему миру принять участие в разработке и внедрении правового механизма в вопросах заступничества и сохранения христианского наследия Востока.

    В начало

     
    Rambler's Top100