Медь, дерево, кость и перламутр

Дата публикации или обновления 01.11.2015
  • К оглавлению: Журнал «Церковный ювелир»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Медь, дерево, кость и перламутр в церковном ювелирном искусстве

    В этой беседе мы продолжим разговор о символическом значении материалов в церковном ювелирном искусстве и поговорим о еще одном часто используемом металле — меди, а также об основных поделочных материалах: дереве, кости и перламутре.

    Медь с ветхозаветных времен употреблялась в церковном искусстве. Во времена пророка Моисея жертвенник с принадлежностями и большинство предметов в Скинии были из меди (Исх. 30:18). Два столба в храме Соломона также были медные (3 Цар. 7:15). Так как из меди в древности изготавливали оружие, щиты и доспехи, а также крепостные врата, то основное символическое значение меди — это эмблема твердости и силы. Поэтому считается, что изделия из меди обладают защитной силой и способны сохранить здоровье и жизнь человека.

    Подтверждение этому находим еще в Ветхом Завете, где для исцеления израильтян от укусов ядовитых змей Моисей сделал медного Змия (Чис. 21:9). Возможно, что поскольку медный Змий, водруженный на Т-образном столбе, упоминается в Евангелии как прообраз Креста Господня (Ин. 3:14), большинство древних крестов и энколпионов в XI—XV веках были медные. Дешевизна материала не мешала благоговейному отношению к этим святыням. Многие из них в последующие века были вложены в серебряные и золотые мощевики как величайшая ценность.

    Особо стоит упомянуть о медном литье старообрядческих мастерских в XVIII-XX вв. Старообрядцы не только сохранили в репликах формы древних крестов, но и создали самую многочисленную группу памятников медного литья, обладающую своеобразным художественным стилем и представляющую духовную ценность для всей Православной Церкви.

    Сегодня из медных сплавов также отливается много нательных крестов, изготавливаются лампады, кадила, подсвечники, хоросы, оклады Евангелий, ризы икон и многое другое. Медные предметы могут иметь покрытие из серебра или золота, в этом случае они несут символику нанесенных на них драгоценных металлов.

    Дерево, корнями уходящее глубоко в землю, а ветвями устремляющееся высоко в небо, у многих народов символизировало связь миров — земного и небесного. Отсюда возникали такие понятия, как «мировое древо», «мировая ось», «древо жизни» и т. п. Во многих религиях деревья были объектом поклонения как места обитания божества. У разных народов священными были различные породы деревьев. Христианство в этом следовало ветхозаветным традициям. В Библии упоминаются три основных священных дерева: кипарис, певг и кедр. «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего,» — говорит пророк Исайя (Ис. 60:13). По преданию, именно эти три дерева, сросшись воедино, послужили материалом для Креста Господня, и поэтому в каноне Честному Животворящему Кресту говорится: «Крест трисоставный честное древо, Троицы бо носит триипостасный образ» (песнь 8). Устойчива символическая связь Креста Господня и райского Древа Жизни.

    Указанные породы деревьев как раз и обладают качествами, необходимыми для данной символики. Это вечно зеленые и долго не гниющие растения. Поэтому дерево как материал прежде всего символически связано с Животворящим Крестом Господним и в этом значении широко применялось в Церкви, придавая еще большую сакральность изготовленным из него предметам. Известно множество деревянных резных крестов, ставротек, панагий и икон, оправленных в дорогие золотые и серебряные оклады со вставками из драгоценных камней. Безусловно, главной ценностью в таком ювелирном изделии являлось священное изображение, вырезанное из дерева.

    Наиболее распространенными породами дерева, употребляемыми в иконной мелкой пластике Восточной Церкви, были кипарис и пальма. По некоторым источникам, певг — один из сортов пальмы. Помимо этой символической связи с Крестным Древом, пальма с древнейших времен является символом победы. В христианстве пальма — символ духовной победы, рождения в Духе, Воскресения. Подтверждения указанной символике находим в Новом Завете. Это пальмовые ветви Входа Господнего в Иерусалим и пальмовые ветви в руках праведников, стоящих перед престолом и Агнцем в Иерусалиме Небесном (Откр. 7:9).

    Сегодня традиция создания из дерева резных священных изображений живет и развивается. Из дерева изготавливаются монашеские постригальные кресты и параманные кресты, а также наперсные кресты и панагии.

    Слоновая кость (бивень) с древнейших времен являлась ценным поделочным материалом. В древней Греции из пластин слоновой кости и золота изготавливали многотонные величественные статуи богов (работы Фидия и Поликлета). В Израиле времен Царств слоновая кость использовалась не только в мелких украшениях, но и в дворцовой архитектуре и предметах интерьера (3 Цар. 10:18 и 22:39). В христианском искусстве позднеантичной и средневековой эпохи этот материал большей частью употреблялся в мелкой пластике. Многочисленные предметы, изготовленные из резной слоновой кости в этот период, объединяются под одним общим названием — авории (от англ. ivory — слоновая кость). Это резные иконки, иконографические диптихи и триптихи, кресты, ларцы-реликварии, пиксиды (круглые коробочки для хранения просфоры) и т. п.

    Благодаря таким свойствам кости, как белизна и прочность, она является символом чистоты и твердости духа. Ее устойчивость к разложению (нетленность) делала кость и символом святости. Вместе с прекрасными физическими свойствами, такими как плотность и однородность, указанные качества позволяют считать слоновую кость прекрасным материалом для создания миниатюрного иконографического рельефа. На Руси «кость инрогову» используют в церковном искусстве с XIV века. Для резьбы также применялся ископаемый бивень мамонта, часто встречающийся на русском Севере, и клык моржа, так называемый «рыбий зуб».

    Сегодня использование слоновой кости запрещено, и резные работы выполняются из бивня мамонта. Священные предметы из кости, как и деревянные, могут иметь дорогие серебряные и золотые оправы с драгоценными камнями.

    Еще один поделочный материал в церковном ювелирном искусстве — это перламутр, внутренний слой раковины-жемчужницы. Исходя из его названия, буквально означающего «мать жемчуга» (перла), видно, что его символическое значение неразрывно связано с жемчугом. Раковина-жемчужница напоминает нам о Богородице, которую Святые Отцы сравнивали с раковиной, родившей божественную жемчужину. Художественный мотив раковины был широко распространен в церковном искусстве, встречаясь в навершии арок и ниш византийских храмов, иногда с крестом внутри, а на Руси — в венце Царских врат. В византийских авориях VI века нимб над головами святых и императоров часто изображался в виде раковины. Таким образом, раковина символизировала святость и божественное происхождение царской власти.

    Как материал, перламутр, в силу своего внешнего сходства и внутренней связи с жемчугом, может нести и его символику. Главное значение жемчуга — это образ Царства Небесного. В Евангелии от Матфея оно уподобляется драгоценной жемчужине, которую покупает купец, продавший все, что имел (Мф. 13:46). Двенадцать ворот Небесного Иерусалима, по словам Иоанна Богослова, каждые «были из одной жемчужины» (Откр. 21:21). Возможно, мотив раковины в венце Царских врат в большей степени указывает на известную символическую связь Царских врат с жемчужными воротами Небесного Града. Таким образом, перламутр является символом Богородицы, Воплощения, святости и Царства Небесного. В этом значении он употребляется в церковном искусстве для изготовления как маленьких нательных крестиков и образков, так и крупных резных икон и напрестольных крестов. С XVII века и по сей день традиционным местом изготовления реликвий из перламутра является Святая Земля.

    Перламутр может использоваться не только как материал для резьбы, но и для декора в качестве небольших фрагментов. В этом случае его символическое значение такое же, как и у мелкого жемчуга, употребляемого в виде обнизей в окладах икон и Евангелий, крестах, панагиях и золотом шитье. Здесь жемчуг символизирует не Самого Христа и не Царство Небесное, как это бывает в случае одной крупной жемчужины, а слово Божие, евангельскую Истину. Это основывается на словах Христа, обращенных к апостолам: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф. 7:6). Например, четыре жемчужины, часто встречаемые в углах средокрестия русских нагрудных крестов, понимаются как четыре Евангелия.

    Как и в случае восприятия символики цвета, при работе с природными материалами нужно избегать буквального понимания их символического значения. Тем более, что один материал может иметь несколько значений, как близких по смыслу, так и различных. А разные материалы могут обладать одним и тем же значением. Духовный смысл раскрывается только в контексте всего ювелирного произведения с учетом его назначения, формы, художественного решения, состава материалов и их взаимодействия в композиции.

    Произведение церковного ювелирного искусства можно сравнить с богослужением, где вместо слов, выстроенных в определенные мелодические формы, используются природные материалы, обладающие особым духовно-эстетическим звучанием. В сложном произведении гармония различных материалов напоминает стройность и порядок литургии, а простое изделие сходно с краткой молитвой. Но и в том, и в другом случае важны не только правильные слова и действие, но и наше сердечное устремление ко Христу.

    Юрий Анатольевич Феодоров www.feodorov.ru


    Журнал «Церковный ювелир» № 25 (лето 2010 г.)

    В начало

    336x280
    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100