Кем был царь Давид?

Дата публикации или обновления 27.04.2016
  • К оглавлению: Газета «Образ и подобие»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Царь Давид уникален. Хоть он и помазанник (на иврите «машиах» – мессия), то есть избран Богом, чтобы вести свой народ, Священное Писание подчеркивает его слабость и даже греховность. Но это ничуть не умаляет его величие и тот факт, что он выполняет особую роль в переходе от Ветхого Завета, от времен Авраама, Исаака, Иакова и пророка Моисея – к Завету Новому. В самом царе Давиде как личности, и в Псалтири в особенности, открывается душа Ветхого Завета, его подлинная сущность – приуготовление народа к приходу Спасителя.

    Иисус до воплощения говорит Духом Святым через песнопения царя Давида, и во плоти Христос пел те же самые псалмы Своими пречистыми устами. Мы знаем, например, что после тайной вечери по пути на Елеон Иисус с учениками пели псалмы. «Эли, Эли, лама савахфани?» – говорит Иисус на кресте. В самый тяжкий момент Своей земной жизни Иисус выражал Свою боль словами 21-го псалма. Иисус, Сын Божий – также и Сын Давидов по плоти. Слова псалмов настолько вошли в жизнь народа, его души, что даже Сам Христос выражал Свою радость, боль и трепет словами псалмопевца Давида.

    И не только Он. Нельзя представить себе нашу европейскую цивилизацию без Псалтири. А о том, что наша Литургия, наши каноны связаны с Псалтирью, и говорить-то не надо – это очевидно. Представьте себе ваш молитвослов без 50-го или 90-го псалма… Очень многие наши молитвы состоят из цитат псалмов, чего мы порой даже и не замечаем. Царь Давид существует как историческая личность, но также и как образ. Он предшественник Христов. Евреи же до сих пор во время праздников, когда радуются, поют: «Давид мелех Исраэль хай, хай вэ каям», что означает «Давид царь Израилев жив, жив, и существует». В нем выражается национальная идея. Тут хорошо еще вспомнить о важном месте, которое занимает царь Давид у мусульман. В Коране он упомянут не раз. Особо красивый образ связан с тем, что, по верованию мусульман, он сделал так, чтобы все животные и все горы восклицали вместе с ним и славили Бога – так буквально поняли мусульмане Давидовы псалмы.

    Откуда это всеобщее почитание? Как один человек может найти отклик у людей самых разных и даже среди конфликтующих религий и народов? Для ответа на этот вопрос надо посмотреть, что Библия рассказывает нам об обстоятельствах жизни царя Давида, его борьбе, его молитве, его грехах, его покаянии.

    Царь Давид жил чуть более чем за тысячу лет до Рождества Христова. Родился он в Вифлееме, был младшим сыном Иесея. Священное Писание рассказывает нам также о его прабабушке, которую звали Руфь моавитянка. Первым царем Израиля был Саул, благочестивый и смиренный сын Киса из колена Вениаминова.

    Достойный помазанник, однако, из-за его желания полагаться на свой собственный рассудок, он не выполнял повелений Божиих об истреблении врагов – амаликитян и Агага, царя Амаликского, пожалел вражий скот, который думал использовать для жертвоприношений. Господь отнимает от него дух пророческий, из-за этого Саул впадает в уныние. Чтобы избавить его от уныния, приглашают человека, играющего на гуслях. Этим человеком и был будущий царь Давид.

    Кто знает, когда мелодии рождались в душе Давида? Знал ли он их с детства или сочинял их как художник по вдохновению Божию? Этого мы никогда не узнаем. Саулу становилось легче от этих мелодий и от дивных слов. До нас не дошли псалмы, написанные Давидом для Саула, но можно представить себе, каковы они были. Может быть, какие-то псалмы, которые Давид записал позже, были созданы еще тогда. Например, он мог он петь Саулу «Благослови, душе моя, Господа» – очень утешительный псалом.

    Не все псалмы в Псалтири написаны самим Давидом. Если вы почитаете внимательно заглавия псалмов, то увидите такие, например: «Молитва Моисея» или «Псалом Асафа», «Псалом сынов Кореевых» – их писали левиты специально для Богослужений в Ветхозаветном Храме или еще раньше, в скинии. Некоторые библеисты вообще утверждают, что Псалтирь была написана каким-то другим автором, но серьезных доказательств тому не приводят. Надо полагать, что псалмы Давида (во всяком случае, большая их часть) были сочинены самим Давидом, хотя можно допустить, что какие-то из них левиты получили как устное предание от Давида и записали их позже. Это все не очень существенно.

    Также для меня не важно мнение современных археологов, как, например, проф. Филькенштайна, которые полностью отвергают историчность Библии, утверждают, что Авраам, Исаак и Иаков – это мифические персонажи, что нельзя доказать существование объединенного Израильского царства. Хочу привести типичную цитату из одного современного путеводителя. Речь идет об Иерусалиме времен Давида и Соломона:

    «По Библии, царь Давид, правитель южной Иудеи, включил город в царство и сделал его своей официальной резиденцией. Соломон наследовал своему отцу Давиду и продолжил его строительную программу, расширив город на запад и воздвигнув храм Иеговы. Однако нет ни археологических свидетельств, ни каких-либо текстов того периода, подтверждающих то, что говорится в Библии, за исключением следов городского поселения. Здесь даже не было найдено ни крепости, ни каких-либо монументальных зданий, которые могли бы быть храмом или дворцом Соломона».

    Обратите внимание на слова о том, что не сохранились тексты того периода. Почему-то среди ученых тексты рукописей египтян, ассирийцев или финикийцев считаются более правдивыми, чем Библия. Однако Библия – это тоже текст, и очень древний.

    Другое дело, что Иерусалим времен Давида мог выглядеть намного скромнее, чем мы это себе представляем. Кто посещает арабский район Силван около Силоамской купели (на иврите место называется «Город Давидов») и видит раскопки наиболее древней части Иерусалима времен Давида, часто просто делает вид, что он под впечатлением. На самом же деле место не дает ощущение величия. Единственное исключение – это монументальный туннель Иезекии, но он был построен намного позже и это совсем другая тема. То, что описано в Библии – и в Ветхом, и в Новом Завете – это исторические факты, но эти факты имеют также вечный богословский и символический смысл. И попытка найти, например, следы выхода народа Израильского из Египта, так же нелепа, как если бы стали искать камни, которые использовал царь Давид, чтобы убить Голиафа.

    Нам это не нужно. И когда верующие люди идут этим путем, пытаются найти материальные доказательства, скажем, того, что мир был сотворен Богом, они выглядят глупо в глазах тех людей, которые вообще отвергают существование мира духовного. То, что выше науки, выше математики, физики и любого человеческого измерения, не может быть доказуемо научными способами.

    Бесполезно искать величественный, громадный Иерусалим времен Давида и Соломона. По сравнению с другими империями, Израиль никогда не был великой державой, и попытка эту державу найти обречена на провал. Тем не менее, город, который основал царь Давид, хотя и был небольшим, если сравнивать его с Вавилоном или Римом, оказался духовной столицей мира. «Не войду в шатер дома моего, – говорил Давид, – не войду на ложе мое: не дам сна очам моим и векам моим – дремоты, доколе не найду места Господу, жилища – сильному Иакова» (Пс. 131). Таким местом и стал Иерусалим, куда Давид принес самое драгоценное и сокровенное, что было у Израиля, – ковчег Завета. «Стань, Господи, на место покоя Твоего – Ты и ковчег могущества Твоего».

    Земной царь нашел место на земле для Царя Небесного. Он не успел построить Храм, это сделал его сын – Соломон, но Давидом было заложено духовное основание того Храма, который впоследствии был разрушен и отстроен вновь, потому что фундамент его был незыблем. Согласно нашему православному преданию, именно в этот Храм была потом введена Богородица, и об этом так написано в Псалтири: «В испещренной одежде введется она к Царю: за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, приводятся с веселием и ликованием, входят в чертог Царя» (Пс. 44). Вот такие тайны были открыты Давиду о Деве Марии и о грядущем Царе Мессии. И еще: «Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от нее: «От плода черва твоего посажу на престоле твоем»». И дальше: «Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику моему. Врагов его облеку стыдом, а на нем будет сиять венец его» (Пс. 131). То есть совершится победа царя-помазанника над врагами его.

    Таким образом, победу и покорение народов, которое часто встречается в псалмах, нельзя понимать буквально. Вот, например, типичная цитата из псалмов, где Израиль показан побеждающим, покоряющим: «Проси у Меня, и дам народы население тебе и пределы земли – во владение тебе» (Пс. 2). Кто-то видит в этом обещание, что Израиль будет начальствовать над всем миром. Но на самом деле речь о том, что все народы покорятся Сыну Божию – Иисусу Христу, прообразом Которого является Давид.


    Рафаил Мусан-Леви, г. Иерусалим

    Газета о православной жизни «Образ и подобие», выпуск № 8 (21), декабрь 2013 г.

    В начало

    Купить книги оптом или мелким оптом
     
    Rambler's Top100