Хлеб насущный, или пагубная страсть?

Дата публикации или обновления 01.05.2021
  • К оглавлению: Православный женский журнал «Славянка»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Верующим людям хорошо известно, что греховны не деньги, имущество и вообще материальные блага, а пристрастие к ним, жажда обогащения и наживы. Стремление как можно больше иметь денег, покупать модные и престижные вещи со временем превращается в пагубную страсть. Сребролюбие ненасытно: чем больше получает человек, тем большего желает. Удивительно точно заметил святой Иоанн Златоуст: «ничто не приводит в такое помешательство рассудок, как привязанность к предметам временным». Как избежать этой пагубной страсти? И как различить черту, разделяющую хлеб насущный и излишества, приносящие вред душе и телу?

    Человеческий дух создан и насыщается только Богом. Если же место Бога занимает нечто земное сотворенное (включая человека, воспринимаемого как инструмент для получения выгоды), то сердце прелюбодействует с новоявленным идолом. Божественные истины и благодать воспринимаются все труднее. Поклонение вещам (маммоне), насаждение их образов в сознании, отягощение и овеществление духа - самый страшный вред, наносимый вещизмом.

    Автору этих строк рассказали о женщине, которая вложила немалые сбережения в рухнувшую финансовую пирамиду. Обманутую вкладчицу от горя постиг инфаркт. Сердце несчастной погибло вслед за ее деньгами.

    Воистину: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 19-21). И еще: Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца (Пс. 61, 11). Как точно подмечено: именно сердце - средоточие внутренней жизни человека! Потому Господь и говорит каждому из нас: Сын мой! Отдай сердце твое Мне (Притч. 23, 26).

    К великому ужасу жажда потребления и погоня за преумножением богатства почти полностью овладели нами. Обрастая вещами, мы тут же мечтаем о новых приобретениях и не задумываемся, насколько нуждаемся в них.

    Каждая покупка влечет за собой цепочку новых денежных трат, требует сил и времени. И вот уже ничего не остается для души и близких, любви и дружбы. Мы теряем частичку себя, способность сопереживать, заботиться о родных, жить в единстве с природой. А в редкие минуты отдыха, оставаясь наедине с собой, ощущаем полную никчемность, суетность и щемящую тоску по простым человеческим радостям.

    Психологи считают, что причины вещизма - это одиночество, различные комплексы и страхи, «стадное чувство», амбиции, неудовлетворенность собственной жизнью, стремление подняться в глазах других, отвлечься от насущных проблем и спрятаться за внешней обстановкой. Также, по их мнению, патологическое накопительство возникает из-за недостатка материальных благ в детстве или крайней жадности. И, напротив, люди, чувствующие собственную безопасность и защищенность, уверенные в любви и признании близких, менее трепетно относятся к материальным благам. Ценность денег в их сознании заметно снижается.

    Да, обладание вещами дарит немало приятных моментов. Однако привязанность перерастает зачастую в зависимость, и мы не готовы признаться в этом. Рано или поздно любая вещь «умирает» и превращается в ненужный хлам. Но мы почему-то не избавляемся от него... Грустно расставаться с пустыми банками, коробками, старой одеждой, привычной мебелью, прочитанными книгами. Люди, не загромождающие свое жилище, спокойнее воспринимают утилизацию вещей. А у склонных к вещизму наблюдается сильное психологическое напряжение, вплоть до нервного срыва. Расставание с вещью становится тяжелой утратой.

    В православной традиции страсть к собиранию ненужных вещей называется мшелоимством (от древнерусского мшель - мзда, корысть, прибыль). Виды мшелоимства разнообразны: взятки вещами, пристрастие к подаркам, предметам прихоти и роскоши, бесполезное коллекционирование, вплоть до тяжелой патологии - собирания и складирования хлама.

    Страсть к старинным и редким вещам тоже весьма болезненно терзает сердце, доводя иногда до смешного. Что только ни коллекционируют? Жвачки, фантики, зажигалки, марки, бабочек... Это чрезмерное увлечение вконец порабощает и делает человека просто безумцем. Он готов причинить зло, лишь бы пополнить заветную коллекцию. Поэтому патологическое коллекционирование заслуженно попало в круг исследований психиатров.

    Удручающий пример: семнадцатилетний учащийся китайской школы, продал свою правую почку (!) примерно за 3390 долларов, чтобы купить планшетный компьютер iPad 2 и смартфон iPhone. Самочувствие юноши резко ухудшилось, и он горько жалеет о своем поступке. Это сообщение вызвало шквал жестких и нелицеприятных откликов в интернете. Вот лишь два: «У бедного мальчика мозгов нет! Он их еще раньше продал»; «Что он теперь продаст?»

    В пристрастии к вещам святые отцы выделяют и иные виды сребролюбия. Любостяжание заставляет зарабатывать излишние, не предназначенные на насущные расходы деньги. При их трате может проявиться стремление к роскоши, расточительность или, наоборот, скупость. Когда мы приобретаем долгожданную вещь, то тщеславимся и гордимся нашим «идолом». А любуясь желанной вещью, сердце услаждается. Это уже душевное сладострастие.

    Разумеется, аккуратное бережное обращение с вещами, приобретение их по мере необходимости (например, для подрастающего ребенка) - не грех. Речь идет о «перегибах». Люди настолько влюбляются в неодушевленные предметы, что воспитывают, балуют, ласкают и даже ревнуют их. Вещь, завоевавшая сердце и душу человека, становится объектом вожделения, похожим на наркотик. Ею дорожат, дают персональное имя. Взгляните на обладателя новенькой машины, горюющего от царапины на бампере и тщательно закрашивающего ее. Вот так бы жалеть и беречь ближнего!

    Трагично, но всепоглощающая привязанность к неодушевленным предметам еще сильнее обостряет социальную изолированность и одиночество.

    Еще одно наблюдение психологов, почему люди влюбляются именно в вещи: это дает возможность контролировать отношения. У вещей нет сознания и свободы воли, связь с ними односторонняя, зато понятная и предсказуемая. Это делает имущество в глазах некоторых людей более достойным любви.

    Как побороть вещизм? Все, конечно, начинается с правильного воспитания, отношение к вещам формируется у ребенка с раннего детства. Замечено, что у склонных к вещизму родителей вырастают такие же дети. Вполне понятно: «Яблочко от яблоньки недалеко падает». Подумайте, какой пример вы подаете сыну (дочери), внуку (внучке)?

    Гораздо сложнее перевоспитать себя во взрослом возрасте, но делать это необходимо.

    Не потакайте себе; умейте себе отказывать. Учитесь планировать расходы, сдерживать желания, не сорить карманными деньгами. Ограничьте просмотр телепередач (которые, как известно, напичканы рекламными роликами). Установлено: если длительность просмотра телепередач урезать на треть, потребность в покупках новых вещей резко снизится.

    Капризы, приводящие к вещизму, мешают планировать бюджет, превращая деньги в сверхценность и уводя от настоящих целей. Деньги лишь средство самореализации. Они не могут быть самоцелью, как и палка, которой сбивают плоды с дерева.

    Проверенное средство преодоления вещизма - переключение внимания. Это безотказно помогает в любом возрасте. В детском саду и школе с интересной насыщенной программой ребенок включается в творческий процесс. Гонка за материальными достижениями и вещами, купленными на родительские деньги, вытесняется достижениями собственными, которые не купишь. Здесь ценятся не деньги, но познания, смекалка, трудолюбие, настойчивость, взаимовыручка.

    Точно так же внимание может переключать и взрослый человек. Найдите себе вместо «шопинга», который активно пропагандируется как средство для снятия стресса, интересное душеполезное занятие. Оглянитесь вокруг - наверняка рядом есть человек, которому нужна помощь. Потратив свои время и силы на благое дело, вы принесете пользу ближнему и сами получите гораздо больше, чем от очередной купленной вещи.

    Отличный способ обуздать ненасытный потребительский аппетит - делиться с другими, участвовать в благотворительных акциях и делах, подавать милостыню нуждающимся, помогать людям с ограниченными возможностями. Это отрезвляет и подрывает корни себялюбия, вещизма и меркантильности.

    Пусть в доме появится хорошая традиция: каждый член семьи хотя бы один подарок к празднику или дню рождения не покупает, а делает сам. Возможности бесконечны: письмо, стихотворение, коллаж, рисунок, плакат, помощь по дому, наведение порядка в комнате... Главное - от чистого сердца. Тогда на первый план выходит не материальная ценность подарка, а тепло и любовь, вложенные в него.

    И, конечно, молитва - лучшее лекарство от всех душевных недугов. По вашей искренней молитве Господь не замедлит вразумить вас, и вы очень скоро поймете, что вещь, которую так хотели купить, вовсе вам не нужна.

    Периодически устраивайте в доме «вещевую ревизию». Правильный настрой - половина успеха. Поэтому отложите «карательные» мероприятия, если не полны решимости и чувствуете сентиментальную жалость («этот дедушкин пиджачок еще пригодится» или «эту брошюрку я прочитаю летом на даче»). Помните меткую русскую пословицу: «Лучше меньше, да лучше».

    Вещи должны занимать в доме строго определенное место, чтобы оставалось пространство для работы и отдыха, детских игр и спортивных тренировок, тишины и молитвы. А мир сей навязчиво требует «брать от жизни все», пристально следить за новинками и модой, каждый сезон обновлять гардероб, то есть утопать в вещах. Но человек призван видеть небо, хранить себя неоскверненным от мира (Иак. 1, 27).

    Старайтесь обращать меньше внимания на внешнее и больше на внутреннее - духовное значение и красоту предметов. Чтобы правильно судить о вещах, нужно всматриваться в их суть и не обманываться быстро возникающими в сердце симпатиями и антипатиями.

    Преподобный Никодим Святогорец советует: «Когда видишь вещи красивые на вид и ценные на земле, подумай, что все они ничтожны, как сор, по сравнению с красотами и богатствами небесными... Если видишь очами своими или в уме представляешь какую-то вещь, держи сколько можешь желания свои и не позволяй с первого раза ни любовно расположиться к сей вещи, ни отвращение к ней возыметь, но рассматривай ее отрешенно одним умом. В таком случае ум, не будучи омрачен страстью, бывает в своем естестве свободен и чист и имеет возможность познать истину, проникнуть вглубь вещи, где нередко зло скрывается под ложно привлекательной наружностью и добро сокрыто под недоброй видимостью».

    О том, как это исполнить практически, рассуждает праведный Иоанн Кронштадтский: «Не засматривайся на красоту лица человеческого, а смотри на душу его; не смотри на одеяние его (тело - одежда временная), а смотри на того, кто одевается; не смотри на великолепие дома, а смотри на жильца, который живет в нем и каков он, - иначе ты оскорбишь образ Божий в человеке... Также не смотри на красоту печатного шрифта книги, а на дух книги. Иначе дух унизим, а тело возвысим; потому что буквы - тело, а содержание книги - дух. Не обольщайся мелодичными звуками инструмента или голоса, а по впечатлению их на душу или словам узнай, каков их дух. Если звуки навевают на душу твою чувства тихие, целомудренные, святые, слушай и питай ими душу твою. Если же через них вливаются в душу страсти, прекрати слушать, отбрось и тело, и дух музыки».

    Враг человеческий искусно внушает нам, что смысл бытия заключается не во внутреннем, а во внешнем. Человек ходит, подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то (Пс. 38, 7). Разумеется, материальные блага важны для жизни, но по сравнению с Божественной благодатью вторичны. Потому и сказано: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Только тогда, видимое и временное не заслоняет невидимое и вечное.

    Прекрасной профилактикой вещизма служит добродетель - память смертная. Кто постоянно помнит об ответе на мытарствах и Страшном Суде, тот не цепляется за тленные вещи мира сего и не прельщается их стоимостью. Безумие - прилепляться помыслами и сердцем к предметам, с которыми в конечном счете придется расстаться.

    Далекому от Церкви человеку кажется, что память о смерти - навязчивый бред, болезненная фобия, ужасное извращение, интеллектуальный аналог самоубийства. Напротив, это переход от иллюзий к реальности, от призрачного отрицания собственной смерти к трезвому мышлению. Благодаря этому мы рассматриваем земную жизнь не как итог и самоцель, а как путь к Богу и жизни вечной. Память о смерти позволяет выстроить правильную иерархию ценностей и все расставить на свои места прежде, чем дух выйдет из тела. Ведь «и с собой не возьмешь, и за тобой не понесут»!

    В Новом Завете говорится: Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем (1 Тим. 6, 6-8).

    Святитель Иоанн Златоуст при потере имущества рекомендует размышлять о тех, кто лишен даже насущного хлеба, и не плакать, но благодарить Бога за время пользования богатством. Его «нельзя уберечь до конца, а если и удастся сохранить от всяких хищений, то приходит смерть и передает твое богатство часто в руки врагов, а тебя самого похищает».

    Есть такая притча. Богач заработал свое состояние не гнушаясь воровством, убийством, идя по головам и, наконец, возвел роскошный замок на морском берегу. Он пьет дорогое вино, любуется пейзажем и вдруг слышит стук в дверь. Открывает, а на пороге стоит Смерть.

    - Ну и что? - спрашивает потрясенный нувориш.

    - Ну и все! - отвечает Смерть.


    Константин Зорин, бакалавр религиоведения, православный врач, медицинский психолог.

    Православный женский журнал «Славянка», январь, февраль 2012 г.

    Сайт журнала: http://www.slavianka.com

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос