Чем священники отличаются

от «обычных» людей?

Дата публикации или обновления 18.01.2016
  • К оглавлению: Журнал «Церковный ювелир»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Как вы думаете, кто является главой Церкви? Патриарх? А какой: Московский или Константинопольский?.. На самом деле главой Церкви является Сам Иисус Христос. Он основал Церковь, призвав на служение апостолов. Когда число верующих увеличилось, апостолы по воле Божией стали передавать благодать своим ученикам, с молитвой возлагая на них руки. Так появилась иерархия, не прерывавшаяся в Православной Церкви со времен Христа. Православная Церковь во всем мире едина, но ради удобства управления разделена на поместные Церкви: Русскую, Сербскую, Константинопольскую, Грузинскую и т.п. Патриархи, управляющие Церквами, равны между собой, то есть единого земного главы у Церкви нет - ее Глава, как мы уже сказали, Христос.

    Итак, Патриарх (можем писать это слово с большой буквы по аналогии со словом «Президент»), епископы, священники - носители благодати, данной им Христом и передававшейся через таинство Священства из поколения в поколение на протяжении двух тысяч лет.

    Кажется, я уже слышу вопросы читателей: «А что если епископ... или священник... недостоин своего сана, если он попросту плохой человек - неужели на нем все равно есть благодать?» Есть. Но тут следует различать сан и самого человека. Никто из людей не свободен от слабостей, небезошибочен и не застрахован от впадения в грехи. Каждый отвечает за себя сам. Но не нам судить других. Главное же - Христос сказал, и это запечатлено в Евангелии, что «врата ада не одолеют Церковь», а Церкви не может быть без иерархии.

    Священнослужители являются носителями благодати независимо от своих человеческих качеств. Этой благодатью священники благословляют, совершают богослужения, таинства: например, служат литургию, отпускают грехи в таинстве Исповеди, венчают, крестят. Этой благодатью Патриарх и епископы управляют Церковью. По этой благодати мы обязаны относиться к ним с уважением, оказывать послушание в вопросах церковной дисциплины. Из благоговения к этой благодати мы целуем руку священнику, беря у него благословение (не как конкретному человеку, а как представителю Христа Спасителя) .

    Но за свою жизнь каждый из людей, мирян и священнослужителей, ответит сам, и кому больше дано, с того больше и спросится.

    Итак, какие же ступени церковной иерархии существуют? Кто такой митрополит, а кто - протодиакон?

    Как мы уже сказали, священнослужители получили благодать через совершенное над ними таинство Священства или, говоря проще, Рукоположения.

    Существует три степени священства. Низшая — рукоположение в диакона. Диакон участвует в богослужении, помогая священнику. Диакон, являющийся одновременно монахом, называется иеродиаконом, заслуженный иеродиакон именуется архидиаконом. Заслуженный диакон из белого (женатого) духовенства получает сан протодиакона.

    Кстати, принимая священный сан, человек должен заранее решить, хочет ли он создавать семью: священник и диакон могут быть женатыми, но вот вступать в брак, уже будучи носителями священного сана, они не имеют права.

    К диакону положено обращаться «отец диакон» или «отец (имярек)» - например, «отец Борис» или «отец Петр». Существует и старинная письменно-официальная форма именования «Ваше Преподобие», но в устной речи (да и обычной переписке) ее обычно не употребляют.

    Вторая степень священства - собственно священник (или, говоря иначе, иерей). Священник совершает богослужения, таинства. Священник-монах именуется иеромонахом, заслуженный белый (не монашествующий) священник - протоиереем, заслуженный иеромонах получает сан игумена, а затем - архимандрита.

    Обращаются к священнику чаще всего «батюшка» или «отец (имярек)». Официальная письменная форма обращения для иерея и иеромонаха - «Ваше Преподобие», выше - «Ваше Высокопреподобие».

    Настоятель - это главный (или единственный) священник в храме; это не сан, а административная должность.

    Руководитель монастыря также именуется настоятелем или наместником (в женских монастырях - настоятельница). Кстати, настоятель монастыря может и не быть священником, хотя в современной практике такое положение встречается нечасто. (Настоятельница женской обители, естественно, священного сана не имеет, так как священник символизирует собой Христа, и женского священства в Православной Церкви быть не может.)

    Благочинный - священник, несущий надзор над храмами или монастырями целого района (благочиния), контролирующий работу настоятелей. (Есть также должность благочинного в монастыре - это монах, контролирующий хозяйственную деятельность внутри обители.)

    Высшая степень священства - епископ (говоря иначе, архиерей). Епископы не только совершают Таинства и богослужения, но и управляют Церковью, а также рукополагают во священство.

    Целой поместной Церковью управляет Патриарх, ему подчинены управляющие епархиями (отдельными областями в поместной Церкви: например, Курская епархия, Новосибирская епархия). Эти управляющие, в зависимости от своих заслуг и обязанностей, могут носить сан епископа, архиепископа, митрополита.

    К Патриарху обращаются «Ваше Святейшество» или «Святейший Владыко» (как мы уже упоминали, это обращение указывает не на святость конкретной личности, а на высоту и святость сана), к митрополиту и архиепископу - «Ваше Высокопреосвященство» или «Преосвященнейший Владыко», к епископу - «Ваше Преосвященство» или просто «Владыко».

    Все архиереи являются монашествующими.

    Монашествующие - это люди, принявшие на себя особое служение и принесшие обеты безбрачия, нестяжания и послушания; над ними был совершен особый обряд - постриг.

    Уходя в монастырь, человек сначала достаточно долгое время проверяет себя, живя и трудясь в обители, но не давая обетов (в это время он еще может, не совершая греха, возвратиться к мирской жизни), - такой человек называется послушником. Обращаются к нему просто по имени или с добавлением «брат» («сестра»).

    После пострига человек становится иноком, а затем - монахом. К монахам обращаются «отец (имярек)», к монахиням - «мать (имярек)».

    Обет нестяжания означает, что монах не имеет ничего своего, частной собственности. В то же время по должности он может пользоваться вещами и деньгами - если это необходимо и служит не к его прославлению и украшению, а к славе Церкви. Так, священник во время богослужения облачается в священные одежды, которые зачастую бывают достаточно пышными, потому что верующие издревле стремятся обставить служение Богу с торжественностью и красотой.

    Обет послушания означает, что монах живет не по своей воле и хотениям, а по воле Божией, которая открывается для него через волю поставленных над ним людей и обстоятельств. Инок в монастыре подчиняется настоятелю, а архиерей, сам управляющий целой епархией, находится в послушании Патриарху и канонам (правилам) Церкви.

    Обет безбрачия (или, говоря иначе, целомудрия) запрещает монашествующим вступать в брак (не говоря уже о связях вне брака, запрещенных и мирянам). В монастырь может уйти и человек, имевший, но потерявший супругу (вдовец, разведенный), - если у него нет малолетних детей, нуждающихся в его присутствии. Иногда случается, что супруги оставляют мир и уходят в монастыри - но только по обоюдному согласию.

    Автор Алина Сергейчук


    Журнал «Церковный ювелир» № 36 (зима 2012 г.) издательского дома «Русиздат».

    В начало


    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос

    Комментарии к странице

     
    Rambler's Top100