Басма: загадочная и родная

Дата публикации или обновления 01.11.2015
  • К оглавлению: Журнал «Иконописец»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Басма — тонкая и строгая, драгоценная и сдержанная. Этот вид искусства сегодня переживает второе рождение. Басмой украшают отдельные образа и целые иконостасы, применяют ее и при декорировании церковной утвари, книг. В отличие от золоченой резьбы, басма не отвлекает внимания от иконы, обрамлением которой является, но лишь подчеркивает ее благородство. Рассказать о басменном искусстве мы попросили Юрия Алексеевича Воронова, руководителя мастерской «Басмикон».

    — Как на Руси появилось басменное искусство?

    — Басма как способ декорирования была традиционной технологией в Византии, где с ее помощью часто украшали алтарные преграды. Оттуда басменное искусство пришло на Русь.

    Это очень гибкая, пластичная технология, она позволяет декорировать не только ровные поверхности (иконы, стены), но и объемы: колонны, выступы, карнизы. Само слово «басма» означает давление, натиск — оно отражает технологию басменного мастерства: давление доски-печати на материал, принимающий необходимую форму. Басмить — значит переносить изображение с матрицы на тонкий пластичный материал. Басмой мы называем и способ производства, и результат — пластину с нанесенным на ней изображением.

    — Есть ли что-нибудь общее между названием улицы Басманной в Москве и церковным интерьером?

    — Улица Басманная в центре Москвы названа так не случайно, хотя производили ее жители вовсе не металлическую басму. Там находилась фабрика по печати, набойке на материале — по-русски мы говорим «набойная, печатная ткань», а на тюркский манер будет «басманная», то есть созданная с применением давления.

    — С чего начинается работа мастера-басманщика?

    — Сначала надо сделать матрицу с неким орнаментом, рельефным изображением. Можно выполнить ее из дерева, камня, но это — недостаточно стойкие материалы, они могут повреждаться при работе. Поэтому и пришли к тому, чтобы отливать матрицу из металла. После отливки ее еще догравировывают, дочеканивают, припаивают детали, добиваясь необходимой четкости рисунка. И вот матрица готова, она — эталон, по которому будет строиться рисунок.

    — В создании басменного церковного интерьера участвует не один басманщик?

    — Безусловно. Для начала следует привлечь профессионального архитектора, который, опираясь на традиции и учитывая пожелания заказчика, разрабатывает проект. Предлагается эскизный вариант. Если он принят, делаются чертежи архитектурной деталировки. По ним заказывается «столярка», ведь басма должна набиваться на деревянную основу. Вместе с архитектором мы «раскидываем»: куда какой орнамент — чтобы все было гармонично и по масштабу, и по характеру рисунка. Когда это сделано, басмач (басманщик) приступает к работе.

    Он изготавливает металлические пластины, покрытые басменным рисунком (собственно — басму), монтирует их на архитектурные элементы, которые, в свою очередь, потом крепятся на основу — «тело» иконостаса. Часто к работе привлекается мастер, который выполняет гальванические покрытия по металлу басмы. Например, портал Царских врат: сами врата, столбики, сень, коруну — нередко заказывают позолоченными. Кстати сказать, можно покрыть металл и сусальным золотом (серебром) на лак. Как видите, работа по украшению интерьера басмой — дело многоэтапное и кропотливое. Оно требует аккуратности и точности — чтобы все совпало и по строю рисунков, и по цвету. И вот, наконец, все необходимое выполнено и перед нами предстает иконостас со всей его архитектурой: порталом Царских врат, диаконскими дверями, «гуськом», горизонтальными тяблами, иконами.

    Проект воплощен в «материале». Когда заканчиваешь работу и видишь результат, испытываешь настоящее творческое удовлетворение.

    — Отличалась ли работа древних мастеров от труда их современных собратьев?

    — Конечно, у нас сегодня больше возможностей. Так, технологии, которыми владели древние мастера, не позволяли отливать матрицы, выковывать пластины большого размера. Поэтому басму и создавали из небольших пластин. Рисунок делали рапортным, т.е. повторяющимся. Сдвинув его на величину рапорта, вы получаете продолжение орнамента, который удваивается, утраивается и тд. Впрочем, этот метод с успехом применяется и сегодня.

    — Какие технологии близки к басме, и в чем их различие?

    — Пожалуй, ближе всего — резьба и чеканка. Им также, как и басме, свойственна орнаментальность. Резьба — более глубокая, резкая, выпирающая. Басма же сдержанна и деликатна, она создает фон, на котором выделяются объемные элементы, также украшенные тонким басменным орнаментом. В технике чеканки рисунок на изделие наносится единичными ударами молота по гладкому или фигурному чекану. Так — удар за ударом — создается рельефный узор или фигура. Чеканка представляет собой штучную, трудоемкую, скульптурную работу.

    Басма же — технологическое развитие чеканки. Как тиражная технология, басма позволила удешевить и ускорить процесс декорирования изделий.

    — Басма — это, в первую очередь, орнамент. Какова его роль в православном искусстве, где, как известно, каждая деталь несет в себе духовный смысл?

    — Красота и богатство орнамента в церковном убранстве символизируют рай, являя его в виде прекрасного сада.

    Именно поэтому в орнаментах, в том числе и басменных, преобладает растительный узор. Интересно, что часто в средневековых декорах встречаются противоречивые сочетания: например, и молодой побег, и цветок, и зрелый плод на одном растении. Таким способом передается идея цикличности жизни и постоянного обновления в природе. Украшая храмы, мы в меру своего понимания и возможностей стараемся приблизить их к образу рая, Царствия Небесного.

    — А орнаменты, наносимые на басменное изображение, могут быть весьма разнообразны...

    — Они бывают геометрическими или растительными, мелкими или крупными, фоновыми или рядными, фигурными и тд. Архитектурная форма, которая предлагается к убранству, благоприятствует многообразию. Один и тот же орнамент будет различно смотреться на плоскости и, например, на колонне. Кстати, стоит отметить, что басма «любит» объем: колонки, фризы, «гуськи», «дыньки» — убранные басмой выпуклые детали оживляют пространство храма, а мерцающее отражение свечей и лампад разливается бликами невещественного света, в котором пребывают святые...


    Журнал «Иконописец» № 21 (осень 2009 г.)

    В начало

    336x280
    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100