Мосты Ленинграда

Дата публикации или обновления 30.04.2022
  • К оглавлению: Энциклопедический словарь Санкт-Петербурга
  • К оглавлению: история Ленинграда

  • Ленинград — музей мостов. Через многочисленные реки и каналы переброшено 365 мостов самых разнообразных типов и размеров (с пригородами — 605 мостов общей длиной 14 711 м).

    Первый мост в Петербурге, построенный на сваях через Кронверкский пролив еще при Петре I, соединил Городской остров с Петропавловской крепостью.

    Позже были сооружены несколько деревянных мостов через Зимнюю канавку, реку Мойку и Фонтанку (в том числе Аничков мост, 1715). Мосты через Неву сооружались «наплавные» — из барок, поставленных на якоря. Первый такой мост был сооружен корабельным мастером Ф. Пальчиковым в 1727 от церкви Исаакия к дворцу Меншикова на Васильевском острове.

    При постройке Дворцовой набережной были сооружены каменные мосты — Эрмитажный (1763 — 67) через Зимнюю канавку, Верхне-Лебяжий (1766 — 68) через Лебяжью канавку, Прачешный (1766 — 68) через Фонтанку. С 80-х гг. 18 в. деревянные мосты начали заменять каменными.

    Через Фонтанку были сооружены 7 трехпролетных мостов с гранитными башнями: Симеоновский, ныне им. Белинского, Аничков, Чернышев, Семеновский, Измайловский, Обуховский и Калинкин (башни сохранились на Чернышевом и Калиикином мостах).

    Каменный мост через канал Грибоедова на пересечении с ул. Дзержинского (1766, инженер И. Н. Борисов) сохранился без изменений.

    Первая четверть 19 века ознаменовалась расцветом мостостроения в Петербурге. В 1806 — 08 по проекту инженера В. И. Гесте на пересечении Невского и Мойки был построен Зеленый (ныне Народный) мост — первый в России городской металлический мост. В конструкции его свода были применены чугунные крупноразмерные блоки в виде полых ящиков, сплачиваемых болтами.

    По его образцу сооружены несколько таких мостов: через Мойку — Красный (1808 — 14) на пересечении с Гороховой (ныне Дзержинского) ул., Синий (1818) — на Исаакиевской площади. Поцелуев (1808 — 16) — на пересечении с ул. Глинки; через Введенский канал при впадении его в Фонтанку — Александровский (1808 — 14); через Обводный канал при пересечении с Московским проспектом — Новомосковский (1808 — 16) и др.

    В 1820-е гг. появляются новые, еще неизвестные Европе, цепные висячие мосты (по проектам инженера Г. Треттера). Были построены проезжие мосты — Пантелеймоновский (1823, ныне Пестеля, переделан на арочный) у Летнего сада и Египетский (1825 — 26, рухнул в 1905, восстановлен в 1955), и пешеходные — Почтамтский (1826), Банковский и Львиный (1825 — 26), сохранившиеся до наших дней без изменений (сфинксы, львы и грифоны выполнены скульптором П. П. Соколовым).

    С 20—30-х годов 19 века вновь получили широкое распространение арочные конструкции мостов, переработанные инженером П. П. Базеном. Им был сооружен 1-й инженерный мост через Мойку у ее истока (1826).

    Большинство других чугунных арочных мостов строилось по проектам инженера Е. А. Адама (Большой Конюшенный, 1828, Малый Конюшенный, 1829 — 30, и объединенный с ним Театральный, 1829 —30, при участии Г. Треттера, Демидов, 1834 — 35, и др.).

    В 1834 в Петербурге уже насчитывалось 117 мостов.

    Все проекты мостов утверждались «Комитетом для строений и гидравлических работ», возглавляемым К. П. Росси, В. П. Стасовым и А. А. Михайловым.

    В 1839 — 41 был перестроен Аничков мост (инженер А. Н. Готман, архитектор А. П. Брюллов). Он был доведен до ширины Невского проспекта. К 1850 на нем были установлены скульптурные группы П. К. Клодта.

    Большая часть мостов малых пролетов сохранилась до наших дней без изменений.

    В связи с развитием города в середине 19 века возникла необходимость в строительстве через Неву постоянных мостов. В 1842 — 50 по проекту инженера С. В. Кербедза и архитектора А. И. Брюллова был построен первый постоянный мост через Неву — Благовещенский (ныне мост лейтенанта Шмидта, в 1937 — 38 полностью реконструирован по проекту инженера Г. П. Передерия и архитектора Л. А. Носкова).

    В 1874 — 79 вместо существовавшего с 1849 наплавного моста был выстроен постоянный Литейный мост (по проекту инженера А. Е. Струве). В 1897— 1903 при участии архитекторов Л. Н. Бенуа, А. Н. Померанцева, Г. И. Котова и скульптора М. А. Чижова был построен самый длинный (582 м) из невских мостов — Троицкий (ныне Кировский), соединивший центр города с Петербургской стороной.

    В 1913 — 17 построен по проекту инженера Д. П. Пшеницкого и архитектора Р.Ф. Мельцер Дворцовый мост вместо деревянного наплавного.

    В 1908—11 инженером Г. Г. Кривошеиным, В. П. Апышковым и архитектором Л. Н. Бенуа был сооружен Большой Охтенский мост, соединивший Большую Охту с районом Смольного.

    В 1932—37 по проекту инженера Г. П. Передерия, архитекторов А. С. Никольского и К. М. Дмитриева, построен Володарский мост через Неву с арочными железобетонными строениями.

    За последующие годы в Ленинграде проделана большая работа по реконструкции старых мостов. Общая длина мостов, реконструированных за 10 послевоенных лет, составила 3500 м.

    В 1946 закончен Кокушкии мост через канал Грибоедова (инженер Б. Б. Левин, архитеткор Л. А. Носков), в 1948 сооружен Головинский мост на Черной речке (инженер П. В. Андреевский), в 1950 — 51 — Большой Крестовский (инженер И. В. Андреевский, архитектор Л. А. Носков), в 1953—55 — Каменноостровскпй через Малую Невку и Ушаковский через Большую Невку (инженер В. В. Демченко, Б. Б. Левин, архитектор П. А. Арешев, В. С. Васильковский).

    Через канал Грибоедова построены мосты Мучной (1951, инженер П. В. Баженов), Сенной (1952, инженер В. В. Блажевич), Могилевский (1954, инженер В. В. Блажевич, архитектор С. Г. Красников).

    В 1955 на месте Египетского моста построен мост через Фонтанку (инженер В. В. Демченко, архитекторы П. А. Арешев и В. С. Васильковский).

    Построены также Первый и Третий Елагины мосты, мост Свободы и др.

    За 1946 — 56 возведен заново или капитально перестроен 21 мост.

    Также см. набережные Ленинграда.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос