Клодт Петр Карлович

Дата публикации или обновления 27.04.2021
  • К оглавлению: Энциклопедический словарь Санкт-Петербурга
  • К оглавлению: история Ленинграда

  • Клодт (Клодт фон Юргенсбург) Петр Карлович (1805 — 1867 гг.) — скульптор, бронзолитейщик.

    Родился 24 мая (5 июня) в Петербурге.

    Сын генерала.

    Клодт Петр Карлович окончил в Петербурге Артиллерийское училище, где познакомился с литейным делом.

    Будучи юнкером и офицером конной артиллерии, рисовал и вырезал из дерева лошадей.

    В 1828 вышел в отставку, чтобы посвятить себя искусству.

    Систематического художественного образования не получил, но с 1830 посещал классы Академии художеств.

    С 1838 Клодт Петр Карлович — академик, профессор, заведующий литейной мастерской Академии, с 1858—заслуженный профессор.

    Традиции классицизма сочетались в творчестве Клодта с новыми реалистическими исканиями.

    Клодт Петр Карлович много работал в области анималистической скульптуры, с особым мастерством он изображал лошадей.

    В 1833 он вылепил еще в несколько условной манере шестерку вздыбленных коней для колесницы на триумфальных Нарвских воротах.

    Наиболее значительная работа Клодта Петра Карловича — четыре бронзовые группы укротителей коней для Аничкова моста в Петербурге (выполнены и установлены в 1838—50), отличающиеся большой жизненностью моделировки и передачи движения, пластической выразительностью, четким, ясным силуэтом.

    Скульптуры прекрасно связаны между собой и с архитектурным окружением.

    Отливы двух из этих групп были установлены в 1842 в Берлине, в 1846 в Неаполе, а также в Петергофе, Стрельне, в подмосковной усадьбе Кузьминки.

    С 1848 Клодт Петр Карлович работал над памятником баснописцу И. А, Крылову, установленным в 1855 в Летнем саду в Петербурге.

    Образ погруженного в раздумье писателя трактован правдиво, просто и безыскусственно.

    Постамент по сторонам заполняют фигуры животных — персонажей басен Крылова.

    Данью официальным вкусам того времени явилась конная статуя для памятника Николаю I в Петербурге (1856—59 по проекту архитектора А. А. Монферрана), примечательная главным образом смелостью технического решения.

    Для Исаакиевского собора Клодт Петр Карлович выполнил два бронзовых горельефа (1844— 1847).

    Наиболее последовательным реалистом Клодт Петр Карлович показал себя в небольших группах и статуэтках, изображающих обычно лошадей («Кобыла с жеребенком», бронза, Русский музей).

    Клодт Петр Карлович замечательно владел искусством бронзового литья, добиваясь исключительной тонкости и точности отливок.

    Сочетая мастерство скульптора и литейщика, он выполнял в бронзе работы не только свои, но и других скульпторов.

    Умер 6 (18) ноября в своем имении «Хапала», похоронен в Петербурге на Смоленском евангелическом кладбище (ныне могила Клодта Петра Карловича в Некрополе мастеров искусств).

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос