Иванов Александр Андреевич

Дата публикации или обновления 12.07.2021
  • К оглавлению: Энциклопедический словарь Санкт-Петербурга
  • К оглавлению: история Ленинграда

  • Иванов Александр Андреевич (1806—58) — живописец и график.

    Родился 16(28) июля в Петербурге; сын художника Андрея Ивановича Иванова.

    Учился в Академии художеств (1817—28).

    В Петербурге Иванов Александр Андреевич исполнил картины «Минин и Пожарский», «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824), «Иосиф. толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию» (1827, Русский музеи), «Белерофонт отправляется в поход против Химеры» (1829, там же).

    Уже ранние работы Иванова Александра Андреевича показывали, что он не только блестяще усвоил методы искусства классицизма, но и стремился к психологической содержательности, эмоциональной выразительности образов.

    В 1830—57 жил в Италии, где создал картину «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине» (1833—35. Русский музей, за нее в 1836 было присвоено Иванову Александру Андреевичу звание академика) и свое самое знаменитое произведение «Явление мессии народу» (1837—57).

    В Русском музее — предварительный, близкий к оригиналу вариант.

    Иванов Александр Андреевич воплотил в картине идею духовного пробуждения народа, его жажду освобождения, но в ней проявились и религиозно-утопические настроения художника.

    Этюды к картине, в том числе поразительные по реалистической смелости пленэрные пейзажи, относятся к высшим достижениям мировой живописи 19 в.

    После революции 1848, оказавшей на него большое влияние, Иванов Александр Андреевич. сближается с А. И. Герценом (позднее с Н. Г. Чернышевским).

    Последние работы Иванова Александра Андреевича — гениальные эскизы росписей на библейские темы — характеризуются глубиной идейного замысла, далекого от церковных представлений, силой творческой фантазии, вдохновенным мастерством.

    Иванов Александр Андреевич вернулся в Петербург в 1858.

    Устроенная в том же году в Зимнем дворце и Академии выставка его картин явилась крупнейшим событием в русском искусстве и была воспринята передовыми современниками как начало повой эры в его развитии.

    Иванов Александр Андреевич умер в Петербурге 3(15) июля, был похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря (ныне его могила и надгробие с рельефом, выполненным в 1860-x гг. И. А. Лаверецким, — в Некрополе мастеров искусств).

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос