Иванов Александр Андреевич
Иванов Александр Андреевич (1806—58) — живописец и график.
Родился 16(28) июля в Петербурге; сын художника Андрея Ивановича Иванова.
Учился в Академии художеств (1817—28).
В Петербурге Иванов Александр Андреевич исполнил картины «Минин и Пожарский», «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824), «Иосиф. толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию» (1827, Русский музеи), «Белерофонт отправляется в поход против Химеры» (1829, там же).
Уже ранние работы Иванова Александра Андреевича показывали, что он не только блестяще усвоил методы искусства классицизма, но и стремился к психологической содержательности, эмоциональной выразительности образов.
В 1830—57 жил в Италии, где создал картину «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине» (1833—35. Русский музей, за нее в 1836 было присвоено Иванову Александру Андреевичу звание академика) и свое самое знаменитое произведение «Явление мессии народу» (1837—57).
В Русском музее — предварительный, близкий к оригиналу вариант.
Иванов Александр Андреевич воплотил в картине идею духовного пробуждения народа, его жажду освобождения, но в ней проявились и религиозно-утопические настроения художника.
Этюды к картине, в том числе поразительные по реалистической смелости пленэрные пейзажи, относятся к высшим достижениям мировой живописи 19 в.
После революции 1848, оказавшей на него большое влияние, Иванов Александр Андреевич. сближается с А. И. Герценом (позднее с Н. Г. Чернышевским).
Последние работы Иванова Александра Андреевича — гениальные эскизы росписей на библейские темы — характеризуются глубиной идейного замысла, далекого от церковных представлений, силой творческой фантазии, вдохновенным мастерством.
Иванов Александр Андреевич вернулся в Петербург в 1858.
Устроенная в том же году в Зимнем дворце и Академии выставка его картин явилась крупнейшим событием в русском искусстве и была воспринята передовыми современниками как начало повой эры в его развитии.
Иванов Александр Андреевич умер в Петербурге 3(15) июля, был похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря (ныне его могила и надгробие с рельефом, выполненным в 1860-x гг. И. А. Лаверецким, — в Некрополе мастеров искусств).