Путь к совершенству бесконечен

Дата публикации или обновления 01.11.2016
  • К оглавлению: Журнал «Церковный благоукраситель»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Щигровское Свято-Троицкое братство
  • Свято-Троицкое братство: путь к совершенству бесконечен

    Двери собора открылись, и мы застыли на пороге, увидев сияющее чудо. Перед нами - остов иконостаса. В просветы, где затем установят иконы, льется солнечный свет. Когда подошли ближе, стали видны изящные, сложные переплетения узоров. Удивительно, как способны человеческие руки на такое филигранное мастерство. В душе зазвучали песнопения, славящие Бога. Не зря искусство церковной резьбы называют молитвой в дереве.

    Комиссия во главе с губернатором Александром Михайловым и архиепискпом Германом в начале сентября принимала труд Щигровского в соборе Рождества Курской Коренной пустыни.

    - Мне пришлось побывать во многих святых местах России, - сказал Александр Николаевич, - но такой красоты я не видел нигде.

    - И заметьте, - добавил владыка Герман, - не приезжие варяги трудились, а курские мастера, жители маленького городка Щигры.

    Архимандрит Зиновий, духовный наставник и руководитель братства, сдержанно молчал, но его светящиеся радостью глаза без слов рассказывали, что он чувствует сейчас.

    - Над эмоциями преобладает покаяние, - сказал мне отец Зиновий чуть позже. - Смотрю на нашу работу и вижу недостатки, кое-что уже сейчас переделал бы.

    Впрочем, другого от него я и не ожидала услышать. Постоянный поиск, стремление к совершенству, полное отсутствие самоуспокоенности - в этом весь отец Зиновий. С ним работать трудно и легко.

    Трудно, потому что он ищет всегда лучшего, а это требует усилий. Легко потому что, любя своих подопечных и веря в них, всегда поможет, поддержит - молитвой, словом, советом.

    - Впервые я побывал в Щиграх в 70-е годы, - расказывает отец Зиновий. - В то время здесь служил последний настоятель знаменитой Глинской пустыни архимандрит Модест. У него, почитаемого как старца, тогда окормлялись молодые люди, искавшие смысла жизни. Однажды он как бы невзначай обмолвился: «Ты здесь еще послужишь». Удивили меня эти слова, было много других забот: работа, подготовка к поступлению в аспирантуру Московской консерватории.

    Щигровский иконостас. Иконостас храма Рождества Пресвятой Богородицы, Курская-Коренная пустынь
    Иконостас храма Рождества Пресвятой Богородицы, Курская-Коренная пустынь.

    Но уже в 1987 году отца Зиновия назначают настоятелем Свято-Троицкого храма в Щиграх, при храме отец Зиновий открывает воскресную школу. Вначале, вспоминает батюшка, пришли около 200 детей разных возрастов. Так велика была жажда духовного общения. Шло время, и вскоре детский хор зазвучал на клиросе, украшая церковную службу ангельским пением. Еще в первые годы деятельности воскресной школы зародилась его дружба с преподавателями Курского педагогического института, которые с интересом наблюдали за православным воспитанием детей. Со временем творческое общение дало плоды - один из первых в России факультет теологии и религиоведения в КГУ, деканом которого выбрали архимандрита Зиновия. Для него это не только монашеское послушание, полученное от митрополита Ювеналия, но и любимое дело, которому отдается немало сил и энергии. Кандидат педагогических наук и богословия, награжденный орденами святителя Иннокентия Московского III степени и преподобного Сергия Радонежского III степени, архимандрит Зиновий остался все тем же: он постоянно окружен молодежью, полон кипучей энергии, идей и творческих планов. Ему принадлежит авторство учебников по основам православной культуры.

    Настоятель Свято-Троицкого храма в Щиграх создал Свято-Троицкое братство, первыми участниками которого стали духовные чада отца Зиновия, выпускники Хотьковского художественного училища, талантливые резчики по дереву. Были открыты мастерские: столярная, резьбы по дереву и иконописная. Церковному искусству пришли учиться сотни щигровцев, которые приобщались к православной вере и благочестию. Когда было налажено производство, братство постигли испытания - два крупных пожара. Но это не могло сломить пастыря. Стоя на пепелище, он делился своими творческими планами с учениками. И вскоре все порушенное было восстановлено.

    Сейчас Свято-Троицкое братство обеспечивает десятки вновь созданных рабочих мест, зарплату учителям, ведущим в школах города основы православной культуры, бесплатное обучение детей иконописи и столярному делу, помощь малоимущим и пожилым больным людям, работу оздоровительного детского лагеря в Гротово и многое другое. Мастера изготовили десятки иконостасов, установленных в храмах России, множество киотов, аналоев, жертвенников, тронов на горнее место, выносных крестов, икон. Изделия Свято-Троицкого братства можно увидеть во Владивостоке и Магадане, в Австрии, Италии, Канаде, Америке, Голландии и т. д.

    Разительно изменился и Троицкий храм, над которым сияют новые купола. На средства братства сделан капитальный ремонт, расписаны фресками внутренние стены, старые киоты и аналои заменены новыми резными. В Щиграх построена часовня, отреставрированы сельские храмы. Маленький, ничем не примечательный населенный пункт стал поистине городом мастеров, прославивших его в России и за рубежом. Поэтому нет ничего удивительного, что именно братству доверили изготовить резной иконостас в главном храме духовного центра Курской епархии.

    Мастера справились с ответственным заданием в короткий срок - за три месяца, проявив поистине братскую сплоченность и организованность. Большую молитвенную помощь и поддержку они чувствовали от архиепископа Германа. Рукой опытного рисовальщика владыка выводил узоры, давал советы и ободрял.

    - Авторство иконостаса принадлежит владыке, моей задачей было лишь передать архипастырское благословение мастерам и рабочим, - рассказывает отец Зиновий, - собрать их воедино, вдохновить.

    Позолотчицы, шкуровщицы, лачницы, резчики, столяры, подсобные рабочие на три месяца забыли о нормальном отдыхе и сне, жили, вдохновленные святой целью. Молились постоянно... Подобный иконостас пришлось выполнять впервые; раньше братство специализировалось на образцах русского средне­векового искусства XVI—XVII веков. Но им по силам оказалось и сложное русское барокко, причем справились с новым для себя делом замечательно.

    От иконостаса трудно отойти, хочется долго смотреть на безупречно вырезанные кисти винограда, листья, цветы, размышлять над евангельскими символами, заложенными в узорах. Хочется впитать в себя молитву в дереве.



    Источник материала: журнал «Иконописец» № 22 (зима 2010 г.) издательства «Русиздат».
    В начало

    Купить книги оптом или мелким оптом
     
    Rambler's Top100