Иконостас – образ Райского дерева

Дата публикации или обновления 01.01.2016
  • К оглавлению: Журнал «Церковный благоукраситель»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Щигровское Свято-Троицкое братство
  • Иконостас – образ Райского дерева.

    Каждый возрождаемый храм - островок Рая на земле, осколок Святой Руси, словно град Китеж, сокрывшийся в бурлящем озере суетливой современности.


    Есть древняя легенда у народа:

    Под озером, сокрытый от людей,

    Град Китеж. Над землёй сомкнулись воды,

    Чтобы святынь не осквернил злодей...


    Святых обителей не слышен перезвон,

    Но вечная возносится молитва:

    Не властен бренный тления закон

    Там, где победой завершилась с тьмою битва.


    Монастыри, которых нет. Святая Русь.

    Боюсь сказать,- я слышу ваши звоны.

    Пусть прошлого нам больше не вернуть,

    Но новые чудотворят иконы...


    И благодать обителей святых

    Вновь прорастёт, как деревце на крыше;

    Среди мирян, во храмах городских

    Вновь Дух Святой молитвой к Богу дышит.


    Монастыри, невидимые оку...

    Вы живы, вы - в сердцах своих людей;

    Как острова средь озера порока –

    Убежище от страха и страстей.


    Небогатый храм Вознесения Господня подмосковного села Раменье. Скромные побелённые стены, борющиеся с нападающей сыростью. Купола без позолоты. Видно, что приходу нелегко дается восстановление святыни.

    Но вот, подобно райскому древу, вырос перед алтарем резной деревянный иконостас - и внутреннее пространство сельской церкви преобразилось. Изящные прорезные узоры на царских вратах, двойные столбики-колонны, обрамляющие образа...

    Основной мотив резьбы - цветы и травы - гармонирует с сельской местностью, в которой расположен храм. Цветы в церковном убранстве напоминают нам о вечном цветении Рая Божия, где нет увядания и непогоды.

    Иконостас из настоящего дерева, созданный и украшенный умелыми руками мастеров Свято-Троицкого братства города Щигры, дарит храму подлинное благолепие и в то же время - теплоту, близость к природе и устремленность к Горнему миру Лаконичное цветовое решение: натуральное дерево без позолоты и окраски весьма уместно в еще далеком от завершенности интерьере реставрируемого храма. Оно не создает дисгармонии, которая могла бы возникнуть при установке роскошно украшенного иконостаса в храме с бедным убранством. В то же время украшенный ручной резьбой деревянный иконостас будет достойно выглядеть и в самом богатом окружении, которым, надеемся, когда-нибудь засияет скромный сельский храм.

    Кстати, для небогатых храмов Свято-Троицким братством разработано решение, позволяющее за сравнительно небольшие деньги приобрести иконостас, по качеству не уступающий дорогим образцам. Это изготовление иконостаса по типовому проекту. Алтарная преграда собирается из готовых типовых элементов, что значительно ускоряет работу. В иконостас можно вставить писаные образа, а можно заказать в Щигровском братстве иконы, напечатанные на холсте.

    Благодаря индивидуальному подбору икон и элементов декора созданные по типовому проекту иконостасы не повторяют друг друга. Образец такой работы - алтарная преграда храма во имя святителя Луки Крымского в г. Красногорске Московской области. Взирая на него, не подумаешь, что перед нами экономичный вариант. Ручная работа по живому дереву, гармоничные формы, множество изящных деталей и качественное исполнение делают этот иконостас достойным украшением Дома Божия.

    В этом храме применено и еще одно интересное решение, предложенное художниками Свято-Троицкого братства: церковная дверь выполнена в едином стиле с иконостасом, что создает завершенность интерьера и дарит ощущение богатства.

    Каждый храм во имя святых новомучеников, а особенно Царственных страстотерпцев, - дума о судьбах Отечества, надежда на его грядущее возрождение.


    Они глядят с иконы, как с портрета:

    Одежды белые, кроваво-красный фон;

    Кому б сто лет назад увидеть это -

    Решили б люди - это страшный сон.


    Вы что, еще не поняли: Россия - это Феникс,

    Который воскресает из скорбей,

    Из пепла возрождаясь, над бренным поднимаясь,

    А Царь наш - Цесаревич Алексей.


    Царица, Царь, Царевны, Цесаревич -

    Расстрелянный оплот Святой Руси.

    Лет пятьдесят назад сказать об этом - ,

    Ответ бы был: «Пощады не проси!»


    Вы что, еще не поняли: Россия - это Феникс,

    Который воскресает из скорбей,

    Из пепла возрождаясь, над бренным поднимаясь,

    А Царь наш - Цесаревич Алексей.


    Какое там спасение России?!

    Kpyroм грабеж, растление, обман...

    Лет пятьдесят спустя мы вспомним, это,

    И скажем лишь: «Рассеялся туман».


    Пятикупольный храм, возведенный в память о святых Царственных мучениках в городе Курске, радует продуманностью и цельностью своего образа, внешнего и внутреннего убранства. Церковные стены богато украшены росписью, поэтому перед создателями иконостаса стояла непростая задача - избежать смысловой и композиционной перегруженности пространства - и в то же время выполнить алтарную преграду, которая не «потеряется» на фоне стенописи. Мастера и проектировщики Щигровского Свято-Троицкого братства достойно справились с этой работой.

    Иконостас невысок в сравнении с объемом самого храма святых Царственных мучеников в Курске, что позволяет зрителям любоваться архитектурными формами и росписью помещения. Светлое дерево киотов и золото икон (также написанных художниками братства) дарят помещению легкость и солнечность, удачно оттеняя густую синеву фона росписи. Ширина иконостаса создает ощущение распахнутости, простора. Установленные перед солеёй киоты зрительно замыкают пространство, так что молящиеся как бы оказываются на островке Святой Руси, перед живыми ликами святых: Царственных страстотерпцев, преподобномучениц Елисаветы и Варвары, святого патриарха Тихона... Традиционные формы, выполненные в русском стиле образа, изящная резьба - все это создает ощущение молитвенности и покоя.

    Иконостас храма во имя Святых Царственных Страстотерпцев, г.Курск.
    Иконостас храма во имя Святых Царственных Страстотерпцев, г.Курск.

    В противоположность представленным выше иконостасам, привлекающим взор красотой натурального дерева, алтарная преграда храма Святителя Николая села Белый Колодезь Курской области, радует взгляд ослепительным золотым сиянием. Это еще раз являет нам богатство и разнообразие художественных решений, мирно соседствующих в традиционном церковном искусстве. Золото символизирует Невечерний свет Царствия Небесного, несотворенную Божественную Благодать. Вместе с небесно-голубыми фонами икон светящаяся золотом резьба дарит ощущение солнечности и радости. Этому настроению соответствует и богатство декора иконостаса, многосложность, объем и пышность его деталей.

    Иконостас Свято-Троицкого храма села Мансурово Курской области - пожалуй, одна из лучших работ мастеров Свято-Троицкого братства. Дерево здесь оттенено деликатными вкраплениями позолоты, покрывающей кое-где кружево резьбы. Иконы и диаконские двери обрамляют пояски басмы - достаточно свежее решение в современном искусстве церковного благоукрашения. Необычна и форма иконостаса: собственно, это триптих - боковые приделы имеют собственные алтарные преграды, отделенные от основной несущими колоннами.

    Три части иконостаса расположены в одной плоскости и воспринимаются как единое целое. Центральная часть алтарной преграды достаточно узкая и высокая, что продиктовано архитектурными формами храмового здания. Это создает ощущение устремленности ввысь, особой легкости и воздушности. Боковые «лепестки» завершают композицию, внося ощущение мощи и основательности.

    Интересны иконы, украшающие иконостас Троицкого храма. Здесь можно увидеть достаточно редкие образы праотцев: Ноя с ковчегом в руках, Авеля в одежде из звериных кож. Еще одно необычное решение - блистающая золотом подвеска (цата), украшающая образ Пресвятой Троицы, вверху иконостаса.

    Возрождаются русские храмы. И радуется душа, видя, что каждый из них обретает собственный, неповторимый лик, рожденный молитвой, трудами и искусством мастеров и заказчиков. Благолепие убранства свидетельствует о красоте Царствия Небесного и зовёт к ней души входящих под церковные своды.

    Алина Сергейчук


    Источник материала: журнал «Благоукраситель» № 32 (зима 2012 г.) издательства «Русиздат».

    В начало

    Купить книги оптом или мелким оптом
     
    Rambler's Top100