Иконостас: преграда или откровение?

Дата публикации или обновления 01.09.2021
  • К оглавлению: Журнал «Иконописец»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Говоря о символике иконописи, нельзя оставить без внимания такое явление, как иконостас. Некоторые считают его преградой, призванной скрыть сакральный мир алтаря от мирян. Но символика иконостаса является своеобразным ключом, помогающим понять мир Горний, делающим для нас зримым то, что невидимо происходит в алтаре.

    Первые иконостасы

    Алтарь - символ Горнего мира; находясь на границе между основной частью храма и алтарем, он как бы становится гранью между земным и Небесным. По словам отца Павла Флоренского, «иконостас не прячет что-то от верующих... а, напротив, указывает им, полуслепым, на тайны алтаря, открывает им, хромым и увечным, вход в иной мир, запертый их собственной косностью, кричит им в глухие уши о Царствии Небесном».

    Традиция отделять алтарь от храма пришла к нам из древнейших времен. О ее происхождении свидетельствует житие святого Василия Великого (IV в. по Р.Х.). Однажды святителю Василию было открыто, что сослужащий ему диакон отвлекается, смотря на стоящих в храме. Святитель повелел устроить преграду с завесой, не позволяющую молящимся заглядывать в алтарь. Но эта преграда еще не была собственно иконостасом.

    Древнейшие алтарные преграды не несли на себе икон. Они представляли собой решетку или ряд колонн, нередко увенчанные поперечной балкой - архитравом. Интересно, что уже первые алтарные преграды изготавливались как из камня, так и из дерева. Об этом свидетельствует Евсевий Кесарийский (263-340), повествующий в «Церковной истории» о резной деревянной ограде храма г. Тира, не позволявшей народу приближаться к престолу. Он же сообщает о Храме Гроба Господня в Иерусалиме, что в нем: «Полукружие апсиды было окружено столькими колоннами, сколько было апостолов». Алтарная преграда, как и современный нам иконостас, имела посередине царские, а по бокам — диаконские врата. Над царскими вратами обычно находился крест.

    Будучи значимым элементом церковного убранства, алтарная преграда не могла остаться без достойного благоукрашения. Ее богато декорировали резьбой - так что мы можем отметить, что резьба на иконостасе едва ли не древнее самих икон, украшающих его.

    Впрочем, достаточно скоро иконы стали появляться - зачастую в не слишком привычном нам оформлении. Так, по свидетельству историков, архитрав Великого Храма Святой Софии Константинопольской украшали серебряные диски, на которых были помещены изображения Христа, Богоматери, ангелов, пророков и апостолов, - перечень икон совпадает с основными образами иконостаса, сложившегося позднее. Интересно, что сама алтарная преграда Храма Святой Софии представляла собой ряд колонн, выполненных из серебра. Со временем иконы Спасителя и Божией Матери стали помещать на центральных колоннах алтарной преграды. В XI веке в Византии, по мнению авторитетных ученых, уже существовали двухъярусные иконостасы.

    Вероятно, в таком виде иконостас пришел и на Русь (об этом пишет, например, Л.А. Успенский, автор монументального труда «Богословие иконы Православной Церкви»).

    Первые иконостасы уже включали в себя деисис - композицию, в центре которой находится Спаситель, а по бокам - предстоящие Ему в молитве Богородица и Иоанн Предтеча. Данная композиция встречается не только в русских иконостасах, но и в древних памятниках византийского искусства - например, среди мозаик Храма Софии Константинопольской. Постепенно количество икон на иконостасе стало возрастать, увеличилось и число рядов, составляющих его.

    Символика классического русского иконостаса

    Классическим считается иконостас, который сложился в Русской Церкви к XV столетию. Он являет нам Божественное домостроительство, проявившееся в истории Церкви и путях очищения и обожения души каждого конкретного человека.

    Верхний ряд иконостаса - праотеческий - повествует о древнейших веках бытия человеческого рода, в центре его - образ Святой Троицы. Ниже - пророческий ряд, представляющий ветхозаветную Церковь, со времен Моисея до Рождества Христова. В середине его - образ Пресвятой Богородицы, на Которой сбылись чаяния пророков.

    Следующий ярус иконостаса - праздничный: на составляющих его иконах мы видим основные события Нового Завета.

    Ниже идет деисусный ряд: в центре его - Спаситель, Которому предстоят в молении за человеческий род Богоматерь и святой Иоанн Предтеча.

    Далее располагаются святые - люди, силой Божией исполнившие слова Христа: «Будьте совершенны, якоже и Отец ваш Небесный совершен есть» - принявшие обожение, ради чего и было совершено Боговоплощение.

    И наконец, местный ряд иконостаса. В центре его - царские врата, по бокам от них расположены иконы Спасителя и Божией Матери, а также образ святого или события, которому посвящен храм.

    Это ряд иконостаса, с которым более всего соприкасаются молящиеся в храме: священнослужители входят в царские и диаконские врата и выходят из них, прикладываются к иконам, к иконам местного ряда допускаются и миряне.

    Образ Евхаристии, который мы обычно видим над царскими вратами в иконе Тайной Вечери, раскрывает суть происходящего в храме - соединение Бога и человеков, схождение Творца к людям, которое и дает им возможность самим приблизиться к Божеству.

    Рассматривая иконостас сверху вниз, мы видим пути Промысла Господня: от Сотворения мира и пророчеств о явлении Искупителя - до Его земной жизни, Крестного подвига и Воскресения, и далее — вплоть до новейшей истории Христовой Церкви, которая бывает отражена особенно ярко тогда, когда иконостас включает в себя образы вновь прославленных святых: новомучеников, подвижников XX столетия.

    Искусство создания иконостасов в наши дни

    Иконостасы, создаваемые сегодня, относятся к различным стилям - от древнейшего византийского до иконостаса в стиле модерн конца XIX века. Благоукрасители сочетают в своей работе иконопись, резьбу по дереву, искусство украшения образа басмой, а иногда - и драгоценной ризой.

    Иконостас придела великомученика Димитрия Солунского Рождественского собора Зачатьевского монастыря г. Москвы, изготовленный в 2012 году Свято-Троицким братством г. Щигры, сочетает в себе черты классического русского пятиярусного иконостаса и особую праздничность. Ряды образов разделены резными балками - тяблами (тябловые иконостасы были характерны для русских храмов вплоть до XVII столетия), друг от друга иконы отделены изящными колоннами, также украшенными резьбой. Часть резьбы покрыта позолотой, гармонирующей с золотом иконных фонов, и декорирована цветными камнями (применение драгоценных и поделочных камней в интерьере храма - традиция, восходящая к древней Византии). Тематика икон строго выдержана: в центре пророческого ряда находится образ Пресвятой Богородицы «Знамение». Икона «Знамение» есть образное переложение пророчества Исайи: «Се, Дева во чреве примет и родит Сына...»

    Свято-Троицкое братство г. Щигры за 20 лет своей деятельности выполнило множество деревянных иконостасов, так что среди них можно найти образцы практически любого стиля. Строгий тябловый иконостас украшает храм Всех святых подворья Валаамского монастыря в г. Приозерске. Он состоит всего из двух рядов, напоминая о первых иконостасах Древней Руси. Украшением алтарной преграды является коруна, венчающая царские врата, - деталь, характерная для иконостасов XVII века.

    Поражают богатством и изяществом убранства иконостас Благовещенского кафедрального собора г. Воронежа и собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы Курской Коренной пустыни. Они несут в себе черты стиля барокко - особую декоративность, обилие позолоты и резьбы, - но при этом отвечают канонам церковного искусства.

    Убранство православного храма не имеет цели в точности повторить стиль церковного интерьера какой-либо эпохи. Каждое время имеет свой изобразительный язык, соответствующий восприятию людей этого времени. Поэтому иконостасы, выполняемые в наши дни, как правило, имеют черты, присущие именно нашему времени - при этом соответствующие православной традиции и гармонирующие с общим стилем, выбранным для конкретной работы. Среди алтарных преград, украшающих храмы сегодня, чаще всего встречается иконостас, иконы которого имеют арочную форму. Его украшает резьба, устремленный ввысь силуэт органично вписывается в высокое пространство храма.

    Оформление «тела» иконостаса не заслоняет главного - икон, ради которых он и создается. Сами иконы, как правило, бывают написаны в древнерусском либо академическом стиле, на золотых, реже - цветных фонах.


    По материалам статьи из журнала «Иконописец» № 38 (весна 2013 г.) издательского дома «Русиздат», автор Алина Сергейчук

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос