Страдание Феодоры и Дидима

Дата публикации или обновления 03.07.2016
  • Жития Святых по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского

  • По месяцам: Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

    Страдание святых мучеников Феодоры и Дидима,
    Память 27 мая

    В царствование императоров Диоклитиана1 и Максимиана2, во время управления городом Александриею3 князем Евстратием, было издано приказание царское, повелевавшее христианам или принести жертвы богам, или принять мучения.

    Евстратий князь, сев на судилище в Александрии, приказал привести к себе на суд Феодору, христианскую девицу, недавно взятую и заключенную в темницу. Когда она была приведена, судья спросил ее:

    - Какой ты веры, девица?

    Отвечала святая:

    - Я христианка.

    Судья сказал:

    - Свободная ли ты, или рабыня?

    - Я сказала тебе, - отвечала Феодора, - что я христианка; Христос же, придя в мир, освободил меня от греха; рождена же я родителями славными в суетном мире сем.

    Князь, посмотрев на градоначальника, по имени Лукий, спросил его:

    - Знаешь ли ты эту девицу?

    Лукий отвечал:

    - Да я знаю, что она происходит из благородного и честного рода.

    Тогда князь сказал, обратившись к Феодоре:

    - Если ты, девица, происходишь из благородного и честного рода, то почему ты до сих пор еще не вышла замуж?

    Девица отвечала:

    - Я отреклась от брака ради Христа, ибо Господь наш Иисус Христос, придя в мир и родившись от Пречистой Приснодевы Марии, освободил нас от тления и обещал даровать нам жизнь вечную. И вот я, веруя в Него, решила ради любви к Нему сохранить в чистоте девство мое до самой моей смерти.

    Судия сказал на это:

    - Цари приказали нам всех девиц, желающих сохранить свою чистоту, принуждать к поклонению богам нашим; если же вы не захотите поклониться богам, то будете отданы в блудилище.

    Отвечала девица:

    - Вероятно ты понимаешь, что Бог смотрит прежде всего на изволение сердечное. Будучи Сердцеведцем, Он знает все помышления наши и самые намерения наши принимает как дело. Мой Бог знает намерение мое - сохранить в чистоте девство свое; поэтому, если ты и прикажешь, как ты хвалишься, отдать меня блудникам, то это не будет прелюбодеянием для тела моего, а будет насилием и страданием мне; и если ты отсечешь мне голову, или руку, или ногу, или насильно лишишь меня девства, ты через это сделаешь меня не блудницей, а мученицей. Но знай, что Владыка и Бог мой силен сохранить в чистоте девство мое, если пожелает.

    Судия сказал:

    - Не намеревайся бесчестить свое благородство, не предавай себя поруганию и смеху, будучи дочерью честных и славных родителей, как о тебе здесь свидетельствуют.

    Отвечала девица:

    - Я прославляю Христа и Бога моего, давшего мне благородство и чистоту, и я надеюсь, что Он сохранит в целости голубицу Свою.

    Сказал судия:

    - Для чего ты прельщаешься, веруя в человека распятого, как в Бога. Неужели Он избавит тебя от рук, которые возьмут тебя на осквернение? Не думай, что, войдя в блудилище, ты войдешь из него чистой.

    Отвечала Феодора:

    - Я верую, что Христос и Бог мой, пострадавший при понтийском Пилате, избавит меня от нечистых рук блудников и соблюдет в чистоте рабу Свою.

    После этого судья дал Феодоре три дня на размышление. Но она выражала готовность пострадать, говоря, что и через три дня, точно также как и через большее количество дней, у ней не будет иного намерения и желания, как умереть за Христа, Бога своего.

    После того святая была отведена в темницу и спустя три дня снова представлена на допрос. Когда игемон понял, что она неизменно пребудет в святой вере христианской, то приказал отвести ее в блудилище. Будучи ведена сюда, святая молилась ко Господу, говоря так:

    - Христе Боже, укротивший бессловесных зверей пред лицом святой мученицы Твоей Феклы4, укроти и свирепейших. словесных зверей, блудников, намеревающихся повредить чистоте тела моего. Ты, Боже, избавивший Сусанну из рук старцев-прелюбодеев (Дан.13), спаси и меня, рабу Твою от таковых же блудников; не допусти быть оскверненной храму, которой посвящен лишь Тебе Единому. Ты, отогнавший от меня невидимых врагов, покушавшихся тайно похитить мое девственное сокровище, отгони и этих явных насильников, намеревающихся разбойнически отнять от меня мое богатство. Приди на защиту меня, Господи Боже мой, и всемогущею силою Твоею сделай так, чтобы я вышла отсюда чистой, чтобы меня не коснулись эти нечестивые руки, дабы я прославила святое имя Твое.

    В то время как святая молилась так, скверные блудники стояли около дома того и спорили между собою, кто должен войти первой к девице. В это время некий юноша, крепкий телом, одетый как воин, подойдя к ним, и отогнав их от дома того, вошел к девице, причем никто не воспрепятствовал ему пройти к ней. Это был один из христиан, по имени Дидим, который, по Божию устроению, нарочито в образе воина вошел в дом тот как бы для греха, на самом же деле пришел сюда для защищения девицы. Увидав его, святая Феодора, весьма удивилась. Но блаженный Дидим сказал ей:

    - Не бойся, сестра! Тот, кто снаружи кажется тебе волком, на самом деле агнец и брат твой по святой вере. Я пришел спасти тебя, рабу и голубицу Бога моего. Переменим одежды, - ты оденься в мои, а я в твои, дабы ты могла унести отсюда в целости девство свое, прикрытое моими одеждами. Я же в твоих одеждах пойду на подвиг мученический и покажу себя действительным воином Христа Бога.

    Святая девица соизволила на такой поступок, поняв, что Дидим был послан к ней от Бога. Переменив одежды, они облеклись - девица в мужеский костюм, а юноша в девический. Потом юноша сказал девице:

    - Выходя отсюда закрой лице свое, как будто ты стыдишься, потому что все уходят отсюда со стыдом; тогда тебя никто не узнает.

    Девица так и сделала, вышла в воинском одеянии с закрытым лицом; она быстро направилась к дому своему, славя Бога за Его промышление о ней, ибо Он избавил ее таким образом от блудников, как птицу от сети, или как овцу от волков.

    Когда Феодора вышла из блудилища, в него вошел некоторый юноша, одержимый блудною страстью; увидав вместо девицы мужчину, он весьма удивился и воскликнул:

    - Что это такое? Каким образом девица превратилась в мужчину? Я слышал, что некогда Христос, как говорят христиане, обратил воду в вино (Иоан.2:1-11), но вот теперь я вижу, что Он обратил женский пол в мужеский.

    И войдя из блудилища, он говорил друзьям своим:

    - Бежим отсюда скорее, бежим, чтобы Христос не обратил нас в женщин!

    И побежав, возвестили обо всем судье Евстратию. Евстратий же приказал привести Дидима к судилищу и спросил его:

    - Кто ты?

    Отвечал Дидим:

    - Я раб Иисуса Христа; имя же мое - Дидим.

    Сказал судия:

    - Почему мы видим на тебе не мужские, а женские одежды?

    Отвечал Дидим:

    - Я взял их у Феодоры, свои же отдал ей, дабы она не была узнана блудниками и избежала рук их.

    Судия спросил:

    - Кто тебе приказал сделать так?

    Дидим отвечал:

    - Бог мой, Иисус Христос, научил меня поступить так; Он послал спасти овцу Его от зубов звериных в целости и неповрежденности.

    Сказал судия:

    - Где же Феодора? Скажи нам, где она, если не желаешь, чтобы мы мучили тебя.

    Отвечал Дидим:

    - Поистине не знаю, где она находится сейчас; я знаю о ней только то, что она честная и верная раба Христова, что она исповедует пресвятое имя Христа, Бога нашего; посему и Христос возлюбил ее и сохранил ее в чистоте, как Свою невесту.

    Князь же, преисполнившись гнева, приказал отсечь мечем главу Дидима, тело же его приказал бросить в огонь.

    Святой Дидим, узнав о смертном приговоре своем, преисполнился радости и воззвал к Богу, говоря так:

    - Благословен Ты, Боже, Отец Господа нашего Иисуса Христа, не презревший молитвы моей и исполнивший желание мое, ибо Ты и рабу Свою, Феодору, сохранил в чистоте и неповрежденности, и меня сподобляешь венца мученического!

    И веден был святой за город на усекновение. Когда святая Феодора узнала об этом, то пошла за святым мучеником Дидимом и, придя к месту усекновения, начала препираться с ним о венце мученическом, говоря:

    - Хотя ты и спас меня от осквернения, но я не просила тебя спасти меня от смерти. Я была первая взята, первая истязаема и судима; уступи мне кончину мученическую; пусть буду усечена я, ты же иди, куда хочешь; для тебя будет великая награда от Господа за то уже одно, что ты сохранил в чистоте мое девство; я не желаю, чтобы ты умер за меня и предвосхитил мой венец; не желаю я быть виновницей твоей смерти; я сама умру, я сама отдам долг свой, ибо я имею голову; пусть она будет усечена за имя Христово; я имею кровь; пусть она будет пролита за Господа нашего; я не хотела и не хочу„ быть оскверненной, но желала и теперь желаю быть замученной; не отнимай же от меня венца, которой я начала плести ранее тебя. Но если ты завидуешь моему мученичеству, то позволь мне пойти под меч первой, ты же можешь быть мучеником Христовым после меня; я хочу. чтобы ты остался после меня, а не я после тебя, потому что от тебя не могут отнять чистоты, меня же могут лишить невинности. Если ты извел меня чистой из блудилища, то позволь мне и Христу предстать чистой.

    Святой же Дидим сказал ей:

    - Возлюбленная сестра! Господь наш, один раз уже сохранивший тебя неоскверненной, может всегда сохранить чистоту твою; мне же, на смерть осужденному, не препятствуй умереть; я умру за Христа и кровью своею омою грехи свои.

    В то время как они с любовью препирались между собою, было приказано усечь мечем их обоих; святая мученица Феодора первая преклонила под меч голову свою, а затем преклонил под меч свою главу и святой мученик Дидим5. Тела же их были брошены в огонь. Таким образом они приняли победные венцы от Христа, Бога нашего, Которому воссылается слава, честь и поклонение со Отцом и Святым Духом вечно. Аминь.

    ________________________________________________________________________

    1 Диоклитиан управлял восточною половиною римской империи с 284 г. по 305 г.

    2 Максимиан управлял западною половиною римской империи с 284 г. по 305 г.

    3 Александрия - знаменитый город, основанный Александром Великим ок. 333 г. в Египте на берегу Средиземного моря; славился до Р. Хр. как центр науки и торговли; с нач. 4-го века стал одним из важнейших центров христианской жизни и резиденцией патриарха.

    4 Здесь разумеется св. первомученица Фекла (см. житие ее под 24 сентября).

    5 Кончина святых мучеников Феодоры и Дидима последовала в 303 г. или 304 г.

    По месяцам: Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100