Старица Бородинская Рахиль

Дата публикации или обновления 01.11.2016
  • К оглавлению: жития святых
  • Деяние о канонизации преподобной схимонахини Рахили, Старицы Бородинской
  • Посмертные чудеса преп. Рахили
  • Прижизненные чудеса преп. Рахили и свидетельства о ее прозорливости

    Большая часть чудес преподобной Рахили была записана составителем её жизнеописания протоиереем Сергием Лебедевым (+1934) священником Богоявленской церкви с. Дровнина Гжатского уезда Смоленской губернии, ныне Можайского р-на Московской области, в конце 20-х – начале 30-х годов.

    * * *

    1. Чудесным было знакомство о. Сергия с преподобной Рахилью. Батюшка, ещё не будучи лично знаком со старицей, много слышал о ней и даже направлял к ней за советом своих прихожан. Супруга его также ездила к Старице и, таким образом, между ними началось заочное знакомство. Как-то Преподобная сказала матушке о. Сергия, по-видимому прозревая в нём своего будущего жизнеописателя:

    – Хочу видеть о. Сергия. Я не умру до тех пор, пока не увижу его.

    Получив такое приглашение, о. Сергий подумал: "Вот и живи, дорогая Матушка, а я к тебе не поеду, ведь ты нужна нам". Это было в конце 1924 года.

    В августе же 1925 года прихожане уговорили о. Сергия поехать в Бородино на праздник. И хотя батюшка не хотел заходить к преп. Рахили, но обстоятельства складывались против его воли, так что, когда его пригласили зайти к старице на чай, то он как-то безвольно согласился, совершенно забыв своё намерение. Вот как он сам описал свою первую встречу с Преподобной:

    "Идём тёмным коридором. Нас было человек десять-двенадцать, я иду последним. Впереди уже с кем-то здороваются, благословляются. Вдруг слышу около себя:

    А это кто же? Никак о. Сергий дровнинский?

    А вы кто?- спрашиваю я.

    Да я – грешная, никудышняя Рахиль.

    Я трепетал, первый раз в жизни находясь так близко к благодатному человеку и видя, как сила Божия совершалась в её немощах. Приём, оказанный моему недостоинству, был так радушен и прост, что я был совершенно пленён".

    * * *

    2. В ноябре месяце 1927 года преп. Рахиль многое поведала о. Сергию о своей жизни. Эти воспоминания Старицы легли в основу её жизнеописания и настоящего Жития. Но о некоторых обстоятельствах Преподобная запретила батюшке рассказывать, положив своею рукою печать молчания на его уста. После этого о. Сергий не раз замечал, что даже если очень хотел что-либо рассказать, то ничего у него не получалось. Эту печать молчания он ощущал на устах своих, как только разговор касался запрещённых вопросов.

    * * *

    3. У супруги о. Сергия часто немели пальцы на руках, особенно при дойке коров. Однажды она приехала к Преподобной зимой, когда у неё не было посетителей. Они находились в келии вдвоём. Старица расположилась в кресле у печки, а у её ног, на маленькой скамеечке – матушка о. Сергия. Она держала руки преподобной Рахили в своих руках, и та наставляла её. Матушка случайно сказала, что у неё руки, особенно пальцы, немеют.

    Старица перекрестила, погладила их и сказала:

    – Ну, теперь неметь не будут.

    Супруга о. Сергия, как и многие в подобных случаях, не обратила на всё это внимания.

    Прошло некоторое время, она вспомнила о своей болезни, но заметила, что и следа от неё не осталось.

    * * *

    4. 16 января 1926 года супруга о. Сергия посетила преп. Рахиль. Старица, как всегда, стала расспрашивать матушку о её семействе, спросила и о её дочери, которая работала в то время в г. Богородске (ныне г. Ногинск):

    – Ну, а как Верочка живет?

    – Она хочет перевестись в Москву, да не знает как, – ответила моя жена.

    – Ну, что ж, и перейдет, хотя и не скоро, через месяц перейдет, – сказала Преподобная.

    – Да мы так скоро и не надеемся, хотя бы через три-четыре месяца перевестись, и то будем рады.

    А преподобная Рахиль утвердительно и даже настойчиво сказала:

    – Через месяц в Москве работать будет.

    18 февраля 1926 года Вера Лебедева уже работала в Москве.

    * * *

    5. Иеромонах Варфоломей, бывший духовником преподобной Рахили в последние четыре года ее жизни, также как и протоиерей Сергий, сначала познакомился со Старицей заочно.

    За несколько лет до их встречи духовные чада о. Варфоломея гостили в Спасо-Бородинском монастыре и в беседе с Преподобной упомянули о нём. Старица сказала, что знает батюшку и прислала ему три пряника и три яйца. Вскоре о. Варфоломей сам приехал в монастырь. Преподобная встретила его со словами:

    – А батюшка-то знакомый!

    У них состоялась беседа, в конце которой Старица попросила батюшку время от времени приезжать к ней для исповеди со Святыми Дарами, на что он согласился.

    Преподобная всегда сама вызывала к себе о. Варфоломея, но не обычным образом, а молитвой. Часто, даже когда батюшке было некогда ехать в Бородино, он вдруг, как-то совершенно безотчетно, отправлялся к старице. Она встречала его словами:

    – А ты, сынок, сегодня не по себе приехал.

    Иногда в дороге о. Варфоломею случалось быть свидетелем неприятных сцен, из-за чего иногда ему приходили худые помыслы. Тогда преподобная Рахиль перед исповедью молилась:

    – Очисти нас, Господи, от всех дурных мыслей наших!

    Исповедь Старицы пронизывала насквозь душу и была весьма поучительна для самого духовника. Отец Варфоломей не мог сдержать слез.

    * * *

    6. Однажды преподобная Рахиль предложила о. Варфоломею полежать на своем диванчике, после чего он приехал домой и захворал, проболел полгода.

    А некая Пелагия, по его словам, с благословения Преподобной проспала на диванчике Старицы три часа, после чего заболела и очень скоро умерла.

    Было неоднократно замечено, что таким образом преподобная Рахиль указывала на болезнь или смерть. * * * 7. Однажды духовные чада о. Варфоломея ждали его в Бородино, но он не приехал. Тогда они сказали об этом Старице, а та ответила:

    – Он завтра приедет с Анной Дмитриевной. Так и случилось.

    * * *

    8. Как-то о. Варфоломей заметил, что у Владимирской иконы Божией Матери, стоявшей в келии старицы, одна ручка потемнела. Он поинтересовался у Преподобной, почему это произошло. Та ответила:

    – Ах, наверное я проглядела, и кто-нибудь недостойный к ней приложился! – и стала со слезами просить Богородицу простить ее за нерадение. После это го ручка просветлела.

    * * *

    9. Протоиерей с. Вешки Можайского уезда Московской губернии, о. Василий Городецкий многократно слышал от своих прихожан о преподобной Рахили и решил побывать у неё. 25 августа 1926 года он отправился в Бородино. Его бороли сомнения, может ли Старица знать о жизни незнакомых людей, нет ли здесь обмана, выгодного для монастыря. Он постучал – дверь отворилась. Перед ним стояла невысокая монахиня с одним глазом.

    Отец Василий понял, что это и есть та самая Старица. Она сказала:

    – Я – старая дурочка малограмотная, всех обморачиваю, а сама ничего не знаю.

    Батюшка был поражен. После непродолжительного разговора с Преподобной он сказал, что хочет повидаться с нею на будущий год, но Старица ответила:

    – Нет, больше вы меня не увидите такую, а в другом виде, – она вышла в другую комнату и затем появилась в схиме, – вот так я хожу в храм, так и отойду в другую жизнь.

    Ни в 1927, ни в 1928 году о. Василию не пришлось видеться с преподобной Рахилью, не был он и на а погребении. А в 1929 году, в январе, когда он был болен, старица явилась ему во сне, облаченная в схиму, и сказала:

    – На что призван, то и исполняй. Все земное заманчиво. Над голубым сводом есть ещё Небо, куда должны стремиться все живущие.

    Отец Василий проснулся, и почувствовал, что боль утихла.

    * * *

    10. Житель деревни Степанцево Гжатского уезда Смоленской губернии Кутузов обращался к преподобной Рахили за благословением переселиться в Самарскую губернию со всем своим семейством, но она сказала, что Матерь Божия не благословляет его на это, что он тал вместо радости получит печаль – потеряет семью. Кутузов послушался. Через год в Самарской губернии начался голод, и кто из жителей переехал туда, распродав имущество, то потерпел неудачу, а некоторые, потеряв своих близких, возвратились обратно.

    * * *

    11. Как-то преподобную Рахиль посетила женщина с дочерью-девицей. Ничего не спрашивая у них, старица сказала:

    – Матерь Божия благословляет сию девицу в путь, учиться ремеслу.

    – Я хочу послать ее в Москву учиться на швею, – сказала мать.

    – Ваш ближайший родственник все устроит, – продолжала старица, как будто зная все обстоятельства дела.

    – У меня в Москве живет сын. Я надеюсь, что он поможет.

    – Хоть он и партийный, но сердце у него доброе, и он материально помогает вам, – дополнила старица.

    – Да, он действительно в партии, – ответила мать. Преподобная благословила посетителей, и они ушли.

    Отец Василий Городецкий, бывший свидетелем этой сцены, спросил Старицу, не знакома ли она с этими людьми. На что Преподобная ответила: "Матерь Божия знакомит меня со всеми нуждающимися".

    * * *

    12. Дьякон из с. Вёшки, о. Иоанн Петропавловский, узнал о преподобной Рахили в 1923 году и решил побывать у нее. 25 августа того же года, в четыре часа утра, он был в келии старицы, где уже собралось человек семьдесят-восемьдесят богомольцев. Когда подошла его очередь, он попросил у нее благословения.

    – Нет, батюшка, вы благословите меня! – сказала она.

    – Я ведь дьякон, – ответил он.

    – Ну, скоро будешь батюшкой, – слегка ударив его по плечу, сказала она. – А хорошо ты поешь, береги голос.

    До этого о. Иоанн не помышлял о священстве, считая себя недостойным, но 11 марта 1924 года его рукоположили.

    * * *

    13. 30 апреля 1926 года о. Иоанн опять посетил преподобную Рахиль. Старица приняла его любезно и, как всегда, напоила чаем. Она рассказывала о своей жизни, много говорила о девстве. Он удивлялся, для чего старица говорит это ему, человеку семейному. Отец Иоанн просил Преподобную молиться о нем и о его семействе. Помолившись, она достала шестьдесят копеек, провела ими по иконе Божией Матери и сказала:

    – Вот тебе деньги, чтобы они никогда не выводились. Купи что-нибудь, только для себя.

    – Матушка, у меня ведь жена и ребенок, благословите использовать их для всех.

    – Сначала – для себя, а там – как тебе хочется.

    Благословляя о. Иоанна, старица сказала ему кое-что о его дальнейшей судьбе. Всем этим Преподобная указала о. Иоанну на его будущее одиночество, на то, что его покинут жена и единственный сын.

    * * *

    14. Протоиерей Александр Воскресенский из г. Рузы Московской области лет двадцать страдал болями в желудке. В 1920-х годах приступы случались несколько раз в день, особенно ночью. Он все время лечился, но облегчения не было. В конце 1922 года врачи нашли у батюшки язву двенадцатиперстной кишки, хотели сделать операцию, но потом отложили. Отцу Александру случалось бывать у преп. Рахили. Старица знала, что он болен, но никогда не расспрашивала о болезни. Осенью 1923 года Преподобная неожиданно сказала ему:

    – А тебе надобно было бы сделать операцию.

    – Мне предлагали, но отклонили, – ответил батюшка.

    – Нет, нет, операция прошла бы хорошо.

    – Матушка, мне очень жаль расставаться со своей болезнью!

    Старица как-то загадочно улыбнулась и спросила:

    – А где у тебя болит?

    Отец Александр показал, и матушка перекрестила издали указанное место. Он не обратил внимания на это, но, прибыв домой, ночью не почувствовал обычной боли, её не было и на другой, и на третий день.

    По прошествии трёх месяцев болезнь опять дала о себе знать, но приступов не было.

    Батюшка поехал к старице.

    – Матушка, – сказал он, – вот вы перекрестили больное место, и боли прошли.

    – Прошли? – спросила она радостно.

    – Только иногда что-то заноет, – ответил батюшка.

    – Ах, заноет? А где болит-то?

    Отец Александр указал, и Преподобная, опять перекрестив его живот, добавила:

    – Ну, теперь и занывать не будет.

    С того времени батюшка больше не болел.

    * * *

    15. У послушницы Спасо-Бородинского монастыря Марии Васильевны Мухиной в деревне Семеновское заболела невестка. Некому было работать, и стали просить Марию на лето.

    Она пошла за благословением к преп. Рахили, но та сказала, что от этого будет только вред, что невестка скоро поправится и они будут жить хорошо. Действительно, через неделю она выздоровела и хозяйство наладилось.

    Брату послушницы Марии, иеромонаху Калязинского Тверской губернии монастыря, о. Серапиону, оставшемуся без дела по закрытии своей обители и по этому поводу сильно унывавшему, Преподобная велела передать, чтобы он не скорбел, потому что жизнь его наладится и он ни в чем не будет иметь нужды.

    Действительно, впоследствии о. Серапион устроился и даже имел возможность оказывать помощь нуждающимся.

    Весной 1922 года послушница Мария не имела от него известий. Обеспокоенная этим, она пришла за советом к Преподобной. Старица утешила ее, сказав, что брат ей напишет.

    Прошло пять месяцев, а писем все не было. Мария опять пошла к Преподобной. Та встретила ее словами:

    – Какая ты нетерпеливая! – и, немного подумав, добавила: «Потерпи, вот ещё один, два, три, четыре денечка, – а сама считала по пальцам, – и будет тебе весточка».

    И правда, на четвёртый день после обеда пришло долгожданное письмо.

    * * *

    16. У послушницы Марии Михайловны Девяткиной умерла мать. Её родной брат был рад этому, и огорченная сестра пожаловалась на него Старице.

    – Пусть не радуется, вот как свалится ещё дерево, тогда что он будет один делать? – сказала Преподобная.

    Действительно, через год у него умерла жена.

    * * *

    17. В 1926 году одна монахиня просила благословения у старицы пожить и поработать у тётки.

    Живите-ка вы все в монастыре, пока вас держит Матерь Божия, а то так побежите, что все тряпки в пруд покидаете, – ответила преподобная Рахиль.

    Нечто подобное происходило впоследствии в Спасо-Бородинском монастыре. У сестёр отнимали корпус за корпусом, они теснились, а многие уходили и, часто так поспешно, что даже не успевали как следует собрать вещи.

    * * *

    18. 24 сентября (ст. ст.) 1928 года, за два дня до смерти, преподобная Рахиль благословила свою келейницу Марию иконой Спасителя со словами:

    – Тебе – и путь Спасителев!

    Действительно, вскоре послушница Мария одной из первых была выпровожена из монастыря, жила в Семеновском вместе с другими сестрами, впоследствии была репрессирована, скончалась в Москве предположительно в 60-70-х годах в схиме.

    * * *

    19. Монахиня Мелания (Баранова), бывшая послушница Спасо-Бородинского монастыря (1922-29 гг., +1992 г.), в 1921 году, в возрасте 16 лет, посетила вместе с подругами Спасо-Бородинский монастырь. Когда девушки подошли под благословение к преп. Рахили, то она сказала Матроне (мирское имя мон. Мелании):

    – Тебе надо идти в монастырь, – и пропела: "Среди кустарника-шиповника выросла малинка!"

    Остальным же девушкам Старица сказала, кто из них когда выйдет замуж.

    Вернувшись домой, Матрона стала просить мать отпустить ее в монастырь, та сначала не соглашалась, но через год уступила и отвезла дочь в монастырь.

    Вновь встретив Матрону, преп. Рахиль сказала:

    – А мы тебя давно в свои записали!

    В обители послушница прожила семь лет, до ее закрытия в 1929 году.

    Однажды Преподобная сказала ей: "В конце жизни ты будешь иметь все сверх головы и будешь в монастыре". Действительно, под конец жизни монахиня Мелания жила в достатке, пользуясь уважением родственников и знакомых, но в монастырь (она хотела поступить в Киевский Покровский) ее не благословили идти. Только после смерти, в октябре 1992 года, тело монахини Мелании было привезено в новооткрывшийся Спасо-Бородинский монастырь. Здесь, в соборе, было совершено отпевание. Погребли монахиню Меланию на старом монастырском кладбище за южной стеной монастыря, недалеко от могилки ее дорогой старицы Рахили. Таким образом, сбылась вторая часть пророчества.

    * * *

    20. Однажды ходила преподобная Рахиль по монастырю и как будто что-то искала.

    – Что вы, матушка ищете?- спросили сестры.

    – Да вот ищу себе место. Тут – не место, и тут – не место. Видно за оградой схоронят.

    – Матушка, да мы вас в ограде положим!

    – Да за оградой – там тоже святые люди. Действительно, после смерти преподобной Рахили две могилы начинали рыть на территории монастыря, но местные власти не разрешили хоронить ее там, и похоронили Старицу на кладбище за южной стеной монастыря.

    * * *

    21. Незадолго до своей смерти преподобная Рахиль говорила сестрам:

    – Вас выгонят на годок, но вы никуда не уезжайте, живите рядом – потом опять соберут.

    Монастырь откроется и до пришествия антихриста будет существовать.

    После закрытия монастыря около ста сестер во главе с игуменией Лидией остались жить в деревне Семеновское, на квартирах у крестьян. А в ноябре 1930 года их забрали в тюрьму.

    По-видимому, пророчество старицы "соберут" означало новые подвиги исповедничества, на которые она благословила своих духовных чад.

    Спасо-Бородинский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. 16 августа 1992 года совершилось его открытие.

    * * *

    22. У жителя деревни Рябушкино Рузского уезда Московской губернии Якова Ефимова был порок сердца и болели ноги; он стал ездить к преподобной Рахили и по ее молитвам исцелился.

    * * *

    23. Жительница той же деревни Анна Ефимовна в 1918-1919 гг. часто подвергалась припадкам беснования. Она стала сквернословить, перестала ходить в храм Божий, боясь, что во время Херувимской песни начнет кричать; своих детей, которых у нее было восемь человек, ругала и проклинала, хозяйство ее шло плохо. Несчастная нигде не находила себе покоя, а накануне праздников ей становилось еще хуже. В минуты просветления А.Е. плакала и ужасалась своему поведению. Вскоре несчастная приехала в Спасо-Бородинский монастырь к преподобной Рахили. Преподобная утешила ее и сказала:

    – Скверное житие довело тебя до погибели. Нужно изгнать из тебя врага. Вот святая вода и просфора – вкушай их сорок дней, и "шуба" снимется с тебя.

    По молитвам Старицы А.Е. исцелилась, стала ходить в храм Божий, хозяйство наладилось. При втором посещении Бородина она говела и причастилась, после чего ей стало еще легче.

    За три года А.Е. девять раз ездила к преподобной Рахили и всегда имела от нее масло и святую воду, которые принимала в случае болезни.

    Однажды у нее заболела нога. Знакомые и домашние подозревали перелом и советовали ехать в больницу, но А.Е. отказалась. Когда все разошлись, она подползла к божничке, достала масло, помазала ногу, и все прошло.

    * * *

    24. Екатерина Ивановна Смирнова из деревни Малое Кванцево того же уезда также бывала у преподобной Рахили. По ее молитвам у нее дома было все благополучно. После смерти Старицы у Е.И. заболела рука. Она промучилась около недели, пока не вспомнила о святой воде и травке, привезенных из Бородина. Этой святыней она исцелилась сама и вылечила свою лошадь, которая в то время сильно хромала.

    * * *

    25. Рассказ одной крестьянки.

    Я посетила дивную старицу Рахиль два раза в жизни: за месяц и за два дня до ее кончины.

    Это кратковременное знакомство оставило неизгладимый след в моей памяти, благодатно отразилось на членах моей семьи и дало возможность убедиться в силе ее молитв пред Господом.

    С первых мгновений встречи чувствуется такое обаяние этой личности, что не хочется расставаться с ней. Поражаешься ясности ума и любвеобилия.

    – Мой муж никогда не молится, не говеет, – говорила я, – и хотя на словах не отрицает Бога, но к вере холоден.

    – От утробы матери он верующий, но лукавый делами заслоняет веру. Мне бы хотелось... я верю, что он сюда приедет, поговеет, и никто не узнает об этом, – ответила Старица.

    Я сомневалась, что муж согласится. Потом матушка благословила два яблока: одно мужу, другое – дочери. Обласканная, я уехала домой.

    К моему удивлению, муж согласился посетить Старицу. За два дня до ее смерти мы втроем были у нее. У меня был фотоаппарат, которым я хотела снять матушку, но она решительно отказалась. Старица вознесла за меня чудную молитву Царице Небесной и, положив ручку мне на голову, сказала:

    – Не будешь знать нужды, муж будет беречь вас – это полезнее, чем снять меня.

    После обедни, за которой муж причастился, я представила их с дочерью матушке Рахили.

    К моему удивлению, он опустился перед старицей на колени. Она благословила его и, глядя на образ Матери Божией, сказала:

    – Царица Небесная! Всемогущею десницею Твоею разгони злобу, окружающую его! Матерь Божия, благослови людей, которые мне по сердцу.

    Оказалось, что в это время у моего мужа были служебные неприятности: его место хотели отдать другому и, так как вины за ним не было, желая ее создать, кляузничали на него. Я об этом не знала. Старица благословила нас всех по очереди богородичною просфорою, которую ей в тот день прислали.

    Вскоре на службе у мужа было собрание, где обсуждался его вопрос. По непонятной причине он не был решен, а мужу после этого все стали кланяться, виновато улыбаясь.

    После посещения матушки Рахили мой муж стал истинным христианином.

    * * *

    26. Сын дорожного мастера Антона Николаевича Бодрова со станции Бородино болел пляской св. Витта. По молитвам преподобной Рахили болезнь оставила его.

    В голодные годы А. Бодров уехал за хлебом, долго не возвращался и не давал о себе знать. Жена его послала дочь к старице с просьбой помолиться о нем. Преподобная дала девочке круглый хлебец и велела скорей бежать встречать отца. Действительно, в тот же день, к обеду, Бодров возвратился.

    * * *

    27. У Параскевы Гурьяновны Иовлевой, жительницы села Дровнина, в Москве жила невестка-вдова с маленькой дочкой. С ними велась регулярная переписка. Но вдруг письма перестали приходить. Иовлева встревожилась и стала разыскивать невестку через московских знакомых. Через четыре года, весной 1926-го, Параскева Гурьяновна попросила расспросить о пропавшей невестке у преподобной Рахили. Старица сказала:

    – Она жива, но в Москве ее нет. С ней случилось кое-что, но она жива. Да она сама через полгода ей весточку пришлет.

    Это было в Светлый Вторник и к осени уже забылось, а 23 октября пришло краткое письмо от внучки, в котором она сообщала, что они с матерью живут в Сарове. Тут-то и вспомнились слова старицы. Посчитали, и оказалось, что ровно полгода прошло.

    * * *

    28. Рассказ вдовы Елены Николаевны Граве, из г. Рузы Московской области.

    Девять лет назад я впервые услышала о дивной старице Спасо-Бородинского монастыря и захотелось повидать ее, но случая не представлялось. Матушка Рахиль приснилась мне во сне. Она беседовала со мной, утешила, успокоила зубную боль, а на прощанье благословила со словами:

    – Мы еще увидимся с вами, теперь вы приезжайте ко мне.

    – Матушка, это свидание, вероятно, первое и последнее – я чувствую, что скоро умру.

    Матушка Рахиль пристально на меня посмотрела и сказала:

    – О, нет, вы еще поживете, и мы увидимся. Приезжайте!

    После этого сна меня с новой силой потянуло в Бородино, и я вскоре поехала к старице.

    Каково же было мое удивление, когда я увидела воочию ту, которая была во сне. Я опять сказала матушке о своем предчувствии близкой смерти. Она ответила так же, как и во сне.

    Спустя несколько месяцев, я опять посетила старицу Рахиль. По дороге я застудила больной зуб, и когда старица начала нас угощать, то я вынуждена была отказаться. Матушка тотчас же участливо расспросила о моем больном зубе, после чего еще убедительнее и настойчивее стала мне предлагать своего приготовления хлебца и маринованной селедки, а сама начала с нами беседовать. Во время разговора я совсем забыла о зубной боли. Вспомнила о ней только тогда, когда старица вновь меня стала угощать, и я ела, не чувствуя уже никакой боли. С тех пор прошло три года, и зуб не болит и не беспокоит меня.

    Последнее мое свидание с матушкой Рахилью было в 20-х числах мая 1926 года. Я приехала в Бородино с вопросами, касающимися духовной жизни. Войдя в монастырь, я увидела так много богомольцев, желавших посетить старицу, что потеряла всякую надежду повидаться с ней. Стоя на крылечке ее келии, переполненном народом, я погрузилась в свои невеселые думы. Вдруг чувствую, что кто-то тихо дотрагивается до моего плеча. Обернувшись, вижу перед собою улыбающуюся милую, добрую нашу Старицу. Она обласкала меня, благословила и тут же сама начала говорить именно о том, о чем я хотела с нею побеседовать.

    Я пробыла в обители шесть дней. Одна знакомая поручила мне попросить у матушки Рахили заочного благословения и святой воды, но я все боялась затруднить старицу этой просьбой. За два дня до отъезда, увидев около матушкиной божницы большую стеклянную бутыль, полную воды и аккуратно завязанную, я решилась обратиться к старице со своим поручением. Она тотчас подала замеченную мною бутылку со словами:

    – Да-да, отвезите ей и передайте мое заочное благословение.

    Я поняла, что вода была приготовлена для меня. На прощанье матушка сказала мне, что погода вскоре резко изменится, будет ненастье, похолодает. На небе тогда не было ни облачка, и я не поверила, что возможна такая скорая перемена, а матушка всё торопила меня. Действительно, гроза застала меня за четверть версты до станции. Погода испортилась. Ненастье продолжалось довольно долго.

    * * *

    29. В г. Гжатске (ныне г. Гагарин Смоленской обл.), жил извозчик, страдавший сильными запоями. Он разорил семью. Его жена, узнав, что знакомые едут к преподобной Рахили, попросила их рассказать о своей скорби и узнать, можно ли к ней приехать. Просьба была выполнена. Старица ответила:

    – Приезжать ей и тратиться не нужно, они и так очень бедны. Пусть уговорит мужа не пить хотя бы три дня. В это время пусть пьёт клюквенный морс и фруктовые воды, а я помолюсь за него. Если он выдержит, можно надеяться, что с помощью Божией совсем бросит пить.

    Бедная женщина уговорила супруга: он три дня пил воду, водки не касался, а потом уже сам не хотел пить.

    * * *

    30. Житель деревни Калужское Батюшковской волости, Федор Семенович Калганов, страдал сильными запоями. Разорялось хозяйство, в семье были скандалы. В 1922 году 25 апреля его жена, Пелагия Ивановна, узнав о старице Рахили, уговорила мужа съездить к ней.

    Преподобная приняла их и убеждала Ф.С. воздерживаться от вина. Он согласился, но через три месяца снова запил. Калгановы опять приехали в Бородино. Встретив их, старица Пелагию Ивановну благословила, а Федора Семеновича схватила за чуб и говорит:

    – Тебя надо потаскать, ты не исполнил заветы мои!

    – Матушка, помолись за меня, никак не могу воздержаться от вина, – воскликнул Калганов, упав к ее ногам.

    – А ты имей веру в Бога и будь послушным сыном. Когда тебе будут предлагать выпить, подумай только, что тебе матушка не велела.

    Ф.С. исполнил ее завет и с тех пор больше не пил.

    * * *

    31. Одна крестьянка привезла к преподобной Рахили дочь испросить благословения на замужество. Старица подробно описала жениха и его семью, как будто хорошо их знала, и прибавила:

    – Вот одна мне рассказывала: приехал к ним домой жених. Шуба – на нем уж очень хорошая, новая, дорогая, а левый карман белыми нитками зашит. Быть тебе за ним.

    Настали святки. Приезжает к дочери жених. Шуба на нём – новая, с дорогим воротником.

    Посмотрела мать на левый карман, а он наспех зашит белыми нитками. Она была потрясена прозорливостью Преподобной.

    * * *

    32. В 1922 году, когда преподобная Рахиль болела, к ней приехал некто из села Куракина, Гавриил Фомич, богатырь по телосложению, и полагая, что Старица скоро умрет, стал с ней прощаться. Преподобная же, улыбнувшись, рассказала ему басню "Дуб и трость":

    – Дуб-то могучий был и все хвалился своей крепостью перед тростником. Вот налетела буря и сломала дуб, а маленькая, тоненькая тростинка пригнулась к земле. Когда буря прошла, дуб валялся на земле, а тростинка выпрямилась. Так-то, Гавриил Фомич, всяко бывает!

    Прошло десять дней. В монастырь приехала жена Гавриила Фомича и сообщила, что он скоропостижно скончался.

    * * *

    33. Одному молодому человеку, работавшему в кооперации, преподобная Рахиль сказала: "Твоя участь – в Свердловске".

    Прошел год, кооператив прогорел и всех служащих привлекли к ответственности. На долю молодого человека выпало пятьсот рублей. Перед судом, удрученный, он поехал к Старице. Она встретила его, утешила и сказала, что к нему придет человек и принесет пятьсот рублей. Ему не верилось в это. Преподобная сказала ему: "Уповай на Матерь Божию – Она все устроит."

    Не успел молодой человек приехать домой и рассказать жене о посещении Бородина, как вдруг отворилась дверь, вошел некто Е.Н. и сказал:

    – Вам сейчас нужны деньги. Вот, возьмите пятьсот рублей. Не затрудняйтесь отдавать их, я не потребую денег, если у вас их не будет.

    Сумма была внесена, молодой человек избавился от судебной ответственности, но места лишился. Через некоторое время ему предложили должность приказчика в железнодорожном буфете. Жена забеспокоилась, что он будет выпивать, а домой и копейки не донесет. Молодой человек опять поехал к преподобной Рахили за советом. Та сразу благословила его, сказав: "Послужишь – и к рюмке не притронешься."

    Действительно, проработав на этом месте девять месяцев, он ни разу не выпил вина. А через два года, после того, как Старица сказала ему "твоя участь – в Свердловске", он с братом уехал в этот город.

    * * *

    34. В 1922 году преподобную Рахиль посетила молодая женщина, желавшая, чтобы ее муж работал в Москве. Старица сказала, что сама скажет ему, когда ехать. В 1924 году эта посетительница приехала уже с мужем. Обратившись к нему, старица сказала, что ему пришло время ехать в Москву. По дороге в Москву, он заехал в Бородино. Преподобная Рахиль благословила его и велела на третий день прислать ей краткое письмо: "Матушка, я поступил". Молодой человек усомнился, что он так быстро устроится, не имея в Москве никаких связей Он приехал туда, проходил два дня без дела, на третий день утром остановился у Трехгорного химического завода. Вдруг из ворот вышел человек и спросил его:

    – Вы Л.?

    – Да. Я – без дела. Недавно приехал в Москву искать место.

    – Если хотите, мы возьмем вас.

    Так молодой человек устроился, а вечером написал Старице.

    Летом 1928 года Л. приехал к преподобной Рахили со своей женой. Старица сказала ему:

    – Тебе будет очень худо – будешь меня вспоминать. Никуда не шатайся, держись правой стороны. Денька два-три на дворе постоишь, а потом все будет хорошо.

    Так и случилось. При слиянии заводов и сокращении служащих Л. пришлось три дня работать дворником, а к вечеру третьего дня он был восстановлен на соответствующую должность.

    * * *

    35 Житель с. Дровнино, Сергей Басов начал заводить собственное хозяйство в Гжатске. Был он у преподобной Рахили, чтобы получить благословение на самостоятельную жизнь. Расспросив его о делах и узнав, что отец ему ничего не дал, даже корову, Старица сказала: – За твою доброту и простоту, Сереженька, отец сам приведет тебе коровку. И правда, дня через два-три, никем не понуждаемый, отец сам привел корову в Гжатск.

    * * *

    36. Однажды некая Анастасия посетила преподобную Рахиль. Когда Старица вышла, посетительница, осматривая келию, обратила внимание не ее постель и подумала:

    "Говорят, что подвижники спят на голых досках, а здесь – такие пуховички! Спать-то мягко!"

    Приходит Преподобная, подходит к постели, ударяет по подушке и говорит:

    – Вот мой пух – цепом бух!

    При этом зашуршала солома, и Анастасия вынуждена была просить прощение за свои грешные мысли.

    * * *

    37. Некая Е.К. Травнина из г.Одинцова, Московской области, частая посетительница преподобной Рахили, в 1927 году привезла к ней своего 11-летнего внука, у которого была грыжа. Сидя в келии у Старицы за чаем, она размышляла, что хорошо бы было, если бы Преподобная помолилась об исцелении ребенка и о том, чтобы у него был страх Божий.

    Вдруг Старица сказала, что знает желание Е.К. и что мальчик будет здоров (а ему нужна была операция), и тут же переменила тему разговора.

    Когда Травнина приехала домой, то обнаружила, что внук совершенно здоров.

    Однажды Е.К. пожаловалась Преподобной, что чувствует боли в области живота, и показала место. Преподобная ответила, что это – аппендицит и нужна операция. Травкина поехала в Москву, где доктор сказал ей то же самое. Перед операцией она опять была в Бородино. Старица благословила ее, предложила поговеть и сказала, что операция будет трудная, но пройдет благополучно.

    Действительно, кроме аппендицита у Е.К. оказались приращения к печени и гнойники, а спустя некоторое время после операции она упала, и у нее появились страшные боли.

    Женщина поспешила к Преподобной. Та предложили Е.К. полежать на своем диванчике.

    Травнина, считая себя недостойной, отказывалась, но потом прилегла и заснула, а проснувшись, не чувствовала боли.

    * * *

    38. Однажды к Преподобной пришла женщина и стала жаловаться, что у ее двенадцатилетней дочери – неизлечимая болезнь, туберкулез костей, девочка лежит в гипсе и очень страдает. Посетительница также сказала, что это – наказание Божие, за то, что она потеряла усердие к храму Божию, благотворению и перестала молиться.

    Старица ответила, что девочка будет здорова, велела снять гипс и сказать ей: "Матушка говорит, что ты теперь здорова, вставай!"

    Мать исполнила приказание старицы. Ее дочь встала, ходила, на третий день попросилась в гости к Преподобной. Вскоре они посетили Бородино.

    * * *

    39. Рассказ Анны Тимофеевны Федоровой, жительницы села Дровнина.

    Врачи признали у меня туберкулез легких. Несмотря на уколы, усиленное питание и всевозможные лекарства, мне становилось все хуже. Наконец, врачи сказали, что помочь мне ничем нельзя: "Она так слаба, – говорили они мужу, – что одной ногой – уже во гробе".

    Я приехала в Бородинский монастырь к матушке Рахили в мае 1925 года. О нас доложили, и скоро к нам вышла светло улыбающаяся старица. Она была в апостольнике и что-то под ним держала. Пристально глядя на меня, матушка поздоровалась, благословила нас и сказала:

    – Нате-ка вам тепленькие пирожочки. Да поскорее ведите ее, – она указала моей спутнице на меня, – в гостиницу и напоите чаем. Она так слаба, что может умереть, одной ногой – уже во гробе. А после приходите ко мне.

    Когда мы вернулись к матушке Рахили, она вышла к нам и стала беседовать с моей спутницей о ее делах. Они говорили долго, но старица время от времени как-то особенно поглядывала на меня и, читая мои мысли, бросала следующие фразы:

    – Она думает, что ей в жизни уже ничего не осталось...

    – Вот видали, что они делают...

    – Не печалься, что тело твое не окрепло, зато душа росла и крепла: она была маленькой, а стала большой. Не печалься, а радуйся.

    Матушка Рахиль закончила разговор с моей спутницей, взяла меня за руку и повела к себе.

    Она усадила меня за стол и стала угощать чаем со сливками, а потом сказала:

    – Давай теперь побеседуем о твоей болезни. Ведь в молодости я изучала медицину и кое-что понимаю.

    Я стала рассказывать.

    – Верно, – сказала старица, – когда задняя часть легких поражена, это уже смертельно. Но главное у тебя то, чего врачи не видали – у тебя худые кишки. Туда попало такое зернышко, как конопелька, но не конопелька, прилипло к кишкам, и образовалась дырочка.

    Ты ешь, а дух идет.

    – Матушка, так что же, видно, помирать надо? – спросила я.

    Оставив мой вопрос без ответа, преподобная Рахиль продолжала:

    – А уколы-то их последнюю кровь отняли. Ее и так было мало, а ведь без крови нельзя жить! Мужу скажи, что когда ты из Крыма приедешь, то вот какая будешь – и в дверь не пролезешь (муж действительно хотел отвезти меня на юг).

    Потом старица начала усердно молиться. Она просила Матерь Божию, чтобы муж меня не обижал, чтобы Она послала мне много денег. В этот момент пришла женщина и принесла деньги на масло Матери Божией. Матушка сказала, что у Матери Божией масла очень много, но женщина настаивала. Старица взяла деньги, затворила за нею дверь и, обращаясь ко мне, сказала, что Матерь Божия услышала нас и прислала денег. Я взяла их.

    Матушка дала мне два десятка яиц с собой и велела их съесть в десять дней без пропусков, по два яйца в день: одно утром, другое вечером, велела мне поговеть и причаститься Святых Христовых Тайн Петровским и Успенским постами. Наделив конфетами и пряниками, она отпустила меня домой.

    Выполнив все, что сказала мне старица, я стала постепенно выздоравливать, жизнь стала налаживаться, я могла работать и тоска бесследно прошла.

    Врачи, лечившие меня, были удивлены, что я жива, да еще поправилась.

    После моего исцеления я очень привязалась к старице и постоянно ее посещала. Она часто говорила мне о будущем, и все сбылось. Старица говорила:

    – Помни, меня не будет, но слова мои будут, потому что слова не мои.

    Матушка Рахиль и после смерти не оставила меня. Я зову ее, она приходит на помощь, и мне становится хорошо и легко. Я твердо верю, что старице и по смерти дано от Господа помогать всем прибегающим к ней и просящим ее молитв перед Создателем.

    * * *

    40. Одного посетителя преподобная Рахиль встретила словами:

    – Поздравляю тебя с сыном, с Ленюшкой!

    Посетитель был удивлен, ведь у него тяжело, почти безнадежно, болела жена, о ребенке же они и не мечтали.

    – Да я глупая, старая, наболтала тут, не знаю что, – добавила Преподобная в ответ на его сомнения, которые он еще и высказать не успел. А спустя десять месяцев в этой семье родился сын, и родители назвали его Алексеем.

    * * *

    41. У некоего Ивана Петровича Хломова, из Можайска пятнадцатилетняя дочь Елена была слаба здоровьем, и родные поехали к преподобной Рахили спросить, нужно ли ей продолжать учебу. Старица сказала:

    – Учиться не нужно – она скоро выйдет замуж. А жених-то какой прекрасный!

    Действительно, когда девице было шестнадцать лет и десять месяцев, она умерла, предав свою чистую душу Жениху-Христу.

    * * *

    42. В 1928 году, после Пасхи, к преподобной Рахили приехала из Москвы некая Параскева Михайловна Долинина и сокрушалась, что ее дочь Анна копит деньги. Помолившись,

    Старица сказала:

    – Я это дитя не видела, но знаю, что она от юности благодатная. Вот когда не будет хлеба

    – эти деньги понадобятся.

    Посетительница извинилась, а в марте 1929 года ей пришлось покупать хлеб на деньги дочери.

    Как-то сыну П.М. Долининой предстоял трудный экзамен. В случае неудачи он мог потерять место. Старица помолилась за него. Экзамен был сдан блестяще. Сын получил повышение и ездил благодарить старицу.

    * * *

    43. Некая Елизавета Тюрина из г. Можайска болела. Все думали, что она умрет.

    Преподобная Рахиль сказала:

    – Лечиться не нужно, пусть почаще приобщается Святых Тайн.

    Через некоторое время Старица попросила м. Феодосию сшить рубашку и дала материал.

    На следующий день родная сестра Елизаветы пришла и сообщила, что ночью больной было особенно плохо. Старица дала ей рубашку со словами:

    – Пусть Лиза наденет ее и будет здорова.

    Как только на больную надели рубашку, она тотчас же почувствовала себя здоровой.

    * * *

    44. У жителя деревни Бутырок Гжатского уезда Н.Федотова в конце зимы 1926 года стало болеть правое колено, и появилась опухоль. Он обращался к врачам, но лекарства не помогали. Ему сказали, что нужна операция. Больной решил ехать к преп. Рахили. Он посетил ее в конце лета 1926 года. Старица осмотрела ногу, велела келейнице Марии помазать её маслом, а потом, сняв образ Боголюбской Божией Матери, сказала:

    – Эта икона – чудотворная.

    Старица коснулась ею больной ноги и серьезно сказала:

    – Чему быть – то будет.

    Прошло некоторое время, опухоль прошла, и Федотов приехал в Бородино благодарить свою исцелительницу.

    – Это дело не мое, а Божие. Благодари не меня, а Бога, Который верующим дает исцеления, – сказала ему Преподобная. После этого она говорила с Федотовым о его дальнейшей жизни, и все слова ее впоследствии сбылись.

    * * *

    45. Некая Елизавета посетила Спасо-Бородинский монастырь 5 сентября 1927 года. После беседы она попросила преподобную Рахиль заочно благословить своего брата и хотела было назвать его имя, как Старица сама сказала, как его зовут.

    * * *

    46. Некая Татьяна 1 августа 1928 года просила благословения Преподобной на постройку дома.

    Старица же радостно воскликнула:

    – А какой домик будет у вас хорошенький!

    После этого Татьяна начала строиться и по молитвам Преподобной неоднократно получала чудесную помощь в каждом деле, лишь только мысленно обращалась к ней.

    * * *

    47. Один крестьянин пришёл к Старице за благословением на открытие чайной. Он еще не успел изложить свой вопрос, как преподобная Рахиль приказала ему разливать чай и обслуживать своих посетителей, чем дала благословение на это его предприятие.

    * * *

    48. У некоей Анны Павловны пропал сын. Она хотела обратиться по этому поводу к гадалке и сказала об этом своему духовнику о. Варфоломею. Батюшка запретил ей и посоветовал обратиться к преподобной Рахили. Вскоре он сам поехал к Старице и спросил о сыне Анны Павловны. Старица многое поведала о нем, и мать получила надежду на свидание с сыном.

    * * *

    49. Жительница города Можайска О. Н. в 1921- 1923 годах, примерно в тринадцатилетнем возрасте, посетила с матерью преподобную Рахиль. Мать жаловалась, что дочь ее непослушная.

    – Ничего, она обидит, она и пожалеет, – сказала преподобная.

    Действительно, О. Н. прожила с матерью до самой ее смерти.

    * * *

    50. Тетка О. Н. приехала к преподобной Рахили с маленьким сыном примерно в 1921 году.

    Келейница попросила Преподобную дать ему просфорочку.

    – Просфорочка, просфорочка, – задумчиво сказала Старица, – очень маленькая! Ну, а ты, матушка, потерпи. Ехала тройка, и нету тройки.

    Началась Отечественная война, сын ушел на фронт и был убит 19 апреля 1945 года в возрасте 31 года, а муж этой женщины умер раньше, под Рождество.

    * * *

    51. Жительница Санкт-Петербурга, Капитолина Семеновна Евстафьева в 1926 году, шести лет, была с матерью у преподобной Рахили. Увидев ее, Старица воскликнула:

    – Ой, какая девочка! Счастливка! – и дала ей большую просфору.

    "Не знаю, что имела ввиду Старица, – говорила сама Капитолина Семеновна спустя 70 лет после этой встречи, – жизнь моя сложилась неплохо, но большего счастья, конечно, я не видела. Только недавно я стала понимать, что же имела ввиду преподобная Рахиль: ведь мне посчастливилось дожить до открытия Спасо-Бородинского монастыря. Когда я побывала в этой обители, помолилась за Литургией, побывала на могилке у старицы, я пережила минуты величайшей духовной радости, можно сказать счастья".

    Ныне Капитолина Семеновна – частая гостья Спасо-Бородинского монастыря.

    * * *

    52. Как-то отец К.С. Евстафьевой купил своей супруге мех на пальто. Вскоре они поехали к преподобной Рахили. Увидев обновку, Старица воскликнула:

    – А грязи-то на нем! Какая грязь!

    Супруги недоумевали, а потом оказалось, что мех был куплен у жуликов.

    * * *

    53. Родную тетку К.С.Евстафьевой сватали за любимого человека, однако, в силу некоторых обстоятельств, она решила выйти за другого и приехала за благословением на брак к преподобной Рахили.

    – Ой, горькая, какая горькая! Надо было с первым приходить, – сказала Преподобная.

    Действительно, семейная жизнь у этой женщины не сложилась.

    * * *

    54. У одной женщины муж был неверующий. Как-то она предложила ему поехать в Бородино и посоветоваться с преподобной Рахилью.

    – Наболтает! – ответил муж, но все-таки поехал.

    Преподобная Рахиль вышла к ним, держа в руках стакан с водой и ложечку. Она поболтала в стакане ложкой и грозно сказала:

    – Идите с Богом!

    * * *

    55. Жительница с. Дровнина, Нехаева Ираида Васильевна, со своей матерью, Хорьковой Екатериной Сергеевной, была у преподобной Рахили. Старица дала матери баранку. Что это означало, они поняли только тогда, когда Хорькову Е.С. арестовали после освобождения от немцев их деревни, предъявив несправедливое обвинение. Но сын её, Хорьков Павел Васильевич, учащийся военной академии, узнав, что мать арестована, взялся за ее защиту, и ее освободили. Баранка означала, что мать как бы скрутили, арестовали, а хлеб- конец добрый.

    * * *

    56. Как-то крестьянки д. Коковино Рузского уезда собирались к преподобной Рахили. По обычаю они брали с собой подарки. Одна из них никак не могла выбрать подарок: одно – жалко, другое – жалко. Наконец, выбрала платок. Когда женщины пришли к Старице, то она у всех подарки взяла, а у той, которая долго выбирала, платок не взяла, сказав, что он ей самой пригодится.

    * * *

    57. Протоиерей Иоанн Алексеев, часто бывал у преподобной Рахили. Когда он был еще дьяконом, Старица сказала ему, в какой именно праздник он станет священником и с какой молитвой при этом обратится к Богу; в какой праздник и при какой молитве будет прервано священство его перед арестом; где и когда он закончит земное житие. Действительно все исполнилось так, как предрекла преподобная Рахиль.

    Его дочери, Екатерине Ивановне, Старица как-то сказала, что Богу угодно выйти ей замуж за приказчика. Девушка, действительно, вышла замуж за некоего Владимира Хлебникова, из купцов г. Можайска.

    В другой раз Преподобная сказала ей:

    – Катюшечка, а ты у меня счастливая! Тебя Господь заберет на Светлой Седмице и на похоронах будут петь "Христос Воскресе"!

    Так все и сбылось. Е.И.Хлебникова умерла 7 мая 1978 года, и хоронили ее под пение "Христос Воскресе!".

    * * *

    58. Однажды к Преподобной приехала женщина с маленькой дочкой. Некоторые монахини, увидев ребенка вскликнули:

    – Матушка, посмотрите, какая хорошенькая девочка, как розочка!

    – Хороша розочка, да только до мороза, – ответила Старица.

    В какой-то из зимних праздников к родителям этой девочки приехали гости. Взрослые вышли встречать их, а девочка тем временем с праздничного стола взяла кусочек свинины и подавилась им. Когда взрослые вернулись, она была мертва.

    * * *

    59. Преподобная Рахиль в 20-х годах предсказывала, что будет война, во время которой люди будут гибнуть, как мухи, но красные мухи победят.

    * * *

    60. Екатерина Лапина (1901-1996 гг.), бывшая послушница Спасо-Бородинского монастыря, вспоминала: "Стала я как-то проситься в Москву к бабушке за вещами, за помощью. А Старица и говорит: "Не надо ехать – ничего не дадут". Не поверила я ей и подумала, что как же родная бабка не даст, и все-таки поехала. Слова м.Рахили сбылись – мне ничего не дали.

    Как-то Старица сказала нам (сестрам): "Вот, умру я – будете звать меня: "Матушка Рахиль, вставай, ты нам нужна!", а я не встану. Потом опять придете ко мне и будете просить:

    "Матушка Рахиль, скорби находят на нас, помоги, ты нам нужна, вставай!", а я возьму, да и встану".

    * * *

    61. Раиса Константиновна Нашикина, хорошо знавшая бывшую послушницу Спасо-Бородинского монастыря Марию Сорокину, в схиме Тамару, скончавшуюся в Москве в 1975-76 гг., с ее слов рассказывает, что Старица Рахиль любила собирать к себе сестер (они жили в монастыре как бы одной семьей). И вот как-то она им сказала: "Скоро наступит время, когда нас будут разгонять". Сестры не могли себе этого представить, а Старица добавила: "Разлетитесь, мои птенчики, в разные стороны, и снимете монашескую одежду".

    Однажды Старица сказала сестрам, что после закрытия Спасо-Бородинский монастырь переживет следующие этапы: первый – казенный дом, второй – военный люд, третий – разный-разный народ, а четвертый будет, когда весь монастырь разнесут по кирпичикам.

    Действительно, обитель последовательно пережила в своей истории все эти этапы: были в нем школа и сельскохозяйственная артель, тракторная станция, а во время войны располагался военный госпиталь. После войны здесь опять были школа, турбаза, музей, а также жили частные люди. Значительная же часть монастырской ограды была разобрана местными жителями на кирпич.

    * * *

    62. Анастасия Глушкова-Якунина из Москвы, 1913 г.р., уроженка д.Семеновское, рассказывала, что ее бабушка и мама посещали преп. Рахиль. В 1922 г. мать, на 40-й день после рождения дочери, пошла в монастырь за молитвой и зашла к Старице взять благословение на постройку нового дома. Преподобная сказала ей: "Стройся, стройся!", но при этом, поднося пальчик к глазам, как бы собирала слезы в горсточку, а, благословив младенца, произнесла: "Ангельская душа!". На следующий день новорожденная девочка умерла, а дом построили, но потом много горя было из-за него – власти начали отбирать, и много они слез пролили.

    * * *

    63. Клавдия Ильинична Морозова, 1915 г.р., местная уроженка, ныне проживающая в Москве, рассказывает, что ее родители бывали у преподобной Рахили. Отец ее, Илья Григорьевич, имел хутор при деревне Семеновское, недалеко от монастыря. В начале 20-х годов Старица сказала матери: "Илюше надо уезжать, его ожидает беда". Действительно, родители ее были люди зажиточные, а в то время это было небезопасно. Они послушались и уехали в Москву, а дети остались у бабушки. Илья Григорьевич был спасен, но в 30-х годах его все-таки репрессировали, и он погиб в Саратове. В 1926 или в 1927 году бабушка водила свою внучку Клавдию к старице Рахили.

    "Когда мы вошли, – вспоминала К.И.Морозова, – Преподобная сидела в креслице, но, увидев нас, встала, подошла, благословила, а меня поцеловала в лоб и угостила невиданным мною дотоле лакомством – грецкими орехами в шоколаде. Она дала нам большую просфору, которую мы вкушали всю неделю. О моей матери Старица сказала: "Тане будет очень тяжело". Действительно, после смерти отца она осталась с семью детьми, и в войну мы очень бедствовали, что ускорило смерть мамы".

    Летом 1996 г. К.И.Морозова посетила свои родные места, и, уезжая, взяла земли с могилки Преподобной, а через год засвидетельствовала, что она облегчала её старческие телесные недуги.

    IX. Посмертные чудеса преп. Рахили

    Незадолго до своей блаженной кончины Старица говорила своим духовным чадам, сетовавшим о скорой разлуке с нею: "Кто меня будет помнить, того и я не забуду.

    Приходите ко мне на могилку и вы получите облегчение и утешение, я и после смерти буду помогать". Слова Преподобной сбылись, и поныне все, с верою приходящие к её могилке, обретают помощь и исцеление от душевных и телесных недугов.

    * * *

    1. Монахиня Таисия, казначея Спасо-Бородинского монастыря (ныне настоятельница Успенского Колоцкого монастыря) рассказывает:

    "С лета 1992 года я очень страдала болями в области поясницы и уже собиралась ложиться в больницу. На могилке старицы Рахили я всегда усердно молилась об исцелении. В ноябре того же года нашу обитель посетили паломники с Иерусалимского подворья в Москве, среди которых оказалась опытный врач, которая спросила, не нужна ли кому-либо из нас медицинская помощь. Я рассказала ей о своей болезни, и она удивительно быстро вылечила меня.

    Страдая сильными головными болями, я положила под подушку траву с могилки старицы и по прошествии некоторого времени заметила, что боли утихли. С тех пор они меня больше не беспокоят".

    * * *

    2. Инокиня Евдокия того же монастыря рассказывает:

    "Летом 1994 года у меня сильно болел зуб. Помолившись на могилке старицы Рахили, я взяла оттуда немного земли, положила в стакан, залила водой и прополоскала рот. Зуб перестал болеть. Но самое чудесное было в том, что когда больной зуб стали лечить в зубоврачебном кабинете, я не ощущала совершенно никакой боли, как будто мне сделали обезболивающий укол".

    * * *

    3. Другая инокиня Спасо-Бородинского монастыря очень скорбела о своих родителях, которые жили не в церковном браке, т.к. отец ее был против венчания. Неоднократно она уговаривала его, но он не соглашался. Года четыре эта инокиня усердно молилась об отце, а с лета 1992 года очень часто поминала его на могилке преп. Рахили. Спустя полгода, в начале февраля 1993 года, отец ее совершенно неожиданно согласился обвенчаться со своей супругой. Несомненно, что такая благая перемена произошла по молитвам Преподобной. * * * 4. Послушница Ника рассказывает, что когда она несла послушание на просфорне, ей требовался целый день, чтобы испечь просфоры для трех Литургий. Это было очень утомительно, а печь приходилось часто. Она пошла на могилку преп. Рахили и попросила ее о помощи. После этого она заметила, что затрачивает всего полдня для выпечки количества просфор вдвое больше против прежнего.

    * * *

    5. Девятилетняя сестра одной послушницы летом потеряла в поле четки. Она очень плакала, и сестры посоветовали ей молиться преп. Рахили. Девочка помолилась Преподобной помочь ей, и совершенно неожиданно увидела у себя под ногами пропажу.

    * * *

    6. Все сестры Спасо-Бородинского монастыря, проходящие послушание на кухне, свидетельствуют о неизменной помощи им Преподобной в этом деле.

    * * *

    7. У некой Людмилы, имеющей дачу недалеко от Спасо-Бородинского монастыря, и часто посещающей его, супруг был холоден к вере, так что, привозя жену на богослужения, оставался за воротами монастыря. Людмила переживала за него и поделилась своей скорбью с одной сестрой, которая проводила ее на могилку Старицы и посоветовала молиться преподобной Рахили о муже. Людмила уговорила и супруга пойти туда. Он нехотя согласился, и с тех пор жена заметила в нем перемену к лучшему: он стал заходить в храм Божий и ставить свечи. Теперь эта чета искренне почитает Преподобную и постоянно благодетельствует святой обители. Приезжая в летний сезон на дачу, они щедро приносят в монастырь плоды из своего сада и собранные в лесу грибы.

    * * *

    8. Одна москвичка сообщила, что её мать чудесно исцелилась от кисты землёю, привезённой с могилки преп. Рахили.

    * * *

    9. Другая москвичка, некая Елена, рассказывает, что, оставшись без работы, долго не могла нигде устроиться. Приехав в Бородино, она слёзно молилась на могилке преп. Рахили. Через некоторое время её взяли на кухню в Донской монастырь, чем она была очень довольна, так как желала иметь именно такую работу.

    * * *

    10. В 1993 году одна молоденькая паломница Елена, ныне послушница Малоярославецкого монастыря, поздно вечером подошла к Спасо-Бородинской обители.

    Все ворота были уже заперты, и не было никакой надежды попасть в нее. Она помолилась преп. Рахили, и совершенно неожиданно ворота открыла одна из сестер, ничего не знавшая о приходе девушки-паломницы.

    * * *

    11. Некий Алексей из г.Люберцы Московской области, усердный почитатель преп. Рахили, 10 октября 1996 года спешил на праздник Преподобной, как вдруг мотор его машины начал глохнуть, что грозило, в лучшем случае, опозданием. Но достаточно было ему произнести: "Вот как бесы преподобную Рахиль боятся!", – как мотор вновь заработал, и он со своими спутниками благополучно доехал до Бородино и так же благополучно возвратился домой, благодаря новую Чудотворицу.

    Тот же Алексей рассказывал, что знает двух пожилых женщин, одна из которых землей с могилки преп. Рахили исцелилась от болезни глаз, а другая постоянно пользуется ею для облегчения боли в ногах.

    * * *

    12. Свиридов Алексей Иванович, 1969 г.р., 23 января 1996 года получил сильное обморожение обеих кистей рук, попал в больницу г. Москвы, где врачи сделали все возможное, чтобы ему помочь. Положение было критическое – молодому человеку грозила ампутация. Находясь в таком тяжелом положении он обратился к Богу. Вскоре наступило некоторое улучшение, но до окончательного выздоровления было далеко: раны немного зажили, но пальцы не двигались. В конце марта – в начале апреля Алексей с товарищем приехал в Бородино. Ему и раньше было знакомо это место, он чувствовал там присутствие благодати Божией, и поэтому его тянуло туда. Зайдя в монастырский храм, Алексей рассказал о своей болезни находившейся там послушнице. Она дала ему святое масло от Владимирской иконы Божией Матери и Живоносного Гроба Господня, посоветовав при этом пойти на могилку преп. Рахили, помолиться ей о помощи и взять немного земли с того места. Молодой человек все исполнил, но поскольку земля была еще покрыта снегом, то он подобрал небольшой металлический болтик, который и взял с собой, после чего они с другом уехали. Дома Алексей с верой помазал руки святым маслом, призывая в молитвах преп. Рахиль. Проснувшись на следующее утро он обнаружил, что у него стал двигаться один палец. А потом ему с каждым днем становилось все лучше и лучше. К Пасхе (Алексей посетил Бородино дней за десять до праздника) он уже мог работать руками.

    После своего чудесного исцеления Алексей в знак благодарности преп. Рахили несколько раз приезжал в Спасо-Бородинский монастырь, где занимался ремонтом электроприборов.

    * * *

    13. В семье бывшего алтарника Смоленской церкви села Бородина не было детей. По словам врачей, их могло и вовсе не быть, из-за болезни его жены. Опечаленные супруги попросили одного знакомого священника отслужить молебен на могилке преп. Рахили о даровании дитяти. По молитвам Преподобной Господь очень скоро даровал им ребенка.

    Родилась девочка, и счастливые родители назвали ее Рахилью.

    * * *

    14. Шофер Благочинного Рузского района продолжительное время страдал геморроем.

    Из жития преп. Рахили он узнал, что она всем помогает, особенно тем, кто возьмет земли с ее могилки. Вскоре этому человеку представился случай посетить Бородино – надо было везти в монастырь Отца Благочинного. Попав туда, больной с глубокой верой поспешил на могилку Старицы, взял землицы с могилки Преподобной, насыпал в пакетик и, приехав домой, положил под подушку и вскоре получил полное исцеление от своего недуга.

    * * *

    15. Отец Георгий Романенко, назначенный указом Митрополита в Спасо-Бородинский монастырь, ехал к месту своего нового служения, но по причине ремонта метро, стал катастрофически опаздывать. Зная о многочисленных чудесах преп. Рахили, батюшка обратился к ней с молитвой: "Преподобная Рахиль, подтолкни меня, нерадивого!" После этого он заметил, что волнение его утихает, и в душе появляется покаянно-смиренное чувство своего недостоинства. При этом священник подумал, что если он опоздает на электричку и на службу, то в монастыре увидят, какой он есть на самом деле. В этом обращении к покаянию батюшка увидел первое чудо преп. Рахили, а второе состояло в том, что он против всякого ожидания успел на поезд и вовремя начал богослужение.

    * * *

    16. В одной московской семье около 4-х лет царили разлад и нестроение, т.к. муж оставил свою законную супругу и сына-инвалида, страдающего бронхиальной астмой.

    Ребенок не слушался, отбивался от рук. Это горе привело жену в лоно Православия. Она нашла духовного отца, который наставлял ее терпеливо переносить эту скорбь, не отказываться от несчастного, заблуждающегося супруга, ненавидеть грех, но не человека, носящего на себе образ Божий, хоть и помраченный грехом. Женщина эта вела добродетельную жизнь, а муж продолжал грешить. Он не посещал храмов, не исповедовался и, тем более, не причащался.

    И вот однажды знакомый священник-врач предложил этим людям посетить Спасо-Бородинский монастырь, на что "семья" ответила согласием. Во 2-е воскресенье Великого Поста они были во святой обители на Литургии, за которой жена и ребенок приобщились Св.Тайн. После этого бедная женщина пошла на могилку преп. Рахили и просила ее о помощи, уже не веря, что что-нибудь может измениться в ее судьбе. Потом они поехали на источник, что у Колоцкого монастыря, а вечером отстояли Пассию в Бородино и отправились обратно в Москву. По приезде домой жена стала по обычаю прощаться со своим неверным супругом, но он, поставив вещи, вдруг сказал: "Вы – моя семья, я вас больше никогда не брошу, и постараюсь исповедаться в своих грехах. Не гони меня, я хочу остаться с вами."

    * * *

    17. Москвичка Юлия Борисовна Давыдова посетила Бородино накануне дня Св.Троицы 1996 года, и усердно молилась на могилке Преподобной о дочери и о своём некрещёном неверующем супруге, который в то время искал работу. Прошла неделя. Муж Юлии Борисовны очень удачно устроился, благодаря чему получил возможность полностью обеспечивать семью, а через год он принял Св. Крещение и обвенчался со своей супругой. Семья Давыдовых воцерковилась, и по прошествии 2-х лет после своего первого посещения Бородина Юлия Борисовна поехала туда в составе паломнической группы благодарить Преподобную за чудесную и скорую помощь.

    X. Канонизация преп. Рахили

    5-6 марта 1996 года, в связи с непрекращающимся народным почитанием старицы Рахили, Синодальная Комиссия по канонизации святых во главе с Высокопреосвященнейшим Ювеналием, Митрополитом Крутицким и Коломенским, постановила причислить Бородинскую подвижницу к лику местночтимых святых. Это решение было одобрено Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

    В период подготовки к торжеству Прославления Преподобной Господь являл видимые знамения Своей милости, которые были отмечены сестрами обители. В течение всего июля-месяца над Бородинским монастырем время от времени вставала радуга. 28 июля 1996 года в самый день праздника погода была прекрасная.

    Высокопреосвященнейший Митрополит Ювеналий возглавил торжественный акт прославления преп. Рахили, происходивший во Владимирском соборе Спасо-Бородинского монастыря и совершил Божественную Литургию в сослужении многочисленного собора духовенства Московской Епархии, после чего священство и молящиеся отправились с крестным ходом на могилку Святой. Когда шествие приблизилось к месту упокоения Преподобной, легкое облачко закрыло солнце, осеняя всё благочестивое собрание.

    Высокопреосвященнейший Владыка совершил молебен, освятил фундамент будущей часовни, и в этот момент солнечные лучи вдруг ярко осветили место закладки, крест, и икону преп. Рахили. Когда же Владыка Митрополит воздвиг икону Преподобной и осенил ею молящийся народ, в ясном небе трижды раздался гулкий раскат грома.

    В течение весны и лета 1997 года часовня на могилке преп. Рахили была сооружена, а 10 октября (27 сентября ст.ст.) в день преставления Святой, Высокопреосвященнейший Митрополит Ювеналий освятил часовню. Теперь на месте упокоения преп. Старицы Рахили регулярно совершаются молебные пения сестрами монастыря и паломниками. Это святое место привлекает к себе богомольцев из разных уголков России, которые, не считаясь с расстоянием, едут сюда с верою и надеждой на помощь Преподобной.

  • Далее: посмертные чудеса преп. Рахили
  • В начало

     
    Rambler's Top100