Мартин Исповедник

Дата публикации или обновления 01.11.2016
  • К оглавлению: жития святых
  • Святитель Мартин Исповедник, папа Римский.

    Святитель Мартин Исповедник, папа Римский, был уроженцем Тосканской области в Италии. Он получил хорошее образование и поступил в клир Римской Церкви. После смерти Папы Феодора I (642 - 649) пресвитер Мартин был избран на престол.

    В то время мир Церкви был нарушен ересью монофелитов, получившей широкое распространение.

    Бесконечные споры монофелитов с православными происходили во всех слоях населения.

    Император Констанс (641 - 668) и Константинопольский Патриарх Павел II (641 - 654) также были приверженцами ереси монофелитов. Император Констанс издал еретический "Образец веры" (Типос), обязательный для всего населения. В нем запрещались всякие дальнейшие споры. Этот еретический "Образец веры" был получен в Риме в 649 году. Святой Папа Мартин, твердый поборник Православия, созвал в Риме Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь.

    Святитель Мартин одновременно послал Константинопольскому Патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к Православному исповеданию. Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить святого Папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину то неожиданно ослеп. Испуганный Олимпий поспешно уехал в Сицилию и вскоре был убит в сражении.

    В 654 году император послал в Рим с прежней целью другого военачальника, Феодора, который предъявил святителю Мартину тяжкие обвинения в тайном общении с врагами империи - сарацинами, хулении Пресвятой Богородицы и неканоническом вступлении на папский престол.

    Несмотря на предъявленные римским духовенством и мирянами доказательства полной невинности святого Папы, военачальник Феодор ночью с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Целый год томился святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи. Затем измученного исповедника направили на суд в Константинополь.

    Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя.

    Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя. На суде выступили лжесвидетели, оклеветавшие святого в изменнических связях с сарацинами. Пристрастные судьи не стали даже слушать оправданий святителя. В глубокой скорби он сказал: "Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти".

    После такого суда святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: "Анафема Папе Мартину!" Но те, кто знал, что святой Папа страдает невинно, со слезами уходили. Наконец сакелларий, посланный императором, подошел к военачальнику и огласил приговор - лишить Папу сана и предать смертной казни. Полунагого святителя заковали в цепи и поволокли в темницу, где заключили с разбойниками. Они были более милосердны к святителю, чем еретики.

    Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому Патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: "Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению", - и просил прекратить мучения святителя Мартина. Император опять послал к святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса. Святитель отвечал им: "Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии". Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический.

    Там святитель и скончался, изнуренный болезнью, нуждой, голодом и лишениями (+ 16 сентября 655). Он был погребен вне города во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы. Ересь монофелитов была осуждена на VI Вселенском Соборе в 680 году. Мощи святого исповедника папы Мартина были перенесены в Константинополь, а потом в Рим.

    День памяти: Апрель 14

    Жизнеописание Св. Мартина, Епископа Римского

    (выдержки из книги «Жития святых Таврических (крымских) чудотворцев» Д. М. Струков.)

    После кончены Феодосия, епископа Римского, на кафедру римской церкви был возведен св. Мартин в 649 г., в то время императором был Конста, сын Константина, внук Ираклия, последователь монофелитской ереси: он написал изложение веры «тупос» заключавшее в себе монофелитское учение.

    Когда Мартин был возведен на римский престол, то император Конста послал ему свою книгу с повелением отказаться от православия и принять монофелитство: блаженный же Мартин ответил императору: «если бы и весь мир это новое учение, православию противное, захотел принять, то и не приму и не отступлю от евангельского и апостольского учения и от предания Св. Отец, если бы даже пришлось пострадать до смерти».

    Потом к патриарху Павлу, исповедовавшему монофелитскую ересь, Мартин отправил послов, поручив им просить патриарха о том, чтобы он пребывал с ним в единомыслии, не творил церковного раздора, не сеял плевелов еретических посреди пшеницы веры благочестия, и чтобы увещевал царя отказаться от мудрования, столь противного Церкви; патриарх Павел не только не внял совету св. Мартина, но даже послов его избил и заточил в дальние страны.

    Тогда св. Мартин, по совету св. Максима епископа Хрисополитанского, бывшего в то время в Риме, собрал поместный собор из западных епископов, которых собралось 150 в 653 году; на этом соборе монофелитская ересь была предана анафеме и написано послание к верным, объясняющее вред монофизитской ереси; царь Конста, услышав о том, весьма разгневался и послал воеводу Олимпия в Рим, взять епископа Мартина. Олимпий, приехав в Рим, застал еще поместный собор и не решился сделать никакого насилия епископу, но приказал одному из воинов убить его в церкви; когда пришел в церковь воин с мечом, спрятанным под одеждою, и приблизился к святому, то вдруг ослеп: Олимпий, видя, что сам Господь хранит служителя своего, оставил святого Мартина в покое и отправился в Сицилию сражаться с сарацинами и там был убит.

    Тогда Конста, по наущению патриарха Павла, послал в Рим воеводу Феодора Каллиопа, чтобы заключить св. Мартина в темницу, обвинив его ложно в том, что он еретик и относится без должного уважения к Пресвятой Богородице. Когда посланный от царя приехал в Рим, то публично начал обвинять св. Мартина, блаженный же Мартин оправдывался от взводимой на него клеветы, говоря: «С сарацинами никакого не имею сношения, кроме того, что посылаю милостыню православным, живущим у сарацин в бедности; а кто Пречистую Матерь не чтит, и не исповедует и не поклоняется ей, тот да будет проклят в нынешний век и в будущий веру же от святых Апостол и Богоносных отец преданную, ни я, а царь и патриарх исповедуют еретично».

    Посланный от царя, не слушая оправдания епископского, во всем его обвинял, и сказал, наконец, что он неправильно взошел на престол; затем приказал воинам ночью взять Мартина, привести в гавань, посадить на корабль и отправить на Цикладские острова; на одном из этих островов Накасии, св. провел целый год, моримый голодом. Если, что ему приносили боголюбцы, милосердствующие об изгнанном епископе, то все это похищали стражники, отнимая силою у приносящих, и говорили им, что если кто из вас любит его и милосердствует о нем, тот враг отечеству; так как Мартин – изгнанный еретик и противник Божий. Наконец, святой изнемог телесно и был отвезен в Византию в 654 г.

    В Византию корабль приехал осенью в гавань Евфимьеву, близ Архандии, рано утром, и тотчас же к святому, очень больному, пришли некоторые лица, нарочно от царя и от патриарха, присланные для злословия и поношения столь праведного архиерея Божия, и он должен был переносить это с утра до вечера; вечером же пришел нотарий, по имени Саголива ж со многими воинами и взял святого с корабля на носилках (так как по болезни он не мог ходить), принесли его в дом ирандиаия, положили в темной и тесной комнате, и, приставили сильную стражу; в темнице святой пробыл двадцать три дня, не могши ни с кем беседовать. Потом его принесли в дом саккелария к собравшимся сенаторам, и когда он был внесен к ним в заседание на носилках, то старший сенатор закричал на святого, повелевая ему встать; принесшие слуги сказали, что он стоять не может, так как очень болен; тогда сенатор с гневом приказал Мартину стоять пред ними, хотя и больному, а если стоять не может, что чтобы его поддерживали; встал святый посреди комнаты, поддерживаемый воинами; в заседании были также и многие лжесвидетели, возводившие на святого ложные вины, в справедливости которых клялись Св. Евангелием.

    Когда же блаженный Мартин, не умея говорить по-гречески, хотел оправдаться чрез переводчика, то не дали ему говорить, а переводчика бесчестными словами унижали. Говорил же им святейший епископ: «видит Господь, что великое благодеяние сотворите мне, если вскоре каким-либо образом убьете меня». Потом святой был приведен к позорному столбу, где не мог стоять, был посажен; царь же смотрел на него тайно с высокой башни.

    Потом пришел от царя сакелларий и грозно сказал святому «смотри, ты оставил Бога и Бог оставил тебя»; сказавши это, повелел народу проклинать блаженного Мартина; и чернь народная кричала: «анафема Мартину епископу»; те же, которые знали о невиновности его, с унылыми лицами и слезами уходили с позорища; затем сакелларий велел претороначальнику взять святого и разорвать на части, спекулаторы совлекли с него верхнюю одежду, нижнюю же разодрали на святом сверху до низу, надели тяжкие вериги на шею и на все тело, повлекли с позорищного места в преторию, впереди несли обнаженный меч, которым он должен был быть усечен. Некоторые из народа ругались, поносили святого и кивали головами, говоря: «Где есть Бог его, где учение веры его?», некоторые же плакали и рыдали, видя такое бесчестие и мучение, причиняемое столь великому святителю Божию.

    Привлекши блаженного в преторию, ввергли его в темницу среди злодеев и разбойников: затем связанного влекли его по лестнице, на которой святый ударялся от ступени и получил ушибы даже до пролития крови. Чрез несколько времени принесли его в другую темницу, называемую Диомидовою, в которой от болезни и холода святой едва не умер.

    Жена темничного стража сжалилась над святым, пришла тайно в темницу к узнику, взяла его оттуда, обвязала раны, положила на своей постели и одела теплым одеялом, где лежал святой до вечера безгласен, как мертвый; поздно же вечером Григорий, старейшина царских евнухов, послал с пищею к святому своего дворецкого, приказав при этом сказать, чтобы он не изнемогал в скорби, уповал бы на Бога, ибо не умрет; услышав его слова, преподобный Мартин опечалился, неприятно ему было это слышать, желая лучше умереть в страдании за правоверие; на утро царь посетил болящего патриарха Павла еретика, который был при смерти, и рассказал ему все о Мартине. Павел же тяжко застонал и, обратясь к стене, сказал: «Увы мне, и это приложится к осуждению моему», царь тогда спросил, что значат сии слова, на что отвечал патриарх: «Очень тяжкие страдания переносит епископ», и клятвенно увещевал царя, чтобы он перестал мучить Мартина.

    Через восемь дней умер патриарх Павел, и послал царь нотария Демосфена со знатными мужами в темницу Диомидову к святому Мартину, который пришел сказал: «Владыка, наш царь говорит тебе: в какой ты был славе, и в какое бесчестие впал: в бесчестии же этом ты сам виновен».

    Святой епископ возведя очи к Богу ответил: «Слава и благодарение о всем Единому царю бессмертному».

    Через восемьдесят пять дней пребывания святого в темнице, пришел к нему нотаций Саголива говоря: «Приказано мне взять тебя в дом мой, а потом, куда-то ты будешь послан»; просил святой: «Куда я буду послан и в какое место?», но натарий не желал отвечать; после чего сказал преподобный: «Оставьте меня здесь в темнице даже до того часа, в который уже некуда будет послать». Когда ушел нотарий, св. Мартин сказал своим соузникам: «Приступите братия, и дадим последнее друг другу целование, так как хотят меня отсюда взять, – все с ним прощались со слезами, а святой с веселым лицом сказал им: «не плачьте, но еще более радуйтесь за меня, так как в заточение иду я за правоверие», потом опять пришел вышеупомянутый нотарий, взял святого и посадил в корабль при неутешном плаче всех бывших в темнице. На корабле святого отправили в Херсонес, что на Таврическом полуострове, в Инкерманские каменоломни, где его мучили голодом в продолжении двух лет.

    Через два же года святой скончался о Господе в 655 году 16 сентября и святое тело его было погребено вне города Херсонеса, в церкви Пресв. Богородицы Влахернская, гроб же его прославился многими исцелениями. Память его празднуется апреля 14 день. По сказанию Сурия, мощи св. Мартина из Херсонеса перенесены в Константинополь, а потом в Рим, где находятся в церкви св. Мартина Турского.

    В начало

     
    Rambler's Top100