Жадовская Юлия Валериановна

Дата публикации или обновления 25.12.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Жадовская Юлия Валериановна родилась 29.VI (11.VII).1824 г. в селе Субботино Ярославской губернии в помещичьей семье — писательница.

    Рано потеряв мать, воспитывалась у бабушки, проживавшей в селе Панфилове (Костромской губернии), затем у тетки в Костроме и пансионе.

    В 1840 Юлия Валериановна поселилась в доме отца в Ярославле. Здесь к ней в качестве педагога был приглашен П. М. Перевлесский, впоследствии известный филолог. Заметив в ней поэтический талант, он приложил усилия к тому, чтобы развить его. Учитель и ученица полюбили друг друга, но её отец, человек деспотичный, решительно воспротивился браку своей дочери с разночинцем (Перевлесский был сыном дьякона). Связанные с этим романом переживания стали главной темой лирики и прозы Жадовской.

    В печати она дебютировала в 1843 стихотворением «Лучший перл таится...» и «Много капель светлых...», опубликованными в журнале «Москвитянин».

    В 1846 вышел сборник стихотворений Жадовской, вызвавший сочувственные отзывы в критике (рецензии В. Майкова в «Отечественных записках», П. А. Плетнева в «Современнике» и др.). Строже всех отнесся к этой книге Белинский, упрекнувший писательницу в ограниченности ее поэтических мотивов кругом «мечтаний».

    Начиная с 1844 Юлия Валериановна время от времени посещала Москву и Петербург. В обоих городах у нее завязались связи с литературно-журнальной средой. Она познакомилась с Вяземским, Тургеневым, Некрасовым и другими. Постоянно проживая в Ярославле, писательница вела переписку с некоторыми литераторами, особенно усердно с Ю. Н. Бартеневым.

    В 1857 в «Русском вестнике» (кн. 5—8) был напечатан роман Жадовской Ю.В. «В стороне от большого света», в значительной мере автобиографический.

    В 1858 вышел второй сборник стихотворений, он был встречен одобрительными рецензиями Добролюбова в «Современнике» и Писарева в «Рассвете» (1859, № 1). В том же году отдельным сборником были изданы повести Жадовской, ранее публиковавшиеся в периодической прессе.

    Завершают творческую биографию писательницы роман «Женская история» и повесть «Отсталая» (опубликованы во «Времени», № 2—4 и 12).

    Семейные заботы (в 1862 она вышла замуж за врача К. Б. Севена), а также резко усилившаяся болезненность поэтессы, страдавшей от врожденного физического уродства (она родилась без левой руки и с тремя пальцами на правой), вынудили ее навсегда отказаться от литературной деятельности.

    С 1870 и до самой смерти Юлия Валериановна почти безвыездно проживала в своем имении — сельце Толстикове (Костромской губернии).

    Наиболее ценная часть литературного наследия писательницы — лирика. Оплакивание первой любви, воспоминания о разбившихся надеждах — основные мотивы ее стихотворений. Хотя лирические ламентации Жадовской имели характер чисто интимных переживаний, современникам была ясна их общественная подоплека. Такому восприятию поэзии Юлии Валериановны способствовала ее собственная проза, в особенности роман «В стороне от большого света», вскрывший социальные корни ее сердечной драмы. Этим во многом объясняется сочувственное отношение к поэзии Жадовской со стороны революционно-демократической критики (Добролюбов, Чернышевский), хотя лирика поэтессы не свободна от существенных недостатков (некоторая монотонность, прозаическая оголенность мысли, упрощенная фактура стиха). Однако лучшие ее стихотворения отличает «задушевность, полная искренность и простота ее выражения» (Добролюбов). Некоторые из них, положенные на музыку, получили известность в качестве популярных романсов, в особенности

    «Ты скоро меня позабудешь...» (музыка М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского),

    «Я все еще его, безумная, люблю!..» (музыка А. С. Даргомыжского).

    Большой успех также выпал на долю стихотворения «Нива», ставшего хрестоматийным. Романы и повести писательницы слабее ее лирики. Они примечательны главным образом бытоописательным материалом, почерпнутым из жизни поместного дворянства.

    Главная тема прозы Жадовской — любовная драма на почве социального неравенства — решается без глубокого проникновения в психологию героев и слабо преломляет сложные и многообразные процессы предреформенной эпохи. О расширении кругозора писательницы свидетельствует ее повесть «Отсталая», где тема освобождения женщины приобретает более емкое социальное содержание и отчетливое гражданское звучание.

    Умерла 28.VII(19.VIII).1883 г. в селе Толстиково, Костромской губернии.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос