Языков Николай Михайлович

Дата публикации или обновления 05.01.2017
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Языков Николай Михайлович родился 4(16).III.1803 г. в Симбирской губернии в богатой помещичьей семье — поэт.

    С 1814-19 учился в Петербурге, сначала в Горном кадетском корпусе, затем в Институте инженеров путей сообщения (до 1820). Курса в обоих этих заведениях не кончил, так как не чувствовал никакой склонности к точным наукам.

    В 1822 уехал для продолжения образования в Дерпт (ныне г. Тарту), где вскоре поступил на философский факультет университета (камеральное отделение).

    Писать стихи Николай Михайлович начал еще в Горном корпусе. Тогда же завязались и его первые литературные знакомства (с поэтом и издателем журналов А. Ф. Воейковым). Но по-настоящему талант его развернулся в Дерпте. Здесь он обрел и почву, питавшую его вдохновение, и благодарную аудиторию. За годы пребывания в Дерпте расширились и укрепились его литературные связи. Он познакомился с Жуковским, Дельвигом, Рылеевым (во время своих наездов в Петербург).

    С 1826—печатается в «Славянине», «Сыне Отечества», «Благонамеренном», в «Невском альманахе», «Полярной звезде» и других изданиях.

    Пишет Николай Михайлович в это время чрезвычайно много. Песни баянов и бардов, славящие подвиги и свободолюбие отцов, дружеские послания, застольные студенческие песни, политические и любовные элегии — вот примерный репертуар его поэзии. Ему удается создать в своих стихах привлекательный и колоритный образ вольного поэта-студента, ускользнувшего на время от бдительного полицейского надзора, от опасной близости к русскому самодержавию и жадно пользующегося радостями нечиновного и неподнадзорного существования. Политическая зрелость, бесстрашный и задорный вызов правительству, упоение гражданской свободой и молодое «буйство сил» (выражение Пушкина) составляют пафос и отличительную черту вольнолюбивой лирики Языкова. Форма его стихов была под стать содержанию. В создании этого языковского «хмеля» наряду с содержанием стихов участвовал его звучный стих и виртуозное строение стихотворного периода и смелость, новизна его поэтической речи.

    К лучшим произведениям Языкова дерптского периода относятся два цикла студенческих песен 1823 и 1829:

    «Муза» (1824),

    «Молитва» (1835),

    «Дерпт» (1825),

    элегии: «Свободы гордой вдохновенье...» (1824),

    «Еще молчит гроза народа...» (1824),

    «Не вы ль убранство наших дней...» (1826).

    «Тригорское» (1826)

    послания к Пушкину (1825 и 1826).

    В 1829 Языков Н.М., тяжело заболев, покидает Дерпт и переезжает в Москву. Уехал он из Дерпта без диплома, так и не решившись держать экзамен в университете. Однако познания, которые он приобрел там, были довольно солидными, особенно в области русской и мировой истории и литературы.

    В Москве Николай Михайлович сблизился с семьей Елагиных-Киреевских, познакомился с Аксаковыми, Погодиным, Каролиной Павловой и Баратынским; испытал новый прилив творческих сил.

    В 1831 для получения чина он поступил в Межевую канцелярию.

    В 1833 в Петербурге вышел первый сборник его стихов. вобравший около половины из написанного им к этому времени. За пределами сборника остались почти все его произведения, вольные в политическом или религиозном отношении (книга к тому же пострадала от цензуры). Наиболее интересными из ряда откликов на этот сборник был отзыв И. Киреевского (в «Телескопе») и рецензия Кс. Полевого (в «Московском телеграфе»), правильно указавшие первая — на сильные, вторая — на слабые стороны поэзии Языкова.

    В этом же году он вышел в отставку и уехал к себе в Симбирскую губернию, где прожил вплоть до 1838, лишь изредка наезжая в Москву.

    В 1838 по совету врачей уезжает за границу, где проводит пять лет, переезжая с курорта на курорт (был в Мариенбаде, Ганау, Ницце, Риме и др. местах). За границей познакомился и подружился он с Гоголем.

    В 1843, в момент временного улучшения здоровья, Николай Михайлович возвращается в Россию, в Москву.

    На 1830—40-е гг. падает менее трети поэтического наследия Языкова Н.М., но время это очень важно в его идейной и художественной эволюции.

    В конце 1820-х гг. и особенно после 1830 во взглядах и творчестве Языкова нарастают изменения, характерные в последекабрьскую пору для большинства ранее оппозиционно настроенной дворянской интеллигенции. Николай Михайлович поворачивает вправо. Добролюбов объясняет этот поворот незрелостью и расплывчатостью политических воззрений поэта, тем, что его вольнолюбие было эмоционально, но не глубоко: «Языков не мог удержаться сознательно на этой высоте, на которую его поставило непосредственное чувство, у него недоставало для этого зрелых убеждений и просвещенного уменья определить себе ясно и твердо свои стремления и свои требования от своей музы» (Поли. собр. соч., т. I, М,— Л., 1934, с. 351). В его творчестве постепенно утрачивается идея борьбы, исчезает дерзкий протест, кипение благородных чувств, а вместе с ними энергия стиха, характерный языковский «восторг» и поэтическая точность, появляются вялость, длинноты, выражения фальшивые, намеренно и хвастливо простонародные. Вкус сплошь и рядом изменяет поэту. Языков утрачивает свой пафос, «свет любви», по выражению Гоголя, а с ним «примеркнул и свет поэзии его» (Полн. собр. соч., т. VIII, с. 389). Эту утрату не могут возместить даже отдельные творческие удачи и завоевания Языкова в 1830—40-х гг.

    Лучшее, что он написал за это время: «Пловец» («Нелюдимо наше море...», 1829), цикл элегий цыганке Тане (1831), великолепное послание Денису Давыдову («Жизни баловень счастливый...», 1835) и ряд очень искренних и простых по выражению элегий заграничного периода («Поденщик, тяжело навьюченный дровами...», «Бог весть, не втуне ли скитался...» и др.). Его сказки, в которых он полемизировал с пушкинским пониманием фольклора, и две поэмы, близкие к «натуральной школе» («Сержант Сурмин», «Липы»), не оставили заметного следа в русской поэзии.

    Вернувшись в Москву, Языков Николай Михайлович примкнул к славянофильскому лагерю и принял самое активное участие в «боях» с западниками.

    В 1844—46 он выступил с резкими инвективами в адрес демократического лагеря, в которых западники обвинялись в умственном разврате и измене русскому народу.

    Одновременно, в более высоком и отвлеченном стиле Языков призывал в годины потрясений искать спасение в вере («Землетрясение») и мстить безбожным «филистимлянам» («Самсон»).

    В 1844 вышел второй сборник стихотворений Языкова Н.М.— «56 стихотворений Н. Языкова».

    В 1845 — третий — «Новые стихотворения». Хотя полемические послания Языкова и не вошли в эти сборники, последние сыграли роковую роль в окончательном падении репутации поэта в глазах прогрессивной интеллигенции 1840-х гг.

    Лучшие произведения (песни, политические стихи) прочно вошли в историю литературы и общественной жизни. Русской поэзией были усвоены и формальные достижения Языкова, сыгравшего заметную роль в формировании нового, «высокого» стиля, в обогащении поэтического языка.

    Умер 26.XII.1846 (7.I.1847) г. в Москве.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100