Якушкин Павел Иванович

Дата публикации или обновления 05.01.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Якушкин Павел Иванович родился 14(26).I.1822 г. в селе Сабурово, Малоархангельского уезда, Орловской губернии — писатель, фольклорист и этнограф.

    Сын небогатого помещика и крепостной крестьянки, Павел Иванович прошел в детстве суровую школу жизни.

    Учился сначала в Орловском уездном училище, потом в Орловской гимназии.

    В 1840 поступил в Московский университет, где сблизился с П. В. Киреевским и по его совету начал систематически собирать произведения фольклора.

    В 1844 в журнале М. П. Погодина «Москвитянин» (№ 12) студент Якушкин опубликовал свой первый этнографический очерк «Народные сказания о кладах, разбойниках, колдунах и их действиях». Почувствовав в себе призвание к новому роду деятельности, он на 4-м курсе оставляет университет и становится профессиональным собирателем фольклора.

    В 1846—49 на средства Киреевского он путешествовал по центральным губерниям России, доставляя знаменитому собирателю народные песни и сказки. Собранные им материалы впоследствии вошли в такие монументальные фольклорные своды, как собрание песен Киреевского, собрания сказок и легенд А. Н. Афанасьева и собрание пословиц и поговорок В. И. Даля.

    С 1849 по 1856 Павел Иванович преподавал историю и географию в уездных училищах Харьковской губернии. Выйдя в отставку из-за столкновения с начальством, он поселился в орловском имении матери Сабурово, где в течение двух лет готовил к изданию песни, собранные Киреевским.

    В 1858 он уезжает в путешествие на Север в качестве корреспондента журнала «Русская беседа».

    В 1859 результатом поездки явились его «Путевые письма из Новгородской и Псковской губерний», опубликованные в «Русской беседе» (т. IV и VI).

    В конце 50-х гг. Якушкин обратил на себя внимание полицейских властей как революционный агитатор и подметчик «возмутительных» прокламаций.

    В 1862 едва ли не по заданию общества «Земля и Воля» он совершил поездку по Тульской губернии.

    В 1864 полиции удалось перехватить у него черновой набросок его письма к А. И. Герцену, после чего над ним нависла реальная угроза заточения в Петропавловскую крепость, но Павел Иванович успел выехать на Нижегородскую ярмарку. В Нижнем Новгороде Якушкин был вновь уличен в пропагандистской деятельности, арестован и выслан сначала в Петербург, а затем в орловское имение матери Сабурово под строгий надзор полиции. В ссылке он продолжал заниматься литературным трудом, откликаясь в своих очерках и рассказах на жгучие вопросы современности.

    В 1868 его высылают в Астраханскую губернию.

    В 1871 — в Самарскую губернию.

    Многолетняя ссылка подорвала и без того расшатанное здоровье Якушкина П.И. В Самаре его вынуждены были поместить в земскую больницу, где он вскоре и умер от возвратной горячки.

    Значительное место в литературном наследии Павла Ивановича Якушкина занимают его «Путевые письма», дневниковая форма которых давала возможность всесторонне отразить жизнь простых людей, их повседневные дела и праздничные увеселения. Отличительная особенность «Путевых писем» — их насыщенность фольклорными материалами. Они представляют собой ту фольклоризованную прозу, в которой трудно определить, где кончается фольклор и где начинается собственное творчество писателя. В северных «Путевых письмах» встречается еще немало случайных произведений народной поэзии, нередко без должного их осмысления.

    Иной подход к фольклору в «Путевых письмах из Орловской губернии» («Современник», 1861, № 5 и 8). Якушкин весьма тщательно отбирает записанные им предания о так называемых «благородных разбойниках», включает в художественное повествование те из них, социальная направленность которых выражена наиболее ярко (предания о Тришке Сибиряке, Федьке Рыжике, Сироте, Дуброве и Кудеяре).

    В «Путевых письмах из Астраханской губернии» («Отечественные записки», 1868, № 10; 1870, № 1) он впервые после А. С. Пушкина обращается к преданиям о Разине и Пугачеве. Записанные им предания отличаются глубоким демократизмом. Образ Пугачева, например, выглядит в них совершенно иным, нежели в официальной его интерпретации того времени. «Человек был добрый» — вот общее мнение рассказчиков.

    В начале 60-х гг. Якушкин выступил с очерками и рассказами из народной жизни. Отношение крестьян к реформе 1861 он избирает темой своего первого и лучшего беллетристического произведения — очерка «Велик бог земли русской!» («Современник», 1863, № 1-2). Он показывает и предреформенные настроения различных слоев населения, вызванные высочайшими рескриптами Александра II, и отношение крестьян к царскому манифесту, и крутую расправу властей с крестьянами во время проведения реформы. Пользуясь эзоповским языком, Павел Иванович выражал свое резко отрицательное отношение к реформе.

    В очерке «Из рассказов о Крымской войне» («Современник», 1864, № 11 —12) он разрабатывает тему царской солдатчины. В небольших «рассказах» очерка о бездарности командования и о казнокрадстве военных чиновников усматривается страшная социальная драма того времени: прогнивший крепостнический строй, душивший все прогрессивное и передовое. Теме царской солдатчины посвящен и очерк Якушкина «Прежняя рекрутчина и солдатская жизнь» («Прибавления к «Русскому инвалиду», 1864, № 8), написанный на материалах народных песен.

    С 1864 в журнале «Искра» и «Современник» Якушкин П.И. публикует ряд очерков под общим названием «Небывальщина». Очерки этого цикла по содержанию и форме близки к «Путевым письмам». Писатель рассказал в них о тех злоключениях, которые выпадали на его долю во время многочисленных походов за песнями. В рассказе «Бунты на Руси» («Современник», 1866, № 3; «Новое время», 1880, № 1626 и 1628) Якушкин коснулся одной из актуальных для того времени тем, а именно крестьянских волнений и расправы над бунтовщиками. Внешне Павел Иванович как будто повторяет основные сюжетные узлы антинигилистических романов. Но если в этих романах бунты поднимают «нигилисты», подметчики прокламаций и агитаторы, а начальство, усмиряя их, действует по закону, то он повертывает обвинение в другую сторону, отсылает его обратно, в адрес начальства. Социальный характер крестьянских бунтов, царистские иллюзии, стремление властей в ряде случаев спровоцировать столкновение крестьян с помещиками — все эти и некоторые другие особенности пореформенной эпохи отмечены в рассказе Якушкина исторически верно.

    Видное место занимает Павел Иванович Якушкин в истории русской фольклористики. Принципы собирания народных песен, выработанные им во 2-й половине 40-х гг., не утратили своего научного значения и в наши дни. Среди них должна быть отмечена, прежде всего, точность записи. Она достигалась тем, что Якушкин записывал непосредственно с голоса. Он стремился передать своеобразие песенного напева, используя для этой цели всевозможные повторы, усилительные части и тому подобное. Бережное отношение к тексту сказалось и в том, что Павел Иванович широко пользовался фонетической записью. Другим важным принципом собирательской деятельности является фронтальное обследование фольклора определенной местности. Открытием собирателя явилось также ведение фольклорного дневника. Дневник давал возможность охарактеризовать ту обстановку, в которой бытуют народные произведения. Это как раз то, чего позднее требовал от собирателей фольклора Н. А. Добролюбов.

    Умер 8(20).I.1872 г. в Самаре.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100