Востоков Александр Христофорович

Дата публикации или обновления 18.12.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Востоков Александр Христофорович, поэт, филолог-славист, родился [16(27).III.1781 г. в городе Аренсбург на острове Эзель Лифляндской губернии.

    Внебрачный сын остзейского барона X. И. Остен-Сакена.

    В 1788 был определен гимназистом в Петербургский сухопутный кадетский корпус, где получил основательную литературную подготовку и хорошее знание иностранных языков.

    В начале 1794, в связи с природным недостатком — заиканием, был переведен в Академию художеств и вскоре стал во главе литературного кружка, члены которого усиленно занимались самообразованием и «сочинительством».

    В 1800-01 после окончания академии вступил в только что основанное Общество любителей изящного, будущее Вольное общество любителей словесности, наук и художеств.

    В начале 1802 впервые выступил в печати, опубликовав в литературной хрестоматии «Сокращенная библиотека в пользу господам воспитанникам первого кадетского корпуса» стихотворение «Осеннее утро» и «Парнас, или Гора изящности». Позже стихи Александра Христофоровича появляются в изданиях Вольного общества - «Свитке Муз» (кн. I — II) и в «Периодическом издании» (ч. I).

    В 1805—1806 выходят его «Опыты лирические и другие мелкие сочинения в стихах», сочувственно встреченные критикой.

    В начале 1810-х гг., в связи с обращением Востокова А.Х. к научным занятиям, его поэтическая деятельность падает.

    В 1807 он печатается в сборнике «Талия» (1807).

    В 1809-10 в журнале «Цветник».

    В1812-14 «Санкт-Петербургский вестник» и «Сын Отечества».

    В 1821 Востоков вторично издает собрание своих стихотворений, прошедшее почти незамеченными.

    К филологическим занятиям Александр Христофорович приступил еще в ранней молодости. Он изучает русские народные песни и пословицы, собирает материалы для этимологического словаря, интересуется вопросами археологии.

    В 1812 выходит его «Опыт о русском стихосложении» — одно из первых исследований системы русского тонического стихосложения (переиздан в 1817 с добавлением «Критического обозрения стопосложных размеров, употребляемых в российском стихотворстве»). «Опыт» Востокова получил высокую оценку А. С. Пушкина (Полн. собр. соч., т. 7, 1958, с. 298—299). Особенно интенсивно Александр Христофорович стал заниматься научными исследованиями и разысканиями после перехода на службу в Публичную библиотеку (1815).

    В 1820 в «Трудах Московского общества любителей российской словесности» Востоков напечатал «Рассуждение о славянском языке», составившее целую эпоху в истории славянского языкознания. Предвосхитив многие положения сравнительно-исторического метода, он в этом труде заложил основы сравнительной грамматики славянских языков (дал научную периодизацию истории церковнославянского языка, определил отношения русского языка к южнославянским и западнославянским, звучание старославянских буквенных знаков юса большого и юса малого и так далее).

    Востоков А.Х. издал две грамматики русского языка —

    «Русскую грамматику» и «Сокращенную русскую грамматику» (1831);

    «Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музеума» (1842), содержащее палеографические и лингвистические характеристики 473 рукописей различных славянских изводов;

    «Остромирово евангелие» (1843) с приложением лингвистического комментария и словаря.

    С 1841 он действительный член Академии наук принимал участие почти во всех лексикографических работах академии: составлении «Словаря церковнославянского и русского языка» (1847),

    редактировании «Опыта областного великорусского словаря» (1852) и «Дополнения» к нему (1858) и другие.

    Востоков А.Х. составил образцовый «Словарь церковнославянского языка» (т. 1—2, 1858—61).

    Поэтическая деятельность Востокова связана с Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств, где он пользовался заслуженным авторитетом как мастер и реформатор русского стиха.

    Востокова-поэта высоко ценили И. И. Дмитриев и К. Н. Батюшков; В. А. Жуковский называл его «человеком с истинным стихотворным талантом», хотя и упрекал за «нечистоту слога». Лирика Востокова во многом близка к творчеству поэтов-радищевцев. Некоторые его стихи проникнуты высоким гражданским пафосом, содержат свободолюбивые, тираноборческие мотивы («Ода достойным», 1801, опубл. в 1802). В духе идей французского просветительства Александр Христофорович прославляет человека и его творческую деятельность (5-я строфа оды «Фантазия», 1798; стихотворение «К строителям храма познаний», 1804). В целом же социальные позиции Востокова были умеренно-либеральными, и это отличало его от других поэтов Вольного общества, выдвигавших идею боевой «гражданской» поэзии. Сочувствуя идеям французского просветительства, он в то же время выступает за «истинного царя», подчиняющегося «законам» (ода «Тленность», 1800). Востоков более, чем кто-либо из поэтов-радищевцев, испытал влияние немецкой идеалистической философии с ее абстрактными и туманными представлениями о добре, справедливости и тому подобное, что наложило свой отпечаток и на его поэзию. Он верит в конечное торжество «блага» и «справедливости»; в будущем, по его мнению, «искоренятся все пороки» и люди «познают истинное счастье» (ода «Фантазия»), Умеренно-либеральными, просветительскими идеями проникнуты многие стихотворения Востокова. В последующие, 10—20-е гг. он отказался и от этих идей («К друзьям», 1821).

    Работа Александра Христофоровича в области реорганизации русского стиха была весьма значительной. Разрушая господствующую в то время поэтику французского классицизма и систему силлабического стихосложения, он стремился к обновлению стиха прежде всего за счет возрождения античных неравносложных размеров и русской народной поэзии. Продолжая традиции В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова и других и развивая мысли А. Н. Радищева, выступившего в свое время с критикой ломоносовской системы, Востоков стремился к «вольному» стиху, строившемуся по принципу счета ударений, а не слогов. Он «русифицировал» античные размеры, в качестве русского «народного» размера разрабатывал хорей. Стихотворения Востокова А.Х., предельно насыщенные научно-философским содержанием, стилистически и синтаксически усложнены. Для его языка характерно сочетание элементов «народного» слога и церковнославянских архаизмов, обилие научной терминологии.

    Умер 8(20).II.1864 г. в Петербурге.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос