Воейков Александр Федорович

Дата публикации или обновления 18.12.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Воейков Александр Федорович, поэт, журналист и критик, родился 30.VIII (10.IX).1779 г. в Москве в дворянской семье.

    Литературную деятельность начал в кругу Андрея Тургенева и Жуковского.

    В 1791—96 учился в Благородном пансионе при Московском университете.

    В 1796 вступил в конную гвардию и, видимо, примкнув к военным кругам, оппозиционно настроенным к правительству Павла I, подвергся гонениям, был уволен со службы и удален из Петербурга.

    В 1801 вступил в «Дружеское литературное общество» (заседания обычно происходили в его доме на Девичьем поле), где произнес несколько резких тираноборческих речей, после чего за ним установилась репутация свободолюбца.

    В 1804—1805 им были написаны две сатиры — « К С <перанскому> об истинном благородстве» (опубликовано под названием «К Эмилию») и «К моему старосте», в которых прославление простых добродетелей простого человека, хотя и не свободное от некоторого оттенка демагогизма, все же отчетливо связано с идущей из XVIII в. просветительской традицией.

    В 1812 —13 находился в действующей армии.

    В том же 1812 он написал патриотическое стихотворение «Князю Голенищеву-Кутузову Смоленскому».

    В 1814—20 занимал кафедру русской словесности в Дерптском (Тартуском) университете.

    В 1816 вышел отдельным изданием его перевод поэмы Делиль «Сады».

    В 1820 переезжает в Петербург и становится профессиональным журналистом и критиком. Вовлеченный благодаря старым дружеским связям в круг писателей-карамзинистов, участник «Арзамаса», Александр Федорович в критике 1820-х гг. примыкает к сторонникам Жуковского, однако занимает самостоятельную позицию, тяготея к более традиционной литературной программе. Тяжелый характер и вошедшая в поговорку беспринципность Воейкова способствуют его постепенной изоляции. Одновременно совершается и переход Воейкова Александра Федоровича в лагерь политической реакции, особенно заметный во 2-й половине 1820-х и в 1830-е гг.

    Как поэт, Александр Федорович тяготел к гражданской поэзии в духе традиций XVIII в. и описательной лирике.

    Литературная известность Воейкова А.Ф. покоилась, однако, не на этих стихотворениях, а на его рукописных, не предназначенных для печати сатирах, которые, видимо, дошли до нас далеко не в полном виде. Наиболее известная из них — «Дом сумасшедших» — серия сатирических литературных портретов, карикатурных зарисовок современных Воейкову литературных и общественных деятелей.

    Ранние варианты сатиры относятся к 1814 и связаны с литературной борьбой тех лет. Однако в дальнейшем Александр Федорович неоднократно перерабатывал стихотворение, меняя его состав и направленность.

    После 1825 в «Доме сумасшедших» появляются сатирические мотивы политического характера, причем выпады против Булгарина, Греча, Клейнмихеля дополняются в 1830-х гг. строфами, направленными против Полевого и Белинского.

    Литературная судьба Воейкова А.Ф. неотделима от истории салона его жены А. А. Воейковой — Светланы, как ее называли в дружеском кругу, по имени героини посвященной ей баллады Жуковского. Салон А. А. Воейковой был одним из литературных центров петербургских карамзинистов и играл заметную роль в художественной жизни 1820-х гг.

    Умер 16(28).VI.1839 г. в Петербурге.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100