Веневитинов Дмитрий Владимирович

Дата публикации или обновления 18.12.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Веневитинов Дмитрий Владимирович, поэт, родился 14(26).IX.1805 г. в Москве в старинной дворянской семье.

    Первоначальное образование получил дома под руководством опытных московских и иностранных учителей. С детства Дмитрий Владимирович овладел древними (латинским и греческим) и новыми (французским и немецким) языками. Впоследствии изучал английский и итальянский. Занятия иностранными языками способствовали возникновению глубокого интереса к античной и западноевропейской литературе и философии. В детские годы много занимался музыкой и живописью. Рано проявилось его поэтическое дарование.

    Первыми литературными произведениями Веневитинова, которые, к сожалению, не сохранились, были, по свидетельству современников, переводы отрывков из «Прометея» Эсхила (1818) и Горация (1819). Необычайная одаренность и прекрасное образование Дмитрия Владимировича вызывали глубокое уважение знавших его людей. Внешне его жизнь была небогата событиями.

    В 1822 он поступил вольнослушателем в Московский университет и через два года сдал выпускной экзамен.

    Служил в Московском архиве Коллегии иностранных дел.

    Осенью 1826 переехал на службу в Петербург, где вскоре скончался.

    В университетские годы Веневитинов усиленно изучает литературу и философию. Он слушает лекции А. Ф. Мерзлякова, С. Е. Раич, И. И. Давыдова и М. Г. Павлова. В 1823 совместно с В. Ф. Одоевским поэт основал кружок, получивший название «Общество любомудрия». В нем изучалась немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Окен, Геррес). Наибольший интерес пробудила в любомудрах философия Шеллинга, ранние произведения которого вызвали настороженность властей. Дмитрий Владимирович и его друзья увлекались идеями всеобщей связи и единства природы, которые развивал Шеллинг. Эти идеи противоречили церковным догмам и христианскому учению, которое, судя по воспоминаниям члена общества А. И. Кошелева, не вызывало у любомудров особого энтузиазма. Веневитинов в учении Шеллинга привлекла мысль о человеке как средстве познания, приведшая его к идеям самопознания и самоусовершенствования. Эти идеи отразились в произведениях Дмитрия Владимировича

    «Анаксагор. Беседы Платона»,

    «Письмо к графине N»,

    «О состоянии просвещения в России»,

    в незаконченном романе:

    «Владимир Паренский».

    От Шеллинга и немецких романтиков Веневитинов воспринял идею о поэте — «сыне богов», «любимце муз и вдохновенья», способном стать вождем всего человечества. В представлении Веневитинова, поэт — избранник небес, отмеченный «печатью власти на челе». Дар вдохновения возвышает его над толпой непосвященных. Мысли об искусстве и назначении поэта всегда составляли предмет поэтических и философских раздумий поэта. Они выразились во многих его стихотворениях и статьях:

    «Скульптура, живопись и музыка»,

    «Несколько мыслей в план журнала».

    В своих философских и эстетических идеях Дмитрий Владимирович оставался самостоятельным и оригинальным мыслителем. В отличие от Шеллинга он видел в искусстве источник любви к человечеству. Поэт мечтал связать философию с наукой и искусством.

    Изучение философии Дмитрий Владимирович Веневитинов сочетал с поэтической и критической деятельностью. Служба в архиве сблизила его с талантливой молодежью, которая собиралась у него по вторникам.

    Первое печатное произведение Веневитинова — «Разбор статьи о «Евгении Онегине» («Сын Отечества», 1825, ч. 100, № 8, март).

    Есть сведения, что Пушкин прочитал его статью «с любовью и вниманием». Трагические события, связанные с восстанием декабристов, тяжело отразились на духовном самочувствии поэта. Хотя он и не принадлежал к тайному обществу, но, по словам А. И. Герцена, «был полон мечтаний и идей 1825 года».

    В конце октября 1826 г. Веневитинов выехал из Москвы в Петербург вместе с французом Воше, библиотекарем гр. Лаваля, дочь которого Е. Трубецкую Веневитинов незадолго перед этим проводил в Сибирь к мужу-декабристу. При въезде в столицу Дмитрий Владимирович и Воше были арестованы. Допрос и пребывание Веневитинова на гауптвахте, хотя и кратковременные, тяжело отразились на его здоровье.

    Острое чувство растерянности и подавленности — мрачное следствие наступившей реакции — не покидало его. Он пытался обрести душевное спокойствие и найти применение своим способностям, участвуя в издании журнала «Московский вестник». Поэт размышлял о направлении журнала, стремился противопоставить «Московский вестник» продажной и низкопробной журналистике булгаринского толка, привлекал к сотрудничеству в журнале видных литераторов.

    Переезд в Петербург осенью 1826 углубил душевный кризис поэта, испытавшего гнетущую тоску «среди холодного, бездушного общества». Поэта все чаще посещали мысли о смерти и самоубийстве. Дмитрий Владимирович хотел вырваться из официального Петербурга на чужбину, где надеялся найти силы для творчества и жизни.

    В 1827 незадолго до смерти, в альманахе А. Дельвига «Северные цветы» и в журнале М. Погодина «Московский вестник» были впервые напечатаны его стихотворения.

    Как поэт Веневитинов Дмитрий Владимирович сформировался в переходную эпоху. В стихотворениях, написанных до декабря 1825, то есть в период подъема дворянской революционности, преобладают свободолюбивые мотивы.

    После декабрьской катастрофы в творчестве Веневитинова заметно усиливается философское начало.

    Поэзия и философия Веневитинова обнаруживают связь с декабристским общественным и литературным движением. Юноша поэт славит «пророка свободы» — Байрона, откликается на греческое восстание («Песнь грека», 1825, опубликовано в 1827). Декабристская проблематика проникает в поэму «Освобождение скальда» (1823 или 1824, опубликовано в 1914). Веневитиновский «поэт» предстает поэтом-пророком «с глаголом неба на земле», его миссия — зажечь людские сердца, объединить людей.

    Свободолюбивым настроениям Дмитрий Владимирович не изменил и после 1825. В согласии с декабристской поэтической традицией он прославил новгородскую вольницу («Новгород»). Поэт пишет о дружбе и любви, об искусстве, о смысле жизни.

    Дружба в его лирике противопоставлена холодным и бездушным отношениям, господствующим в светском обществе. Традиционные жанры элегии и послания наполняются новым содержанием, осложняясь философскими размышлениями. Поэта не трогают ни пирушки за дружеским столом, ни «легкие забавы», о которых обычно вспоминалось в посланиях. Он мечтает вести с другом серьезные споры о философии и об искусстве («Послание к Рожалину», 1826, опубликовано в 1829).

    В любовных элегиях Веневитинова голос страсти как бы заглушается голосом рассудка. Неразделенная любовь наводит поэта на мысль об отвлеченной и романтической любви, о платонических чувствах, о недостижимости счастья.

    Поэзия Веневитинова Дмитрия Владимировича складывалась под несомненным влиянием пушкинского творчества. Поэт выступал за содержательность лирики, за точность поэтического слова. Вместе с тем он подготовил возникновение гражданской поэзии Лермонтова с ее трагическими и напряженными раздумьями и рядом с Баратынским и Тютчевым явился одним из зачинателей русской философской лирики. «В его стихах,— писал В. Г. Белинский,— просвечивает действительно-идеальное, а не мечтательно- идеальное направление...».

    Недолгая творческая деятельность Веневитинова Д.В.— важное звено в истории русской лирики.

    Умер 15(27).III.1827 г. в Петербурге.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100