Толстой Алексей Константинович

Дата публикации или обновления 05.01.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Толстой Алексей Константинович родился 24.VIII(5.IX).1817 г. в Петербурге — поэт.

    Родители (мать — А. А. Перовская, отец — К. П. Толстой) после рождения сына разошлись.

    Детство провел в имениях матери — в Черниговской губернии, а затем ее брата — Алексея Перовского (Антоний Погорельский), известного прозаика 20—30-х гг., который стремился привить племяннику любовь к искусству, развить воображение, мечтательность, вскоре превратившаяся в ярко выраженную склонность к поэзии. Много содействовала этому природа, воздух и вид лесов, которые мальчик очень любил. Дядя посвящал много времени воспитанию и образованию будущего поэта. Уже с шестилетнего возраста он начал «марать» бумагу написанием стихов.

    Для любимого племянника была написана сказка «Черная курица, или Подземные жители» (Антоний Погорельский).

    Благодаря частым поездкам, как по России, так и за границу с мамой и дядей Алексей Константинович уже с детских лет был знаком с Гёте, А.Пушкиным, К.Брюлловым

    В 1834 определен «студентом» в Московский архив министерства иностранных дел.

    В 1835 держал экзамены в Московский университет по «курсу наук словесного факультета для получения ученого аттестата на право чиновников первого разряда».

    С 1837 служил в русской миссии во Франкфурте-на-Майне.

    С 1838-39 живёт и работает заграницей – Италии, Франции, Германии, где пишет свои первые рассказы:

    «Семья вурдалака»,

    «Встреча через триста лет», на французском языке, к великому сожалению опубликованы были только через несколько лет после смерти писателя.

    В 1840 перевелся во 2-е отделение канцелярии, ведавшее вопросами законодательства.

    В 1841 напечатана первая фантастическую повесть «Упырь», затем много лет дописывавшаяся и превратившаяся в роман.

    В 1840-х гг. был начат исторический роман из эпохи Ивана Грозного «Князь Серебряный», напечатанный лишь в 1863 году, при жизни автора он выдержал три издания. Был переведён на французский, немецкий английский, польский, и итальянский языки.

    В 1843 пишет «Волчий приёмыш».

    В 1846 написано произведение « Амена».

    В 1850 написана комедия «Фантазия» (совместно с А.Жемчужниковым).

    08.01.1851 в Александровском театре состоялась премьера, закончившаяся большим провалом с последующим запрещением постановки.

    С 1854, начал сотрудничество с «Современником» напечатал несколько стихотворений и первая серия произведений Козьмы Пруткова, часть которых также принадлежит перу поэта.

    В 1855 поступил майором в стрелковый полк, однако на войне поэту побывать не пришлось: во время стоянки полка под Одессой он заболел тифом. После окончания Крымской войны назначен флигель- адъютантом.

    Сотрудничая с журналом «Русская беседа» в разные годы печатает поэмы: «Грешница» (1858),

    «Иоанн Дамаскин» (1859),

    «Алхимик» (1867),

    «Портрет» (1874),

    «Дракон» (1875).

    Служебные обязанности все более тяготили его, но только в 1861 удалось добиться отставки. Поэт поселился в деревне: жил то в своем имении под Петербургом — Пустыньке, то в далеком от столицы Красном Роге. В течении долгого времени сотрудничая с журналами «Вестник Европы» и «Русском вестнике» в разные года были напечатаны следующие произведения поэта:

    «Князь Серебряный» конец1840-е - 1861,

    «Дон Жуан» (1862) драматическая поэма,

    трилогия «Борис Годунов» в трёх самостоятельных драмах «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870) при жизни поэта, в 1867, была поставлена лишь «Смерть Иоанна Грозного».

    «Посадник» (1870-71) драма.

    Во 2-й половине 60-х гг. и в 70-х гг. вернулся к балладе и создал ряд ярких образцов этого жанра. Лирика занимает теперь в его творчестве гораздо меньшее место, чем раньше.

    В этот период жизни написано значительное количество сатир, которые, к сожалению, при жизни писателя не были напечатаны, а распространялись лишь в списках.

    Алексей Константинович отрицательно относился к революционному движению и революционной мысли 60-х гг., с которыми боролся, однако, не с официозных позиций. Его письма и юмористические стихи пестрят злыми насмешками над министрами и другими представителями высшей бюрократии, он негодовал на цензурный произвол, деятельность III отделения и пр. Несмотря на давнее, с детских лет, знакомство с поэтом, Александр II не считал его вполне своим человеком. Когда в 1858 учреждался негласный комитет по делам печати, он отверг предложение включить в него писателей, в том числе Алексея Константиновича: «Ни на одного из них нельзя положиться». Поэт неоднократно защищал писателей от репрессий и преследований.

    В 1864 писатель предпринял даже попытку смягчить судьбу Чернышевского. На вопрос царя, что делается в литературе, он ответил, что «русская литература надела траур по поводу несправедливого осуждения Чернышевского». Александр II не дал ему договорить: «Прошу тебя, Толстой, никогда не напоминать мне о Чернышевском». Никаких результатов разговор не принес, однако в обстановке все более сгущавшейся реакции, когда и многие либералы высказывали полное удовлетворение расправой с Чернышевским, это был акт несомненного мужества. Оппозиционные настроения Алексея Константиновича не делали его либералом, сторонником буржуазных реформ. В отличие от русских либералов-западников он оценивал весьма скептически буржуазную Европу. Однако неприятие и критика ее, иногда меткая, опирались у него на идеал, обращенный не в будущее, а в прошлое (идеализация «рыцарского мира» и прочие). Аналогичный характер имеет отношение Толстого к русскому историческому прошлому. Московское царство было для него воплощением ненавистного деспотизма и власти бюрократии, оскудения и падения политического влияния аристократии. Русскому централизованному государству XVI в. автор противопоставлял Киевскую Русь и Новгород, с их широкими международными связями, свободными нравами и обычаями, отсутствием деспотизма и косности. Романтик в своих социально-политических и исторических взглядах, Алексей Константинович не имел определенной политической программы. Его деятельность может быть охарактеризована в общем как аристократическая оппозиция. Здесь источник лирической грусти по поводу оскудения его «доблестного рода» («Шумит на дворе непогода...»), его выпадов против революционного лагеря, но здесь же источник его ненависти к полицейскому государству, его своеобразного гуманизма и свободомыслия.

    Его эстетические взгляды сложились под воздействием романтических теорий: искусство — мост между земным миром и «мирами иными», иррациональность, независимость от злобы дня — вот черты подлинного искусства.

    Поэтическая практика поэта также во многом связана с романтизмом. В концепции мира романтиков искусство играло первостепенную роль, тема художника, вдохновения нередко фигурировала в их произведениях. Автор рисует состояние вдохновения как некий экстаз или полусон, во время которого поэт сбрасывает с себя все связи с окружающим его миром социальных отношений.

    Другой мотив поэзии Толстого также восходит к одному из положений романтической философии — о любви как некоем мировом начале. В соответствии с этим Алексей Константинович превратил Дон Жуана в подлинного романтика: Дон Жуан ищет в любви то чувство, которое помогает проникнуть в «чудесный строй законов бытия, явлений всех сокрытое начало». Этот мотив нашел свое отражение и в лирике.

    Еще более существен общий эмоциональный тон лирики, для значительной части которой характерно романтическое томление, неудовлетворенность земной действительностью и тоска по бесконечному. Однако наряду с созерцательностью и примиренностью в лирике Толстого звучат и другие настроения. Поэт ощущает в себе не только любовь, но и гнев и горько сожалеет об отсутствии у него непреклонности и суровости. Он просит бога выжечь из его души «ржавчину покоя» и «прах бездействия». Несмотря на влечение к «мирам иным», в творчестве поэта исключительно сильна привязанность ко всему земному, любовь к родной природе и тонкое ощущение ее красоты. Тяготение к «земной пластичности», живописности, «сочности картин» (В. Брюсов) характеризует многие лирические стихотворения, баллады и былины. Важно в этом отношении воздействие Пушкина на некоторые пейзажные стихотворения поэта, сказавшееся в точности и ясности деталей, без нарочитой недоговоренности, имеющей место в других его вещах.

    Особенно привлекает Алексея Константиновича оживающая и расцветающая весенняя природа, могущественное воздействие которой на душу человека исцеляет от душевных противоречий и боли и сообщает голосу поэта радостное, оптимистическое звучание. Любовные стихотворения создают у читателя впечатление, что перед ним нечто вроде лирического дневника, передающего характер и историю взаимоотношений между героями.

    Образ любимой женщины в лирике, более конкретен и индивидуален, он, отразил в своем творчестве движение передовой русской литературы по реалистическому руслу. Образ женщины проникнут чистотой нравственного чувства и подлинной человечностью; в стихах отчетливо звучит мотив облагораживающего действия любви. Поэтическая сила и обаяние лирики в непосредственности чувства, задушевности тона, подчас даже в детской наивности восприятия.

    В произведениях песенного жанра Толстой продолжал традиции конца XVIII — первых десятилетий XIX в. (И. И. Дмитриев, Нелединский- Мелецкий, Мерзляков, Дельвиг и другие). Но и не ограничивался имитацией любовных песен. Его песни наделены чертами стилизации. Он часто приукрашивал то, что в подлинной народной песне более резко и естественно.

    Первые опыты поэта, относящиеся к жанру баллады,— это «ужасные» баллады в духе Жуковского и аналогичных западных образцов. Но уже в 40-х гг. вполне складывается у него жанр исторической баллады и былин:

    «Курган» 1840-е,

    «Князь Ростислав»,

    «Василий Шибанов»,

    «Князь Михайло Репнин»,

    «Ночь перед приступом»,

    «Правда» 1858,

    «Старицкий воевода»,

    «Змей Тугарин» 1867,

    «Песня о Гаральде и Ярославне» 1869,

    «Три побоища»,

    «Песня о походе Владимира на Корсунь»,

    «Гакон слепой» 1870,

    «Роман Галицкий»,

    «Боривой»,

    «Ругевит»,

    «Ушкуйник»,

    «Поток- богатырь» 1871,

    «Илья Муромец»,

    «Сватовство»,

    «Алёша Попович»,

    «Садко» 1872,

    «Канут»,

    «Слепой» 1873.

    Былины и баллады Алексея Константиновича — произведения, близкие по своим жанровым особенностям, поэт не проводил между ними резкой грани. Ряд сатир с вполне точным адресом («Поток-богатырь» и другие) облечен им в форму былины; их непосредственная связь с современностью не вызывает сомнений. Но в большинстве случаев связь истории с современностью обнаруживается лишь в соотношении с социально-политическими и историческими взглядами поэта.

    В «Змее Тугарине» «сквозит современность».

    «Три побоища» и «Песня о Гаральде и Ярославне» — это не случайные, мимолетные зарисовки, а своеобразное выражение исторических представлений поэта. В основе их лежит мысль об отсутствии национальной замкнутости в древней Руси и ее широких международных связях. Баллады являются результатом размышлений поэта над современной русской жизнью и над прошлым России. Обращение к былинам вызвано тем, что в них поэт справедливо видел яркое отражение национальных черт русского народа и его потенциальных возможностей.

    Лучшая из былин — «Илья Муромец». В «дедушке Илье» есть черты подлинного народного богатыря, «мужика неприхотливого». Некоторые другие образы его былинных богатырей и героев (например, Алеша Попович) несколько стилизованы в романтическом духе. Однако и эта стилизация связана в известной степени с социальной позицией поэта, с противопоставлением идеального прошлого неприемлемому для него скучному и антиэстетическому настоящему.

    Основным историческим источником баллад и драматической трилогии является «История государства Российского» Н. М. Карамзина, хотя поэт и не разделял его историко-политической концепции. Карамзин был для него историком-художником. Исторические процессы и факты поэт рассматривал с точки зрения моральных норм, которые казались ему одинаково применимыми и к далекому прошлому, и к сегодняшнему дню, и к будущему. В его произведениях борются не столько социально-исторические силы, сколько моральные и аморальные личности. Психологизация исторических деятелей и их поведения часто осуществляется в балладах не при помощи углубленного психологического анализа, как в драмах, а путем простого переключения исторической темы в план общечеловеческих переживаний, хотя на самые эти переживания поэт иногда только намекает.

    Трагедии Алексея Константиновича не принадлежат к бесстрастным воспроизведениям прошлого. Самый выбор эпохи, общие его размышления о социальных силах, действовавших в русской истории, о судьбах и роли монархической власти в России тесно связаны с его отрицательным отношением к абсолютизму и бюрократии. Размышления и взгляды писателя, не делавшие его, разумеется, республиканцем и тем более революционером, были далеки от официозных точек зрения. Основные проблемы трагедий заключены в образах их главных героев и сформулированы самим поэтом в дидактических концовках. Расшатывающий государство деспотизм Ивана Грозного, бесхарактерность и слабоволие замечательного по своим душевным качествам, тоскующего о правде человека, но совершенно неспособного правителя Федора, преступление Бориса Годунова, приведшее его на трон и сводящее на нет всю его государственную мудрость, — вот темы пьес, составивших трилогию. Через всю трилогию проходит тема борьбы самодержавия с боярством.

    В трагедиях, историко-политическая тема разрешается в морально-психологической плоскости. Наиболее яркой является вторая трагедия. Глубокая оригинальность и человечность отличают весь образ Федора. Внутренний мир его героев не исчерпывается господством какой-нибудь одной абстрактной, неизменной страсти; герои Толстого — живые, конкретные люди; они наделены индивидуальными особенностями и эмоциями.

    Не только в поэзии, но и в прозе писателя исторической теме предшествовали темы фантастические. Его рассказы конца 30-х — 1-й половины 40-х гг. связаны и с мотивами «страшного» (или «готического») романа.

    Лучший из них — «Упырь», начатый еще в 40-х гг., был напечатан лишь в 1862 отдельной книгой под псевдонимом Краснорогский (от названия имения — Красный Рог). Он принадлежит к романам вальтер-скоттовского типа, получившего распространение в русской литературе 30-х гг., и был воспринят как явление запоздалое, архаическое. Подлинным центром романа является, по замыслу писателя, «изображение общего характера целой эпохи и воспроизведение понятий, верований, нравов и степени образованности русского общества во вторую половину XVI столетия».

    Алексей Константинович не решил во всем объеме задачу воссоздания жизни городской и деревенской Руси. Он односторонне изобразил и Ивана Грозного. Но эта односторонность (как и в других его произведениях) была вызвана не только социальными симпатиями Толстого, но и противоположной односторонностью, апологетическими оценками историков, которые оправдывали излишнюю, не вызванную необходимостью жестокость Грозного и то обстоятельство, что народ терпел от него не меньше, чем от бояр. И образ Грозного, и изображение опричнины пронизаны ненавистью к деспотизму, насилию, унижению человеческой личности. Благодаря своей благородной тенденции и занимательности «Князь Серебряный» в течение многих десятилетий был одной из любимых книг юношества.

    Сатиры писателя направлены, против демократического лагеря, и — против правительственных кругов. Борьба поэта с бюрократическими верхами и официозной идеологией была борьбой внутри господствующего класса. Социальная позиция поэта давала ему возможность видеть многие безобразные явления современной ему русской жизни. Поэтому он и смог создать такую замечательную сатиру, как «Сон Попова».

    Это собирательный портрет бюрократа 60—70-х гг., гримирующегося под либерала. Речь министра, наполненная внешне либеральными утверждениями, из которых, однако, нельзя сделать никаких практических выводов,— верх сатирического мастерства писателя.

    В сатире высмеян и министр, и всесильное III отделение, известное, как язвительно пишет поэт, своим «праведным судом». Сентиментальная и ласковая речь полковника из III отделения, быстро переходящая в угрозы, донос Попова и прочие — все очерчено яркими реалистическими красками.

    «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», знаменита злыми характеристиками русских монархов. Толстой обращается к тем историческим явлениям, которые продолжали свое существование в русской жизни.

    Вся сатира Алексея Константиновича повернута к современности. Главный прием, при помощи которого поэт осуществляет свой замысел, состоит в том, что о князьях и царях говорит, употребляя чисто бытовые характеристики, а исторические события описывает нарочито обыденными выражениями.

    В разные годы жизни поэтом так же написано много стихотворений.

    Особо следует отметить стихотворения, в которых хорошо передан народный юмор. В одном из них

    — «У приказных ворот собирался народ...» — ярко выражены презрение и ненависть народа к обирающим его приказным.

    — «Ой, как Волга-матушка да вспять побежала!» — стремление — «приказных побоку да к черту», тоска народных масс по лучшей доле, их мечта о том, чтобы «голодный всякий день обедал».

    Большая часть стихотворений посвящена Родине, которую поэт безмерно любил:

    «Бор сосновый в стране одинокой стоит;…» 1843,

    «Колокольчики мои, цветики степные!...» 1840-е,

    «Ты знаешь край, где всё обильем дышит, …»,

    «Пустой дом» 1849,

    «Край ты мой, родимый край,…» 1856,

    «Лишь только один я останусь с собою,…»,

    «Одарив весьма обильно…» 1869 и многие другие.

    В 1867 вышел единственный изданный Толстым сборник стихотворений.

    Самостоятельно и в сотрудничестве с Жемчужниковыми Алексей Константинович написал несколько блестящих пародий, развенчивающих эстетизм, уход от действительности в иллюзорный мир, тягу к внешней экзотике и известных как сочинения Козьмы Пруткова. Другие прутковские вещи Толстого А.К. имеют в виду не литературу, а явления современной ему действительности: чинопочитание и погоню за орденами, темные стороны царской армии.

    Умер 28.1Х(10.Х).1875 г. в г. Красный Рог Черниговской губернии.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос