Сумбатов Александр Иванович

Дата публикации или обновления 05.01.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Сумбатов Александр Иванович родился 4(16).IX.1857 г. в селе Кукуевка Тульской губернии в семье грузинского князя — драматург.

    Окончил в 1877 Тифлисскую гимназию.

    В 1881 — юридический факультет Петербургского университета. Уже в гимназии начал писать пьесы и участвовать в любительских спектаклях; тем самым определились два главных направления его творческой деятельности — как драматурга и как актера. Первая большая пьеса Александра Ивановича — «Громоотвод» (1878; в 1885 он переделал ее вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко в пьесу «Соколы и вороны»).

    В 1882 впервые выступил в печати (пьеса «Листья шелестят»; первая постановка — в Малом театре, 1881). Тогда же начал служить профессиональным актером (театр Бренко в Москве, 1881). После выступления (под псевдонимом Южин) в роли Чацкого стал одним из ведущих актеров Московского Малого театра. Несколько позже началась и театрально-критическая деятельность; среди его значительных ранних выступлений в этой области — доклад на Первом всероссийском съезде сценических деятелей в 1897 и статья «Личные заметки об общих вопросах современного театра» (1902).

    Пьесы и статьи Сумбатова о театре в 1900—1909 были изданы в 4 томах (изд. А. В. Думнова, изд. 2 — 1910).

    Всего им написано 16 пьес; почти все они шли в Малом, Александринском и многих провинциальных театрах. Пьесы Александра Ивановича переводились на иностранные языки и ставились в Берлине, Париже, Кракове, Белграде. Как видный драматург он был избран почетным академиком (по разряду изящной словесности).

    С 1909 Сумбатов — управляющий труппой Малого театра; после Октябрьской революции стал во главе этого театра, до 1926 был его бессменным директором, а затем почетным директором.

    В 1922 ему было присвоено почетное звание народного артиста республики.

    При всем разнообразии профессиональных интересов Сумбатова А. И. их характеризуют общие художественные принципы. Они сказались в первую очередь на актерском его даровании, продолжавшего ведущие героико-романтические и реалистические традиции русского театрального искусства. В его наиболее значительных романтических ролях звучало грозное обвинение произволу и бюрократии, призыв к героическим свершениям во имя свободы (Чацкий, Дюнуа и Мортимер в «Орлеанской деве» и «Марии Стюарт» Ф. Шиллера, Рюи Блаз в пьесе В. Гюго, Оливер Кромвель в пьесе А. В. Луначарского и т. д.). Трагический талант актера с большой силой сказался в шекспировском репертуаре Малого театра (Ричард III, Макбет, Кориолан и др.). Южину принадлежат также блестящие сценические образы Телятева («Бешеные деньги» А. Н. Островского), Репетилова и Фамусова, Фигаро в комедии Бомарше и других.

    Сочетание высокой романтики с острой реалистической характеристикой отличает и драматургию Сумбатова. В его лучших пьесах:

    «Цепи» (1888),

    «Старый закал» (1895),

    «Джентльмен» (1896),

    «Ирининская община» (1901),

    «Измена» (1903) — это сосуществование разностильных элементов не носило искусственного характера. Событием политического характера явилась постановка в Малом театре остросатирической комедии «Джентльмен», которая разоблачала буржуазных дельцов и реакционную печать царской России. По выражению Луначарского, эта пьеса наносила удар по российскому Манчестеру, стремившемуся наложить купеческую лапу на русскую культуру. Через два года после премьеры пьеса была удостоена Грибоедовской премии.

    Особое место в драматургии Александра Ивановича занимают пьесы на исторические темы —

    «Царь Иоанн IV» (1885),

    «Старый закал» (1895),

    «Измена» (1903).

    В годы, предшествовавшие событиям 1905, революционно-романтический пафос героев Сумбатова звучал особенно сильно. Вместе с драматургией Вл. И. Немировича-Данченко пьесы Сумбатова А. И. представляли тогда важную часть современного репертуара Малого театра. Как драматург и теоретик, последовательно защищавший эстетические позиции Малого театра, Александр Иванович был яростным противником всяких отступлений от сценического реализма. Однако в пьесе «Ночной туман» (1916) сказалось влияние приемов, характерных для эпигонов Чехова.

    Последние годы жизни драматург работал над пьесой «Рафаэль», знаменательной своим утверждением духовной свободы гения Возрождения, подсказанным драматургу эпохой Октябрьской революции.

    Умер 17.IX. 1927 г. на юге Франции; похоронен в Москве.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос