Станюкович Константин Михайлович

Дата публикации или обновления 05.01.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Станюкович Константин Михайлович родился 18(30).III.1843 г. в Севастополе в семье адмирала — писатель.

    С 1857-60 учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге, незадолго до окончания которого по настоянию отца был отправлен в кругосветное плавание на три года. Причиной этого явилось пробудившееся под влиянием освободительных идей 1860-х гг. стремление юноши оставить военную службу и посвятить себя просветительской деятельности на благо народа. Детство и юность писателя отражены в таких произведениях, как

    «Грозный адмирал» (1891),

    «Маленькие моряки» (1893),

    «Вокруг света на «Коршуне» (1896),

    «Севастопольский мальчик» (1902).

    По возвращении из плавания Константин Михайлович, напечатавший к этому времени ряд произведений (стихотворения и статьи в журнале «Северный цветок», «Морской сборник», в том числе «Мысли по поводу глуповцев Щедрина», «Французы в Кохинхине», «Шторм»), добивается отставки.

    30 ноября 1864 увольняется в запас с награждением за безупречную службу лейтенантским чином. «Адмиральский сын, только что оставивший морскую службу, сулившую ему блестящую карьеру,— писал Константин Михайлович впоследствии об этом периоде своей жизни,— хлопочет вслед за отставкой о назначении его сельским учителем».

    В 1865-66 учительствует в селе Чаадаево Владимирской губернии, где видит вызванное грабительской реформой разорение крестьян, расслоение общины, рост кулачества, крайнюю бедность и безрадостное существование основной массы деревенских тружеников. Свои непосредственные наблюдения над жизнью крестьян он отразил в

    «Воспоминаниях сельского учителя» (1867),

    «Пастухе Максимке»,

    «Дедушке Луне», которые печатались в «Искре», «Будильнике» и других демократических изданиях тех лет, корреспондентом которых писатель стал вскоре после отставки. Сотрудничества в журналах он не прерывал и в дальнейшем, когда служил в железнодорожных и морских акционерных обществах юго-запада России.

    В 1876 удается вернуться в Петербург и полностью посвятить себя любимому литературному труду.

    Во 2-й половине 70-х — 1-й пол. 80-х гг. о создает большое количество произведений разных жанров и выступает также организатором и собирателем прогрессивных сил литераторов на страницах демократического журнала «Дело», членом редакции, а затем и издателем которого Константин Михайлович был в 1881—85. За предоставление страниц журнала эмигрантам-народникам (С. Степняку-Кравчинскому, А. Эльснитцу, П. Лаврову, Л. Тихомирову и другим) и разностороннее содействие революционно-освободительному движению в апреле 1884 Станюкович был арестован и после годичного тюремного заключения выслан с семьей на три года в город Томск. Здесь он активно сотрудничал в прогрессивной «Сибирской газете», вскоре закрытой правительством, и начал работать над своими морскими рассказами, которые принесли писателю мировую известность.

    Последние годы жизни провел в Москве, Петербурге и за границей.

    Современники знали Станюкович К.М. как «Откровенного писателя» (один из его псевдонимов), смелого обличителя коренных пороков буржуазно-помещичьего общества и автора особенно полюбившихся читателю морских рассказов. В глазах правительства он был «политически неблагонадежным» человеком, «тенденциозным литератором», произведения которого постоянно преследовались цензурой и в итоге были запрещены к пользованию в публичных библиотеках и общественных читальнях. По своему мировоззрению Станюкович был революционным просветителем, последователем демократических идей 1860-х гг., которые он отстаивал от нападок либеральной и буржуазно-консервативной прессы и неизменно руководствовался ими в своем творчестве.

    С 1886-1903 главное место занимают повести и рассказы из военно-морского быта, которые представляют замечательное явление в литературно-общественной жизни своей поры. В них выражено резко критическое отношение к притеснению и эксплуатации, гуманное отношение к человеку, раскрыты высокие душевные качества простых русских людей. Встречающиеся в рассказах подзаголовки «Из далекого прошлого», «Рассказ из прошлой морской жизни» и т. п. обычно вызваны цензурными соображениями. В действительности же Константин Михайлович критиковал только то прошлое, которое жило в настоящем, ставил те же проблемы, которые волновали передовую русскую литературу его поры. Критика буржуазно-помещичьего строя жизни в морских рассказах связана с борьбой прогрессивной литературы за общественное переустройство и одухотворена общедемократическими идеалами. Вместе с тем в рассказах и повестях Станюкович из морского быта с особой рельефностью выступил образ простого русского человека, соответствующий задаче литературы в новых условиях ее исторического развития: активная борьба писателей за раскрепощение человеческой личности была одним из важных звеньев общенародного протеста против самодержавия. Все симпатии автора отданы матросу и тем из офицеров, которые близки к нему по своему душевному строю. Такие образы матросов, как

    Ефремов («Рождественская ночь»),

    Егоркин («За щупленького»),

    Лучкин («Максимка»,

    Федос Чижик («Нянька»),

    Кочнев («Куцый»),

    Рябкин («Между своими»),

    офицеры типа Василия Ивановича («Василий Иванович»),

    Василия Федоровича («Вокруг света на «Коршуне»),

    Скворцова («В море») наиболее любимы писателем.

    Авторское сочувствие связано с его представлением о национальном характере героев морских рассказов. Станюкович отмечает добродушие, человечность матросов, жизнеутверждающую философию, веру в светлое будущее, славит мужество и отвагу народа, силу, ловкость, ум и глубокие чувства простых людей. Героически романтическая по своей сути обстановка действия в морских рассказах способствовала созданию писателем положительных народных образов особой патриотической приподнятости и социальной значимости. Константин Михайлович раскрывает участливое, дружеское отношение русского человека к простым людям других национальностей, его отрицательное отношение к сословным и расовым предрассудкам

    «Максимка»,

    «Рождественская ночь»,

    «Нянька»,

    критикует жестокость, чванство, карьеризм представителей правящих классов во флоте

    «Грозный адмирал»,

    «Кириллыч»,

    «Куцый»,

    «Месть»,

    показывает нарастание народного протеста против социального зла

    «Беглец»,

    «Собака»,

    «За щупленького»,

    «Вдали от берегов»,

    «Отчаянный».

    Рассматривая флот как составную часть современной ему общественной и государственной жизни, писатель не только раскрыл положительные черты русского национального характера, но и разоблачил условия, мешающие его росту. Немаловажная заслуга Станюкович К.М. состоит в том, что превосходным описанием моря, морской службы, созданием правдивых образов матросов и офицеров он способствовал воспитанию многих поколений русских моряков. Писатель оказал благотворное влияние на все последующее развитие русской маринистики. Его морские рассказы переведены на многие иностранные языки.

    В 1901 писателю была присуждена за них Пушкинская премия.

    Блестящий успех Станюковича-мариниста заслонил от последующих поколений значение других его произведений. Однако для своего времени весьма заметным и примечательным литературным явлением были также романы писателя. Перу писателя принадлежит более десяти романов:

    «Без исхода» (1873, опубликован в 1880),

    «Два брата» (1879, опубликован в 1880),

    «Наши нравы» (1879),

    «В мутной воде» (1879),

    «Омут» (1881),

    «Первые шаги» (1891),

    «Откровенные» (1893),

    «История одной жизни» (1895),

    «Жрецы» (1897),

    «Равнодушные» (1898, опубликован в 1899) и другие.

    Одной из центральных тем романов Станюкович был вопрос о судьбах разночинно-демократической интеллигенции, ее исканиях и путях общественно полезной деятельности в условиях пореформенной России. Другой стержневой темой в романах писателя являлось разоблачение коренных пороков антагонистического классового общества, обличение его государственного аппарата, законов, религии и морали. Верность демократическому направлению, злободневность и публицистическую заостренность писатель сумел сочетать с интересом к углубленной психологической обрисовке героев, с широкими реалистическими картинами пореформенных города и деревни. Его романистика связана с публицистическим романом эпохи; много внимания автор уделяет биографии персонажей, детально раскрывает социальные условия формирования их личности и характеров, вводит в повествование много второстепенных лиц, что приводит порой к растянутости и рыхлости композиции.

    Замечательной чертой эстетической позиции Станюкович была его отзывчивость на актуальные проблемы эпохи, активное участие в борьбе передового лагеря журналистики за высокоидейную литературу, против попыток насаждения нейтральности, безразличия к общественной жизни. Эти черты в наибольшей мере проявились в публицистике писателя, которая составляет важную и весьма обширную часть его литературного наследства. По свидетельству современника, Станюкович Константина Михайловича «как талантливого, умного и едкого публициста знала вся Россия», его «фельетоны возбуждали... большой интерес среди учащейся молодежи,— каждый раз их появление ожидалось с нетерпением, и для чтения молодежь собиралась большими кружками» («Русская мысль», 1903, № X, с. 141.

    Умер 7(20).V.1903 г. в Неаполе.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100