Соловьев Владимир Сергеевич

Дата публикации или обновления 05.01.2017
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Соловьев Владимир Сергеевич родился 16(28).I.1853 г. в Москве — философ, поэт, публицист и критик.

    Сын знаменитого историка С. М. Соловьева, двоюродным прадедом с материнской стороны был известный украинский философ Г. С. Сковорода.

    Соловьев Владимир Сергеевич - автор множества научных трудов, публицистических статей и ряда стихотворений.

    К сожалению, творчество его не было последовательно православным: он увлекался теософией, которая оказалась сатанинским учением, призванным отвлечь людей (в первую очередь – интеллигенцию) от истинной веры.

    В 1869 г. В.С. Соловьев окончил с золотой медалью гимназию и поступил на физико-математический факультет Московского университета, на отделение естественных наук; с 3-го курса стал вольнослушателем историко-филологического факультета.

    В 1873 после успешной сдачи кандидатского экзамена пробыл один год вольнослушателем в Московской духовной академии.

    В 1874 защитил магистерскую диссертацию по философии «Кризис западной философии» и был избран штатным доцентом философии в Московском университете.

    В 1875-76 совершил путешествие в Англию, Францию, Италию и Египет.

    В 1880 получил степень доктора философии за диссертацию «Критика отвлеченных начал» и стал читать лекции в Петербургском университете и на Высших женских курсах.

    1 марта 1881 выступил с публичной лекцией, в которой требовал амнистии революционеров, привлеченных царским правительством по процессу об убийстве Александра II; в связи с этим выступлением был вынужден навсегда оставить свою университетскую деятельность и заняться исключительно литературой и публицистикой.

    Философские взгляды Соловьева В. С. носили религиозно-идеалистический характер. Глубокая религиозность и мистическая настроенность рано овладевают душой Владимира Сергеевича и уже к 20 годам получают законченное выражение в его магистерской диссертации. Он критикует И. Канта и Г. Гегеля за то, что они слишком много говорят о разуме и недостаточное внимание уделяют вере, и, наоборот, положительно оценивает сочетание философии и мистики в трудах А. Шопенгауэра и Э. Гартмана. Высшей целью умственного развития человечества Соловьёв считает синтез науки, философии и религии, поэтому его книга «Оправдание добра» (1897), которую Владимир Сергеевич считает важнейшей из всего им написанного, начинается словами: «Оправдать веру наших отцов, возведя ее на новую ступень разумного сознания, показать, как эта древняя вера, освобожденная от оков местного обособления и народного самолюбия, совпадает с вечною и вселенскою истиною,— вот общая задача моего труда». Эта задача лежит в основе большинства трудов критика по теории богословия, истории христианства и других религий:

    «Религиозные основы жизни» (1884);

    «Догматическое развитие церкви в связи с вопросом о соединении церквей» (1886);

    «История и будущность теократии» (1887);

    «Магомет, его жизнь и религиозное учение» >(1896) и так далее.

    Таким образом, в 80-х гг. окончательно складывается религиозно-богословская доктрина Владимира Сергеевича, и он выступает с проповедью всемирно-теократической христианской монархии, то есть объединения восточной и западной церкви под руководством папского престола и российского самодержавия. В осуществлении этой реакционной идеи он видел «историческую миссию русского народа».

    С религиозно-христианским мировоззрением Соловьева тесно связаны и его этические и эстетические взгляды. В основе его статей:

    «Первый шаг к положительной эстетике» («Вестник Европы», 1894, № 1),

    «О лирической поэзии» («Русское обозрение», 1890, № 12),

    «Смысл любви» («Вопросы философии и психологии», 1892, № 14 и 15; 1893, № 17; 1894, № 21) и так далее —

    лежит убеждение, что о нравственности и красоте нельзя говорить без признания религиозного начала. Первые публицистические статьи Владимира Сергеевича были напечатаны в газете «Русь» И. С. Аксакова в начале 80-х гг. XIX века и касались преимущественно церковных вопросов. Впоследствии статьи Соловьева стали появляться также в «Русской мысли», «Вестнике Европы», «Русских ведомостях», «Книжках «Недели» и так далее.

    Последнее публицистическое произведение Владимира Сергеевича «Три разговора» («Книжки «Недели», 1899 и 1900, отд. изд. 1900), в котором он хотел разрешить вопрос «о смысле истории с трех различных точек зрения — религиозно-бытовой, культурно-прогрессивной и, безусловно-религиозной», явилось как бы религиозно-философским завещанием поэта.

    Как поэт и критик Соловьёв оказал влияние на всю русскую символистскую поэзию и критику конца XIX — начала XX века, хотя сам отрицал символизм.

    Из критических работ наибольшую известность получили «Три речи в память Достоевского» (1884), в которых он, целиком превращая писателя в религиозного мыслителя, считает, что творчество Достоевского — новый этап в развитии христианства, а сам Достоевский — божий пророк, сказавший после Христа новое слово.

    В литературно-критическом плане особенно привлекала Владимира Сергеевича русская лирическая поэзия XIX века. Из широко задуманной им монографии о Пушкине увидела свет только первая часть («Вестник Европы», 1899, № 12). Высоко оценивая творчество русских поэтов, верных пушкинским традициям, Владимир Сергеевич написал этюды о поэзии Тютчева («Вестник Европы», 1895, кн. 4), А. Толстого («Вестник Европы», 1895, кн. 5), Фета («Русское обозрение», 1890, № 12), Случевского («Космополис», 1897, т. VI, № 4), Полонского («Нива», 1896, № 2 и 6) и так далее.

    В своих собственных стихотворениях («Стихотворения», М., 1891; изд. 3, доп., Пб., 1900) является по преимуществу лириком, поэтом внутренних чувств, хотя часто их прикрывает христианская мистика.

    Умер - [19(31).VII.1900], селе Узкое, под Москвой.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100