Случевский Константин Константинович

Дата публикации или обновления 05.01.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Случевский Константин Константинович родился 26.VII(7.VIII).1837 г. в Петербурге в семье видного чиновника, сенатора — поэт.

    Воспитание получил в 1-м кадетском корпусе, который окончил с отличием в 1855, и был зачислен прапорщиком в лейб-гвардии Семеновский полк, откуда перешел в 1-й стрелковый батальон, где прослужил около двух лет.

    В 1859 поступил в академию Генерального штаба.

    В в 1860 вышел в отставку и уехал за границу учиться. В Париже посещал лекции в Сорбонне, в Германии продолжал учиться в университетах Берлина, Лейпцига и Гейдельберга; в последнем получил степень доктора философии.

    В 1866, вернувшись на родину, поступил на службу в Главное управление по делам печати.

    В 1874 перешел в министерство государственных имуществ.

    В 1891 —1902 был редактором официального органа правительства — газеты «Правительственный вестник».

    Последние годы жизни состоял членом совета министра внутренних дел, членом Ученого комитета министерства народного просвещения и получил придворное звание гофмейстера.

    В 1857 напечатаны первые стихотворения в «Общезанимательном вестнике» (№ 3, 9, 11) без подписи автора. Появляются его переводы из Байрона, Гюго и Барбье, подписанные: К. С. и К. С—чевский. Затем он много печатается на страницах журнала «Иллюстрация».

    Большую роль в литературной судьбе Случевского сыграл известный в то время критик Аполлон Григорьев, который познакомил И. С. Тургенева со стихами начинающего поэта. В стихах поэта Тургеневу показались «зародыши великого таланта», и при его содействии в январском номере «Современника» за 1860 были опубликованы стихотворения:

    «На кладбище»,

    «Ходит ветер избочась...»,

    «Статуя».

    Стихи были замечены читателями и одновременно стали предметом нападок со стороны критики. Особенно острой журнальная полемика стала после статьи Аполлона Григорьева «Беседа с Иваном Ивановичем о современной нашей словесности и о многих других вызывающих на размышление предметах» («Сын Отечества», 1860, № 6). Автор поставил Константина Константиновича рядом с Лермонтовым и объявил его талант более сильным, чем талант Фета, Полонского, Майкова и даже Тютчева. В ответ на это сатирический журнал «Искра» в августовском номере 1860 поместил полемическую реплику В. Курочкина, под псевдонимом П. Знаменский, и пародию Н. Л. Гнута (Ломана), в которых рискованный характер образов, своеобразный склад языка Случевского были подвергнуты резкому осмеянию. В течение целого года поэзия Константина Константиновича была объектом насмешек и пародий в «Искре»; с особо злой и острой пародией выступил Н. А. Добролюбов в «Свистке» на стихотворение поэта «Мои желания».

    Резкая критика была воспринята поэтом болезненно, и стихи его не появлялись в печати до начала 70-х гг. Вернувшись из-за границы, он выступил с циклом статей «Явления русской жизни под критикою эстетики» (1866—67), направленных против современной прогрессивной демократической критики. Содержание и тон этих статей вызвали резко отрицательную оценку в передовых кругах.

    В 1871 Случевский вновь появляется в печати в журнале «Всемирная иллюстрация» под псевдонимом П. Телепнев либо анонимно. Затем его пьесы, стихи появляются за его подписью в благотворительных сборниках «Складчина», «Братская помочь».

    Регулярно он начал печататься в журналах «Русский вестник», «Новое время», больше всего в «Русской мысли» и «Книжках «Недели».

    В течение 80—90-х гг. появляется ряд прозаических произведений Случевского К. К.:

    «Виртуозы» (1882),

    «Застрельщики» (1883),

    «Тридцать три рассказа» (1887),

    «Профессор бессмертия» (1892),

    «Исторические картинки и разные рассказы» (1894),

    печатаются географо-этнографические труды, результат путешествий по России в 1884—88,

    три тома «По северу России» (1888),

    два тома «По северо-западу России» (1897).

    Первое собрание стихотворений автора в четырех книгах вышло в свет в 1880—90-х гг., но в критике они не стали событием. Успех к поэту пришел в конце жизни, особенно его имя стало популярным в Петербурге, где в доме поэта с 1898 стали устраиваться так называемые «пятницы», явившиеся продолжением «пятниц» Я. Полонского. «Пятницы» Случевского были своеобразным поэтическим центром, на них приходили молодые поэты со своими первыми стихами. Чтение новых стихов, обсуждения их, рефераты о поэтах были характерны для участников «пятниц».

    Поэзия Константина Константиновича поражает разнообразием своего содержания. Однако угловатость формы, непесенный, немелодичный стих, отсутствие «красивости», характерной для поэзии 50-х гг., вызвали отрицательную оценку современников. Между тем «прозаизмы» поэта— признак особой художественной системы, он сделал попытку вырваться из традиционной «красивости» и смысловой гладкости лирической поэзии своего времени. Яркая образность, глубина проникновения, точность деталей сочетаются у Случевского с импрессионистической манерой описания.

    Для поэта характерно стремление к философскому отвлеченному мышлению. Он много писал о своем внутреннем мире, который служил ему источником глубоких переживаний. В то же время географо-этнографические очерки, целые циклы стихов («Мурманские отголоски») проникнуты пристальным вниманием к внешнему миру, не только к природе, но и к миру общественных отношений. Ряд стихотворений («В немецком замке», «После казни в Женеве») показывает, что поэт остро чувствовал социальное неблагополучие современной ему действительности. Он остро ощущал неблагополучие и несправедливость существующих общественных отношений, но это чувство не приводило его к революционным выводам. Поэзия Случевского К.К. глубоко пессимистична, на человеческую историю он смотрел как на роковую цепь жестокостей и несправедливостей.

    Природа в лирике поэта играет большую роль. Она связана с бытом живущего в ней человека. Описания природы колоритны и сочны. Склад языка стихотворений Константина Константиновича о природе своеобразен, это склад чисто народный, русский, выдержанный в своей самобытности, поэт часто пользуется разговорными оборотами, характерными для описываемой местности. Глубокое своеобразие определило роль поэзии Случевского, которая была, несомненно, новаторской по отношению к традициям лирики конца XIX в.

    Умер 25.IX(8.X).1904 г. в Петербурге.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100