Слепушкин Фёдор Никифорович

Дата публикации или обновления 05.01.2017
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Слепушкин Фёдор Никифорович родился в 1783 г. в Романовском уезде Ярославской губернии в семье крепостного крестьянина - поэт.

    Грамоте выучился у отца. Девятилетним сиротой пошел служить по оброку в «люди» — был сидельцем в лавке, трудился в 16 лет на мельнице в деревне. Здесь ему изувечило руку.

    В начале 1820-х гг. переселился в Петербург, стал мелким торговцем.

    С 1820 жил в селе Рыбацком на Неве.

    В 1823 опубликовал в журнале «Отечественные записки» свои басни, очень понравившиеся издателю журнала П. П. Свиньину, который вместе с журналистом и детским писателем Б. М. Федоровым с помощью придворных кругов содействовал выкупу Федора Никифоровича из крепостной неволи.

    Кончил жизнь Слепушкин Ф. Н. заводчиком и купцом 3-й гильдии.

    В 1826 вышел первый сборник его стихов «Досуги сельского жителя», в значительной мере посвященный идиллическому изображению «благоденствия» крестьянской жизни, естественно, был весьма сочувственно встречен в официальных кругах. Поэт был награжден золотой медалью Российской академии и благодарностью царской семьи.

    Литературный дебют Слепушкина не прошел мимо внимания Пушкина, который писал Дельвигу: «...пошлите ему от меня экземпляр Руслана и моих Стихотворений — с тем, чтобы он мне не подражал, а продолжал идти своею дорогой» (Полн. собр. соч., т. XIII, 263).

    В 1830 вышла поэма «Четыре времени года русского поселянина».

    В 1834 — сборник «Новые досуги сельского жителя».

    Поэзию Федора Никифоровича отличают, с одной стороны, весьма заурядные перепевы дворянской салонной лирики, близкой к сентиментализму, а с другой — любование мнимой безмятежностью и довольством крестьянской жизни. Основной тон его стихов, посвященных деревне,— умиление и безудержный восторг при полном отсутствии темы тяжести подневольного положения и протеста против рабского труда. Даже естественные для поэта-крестьянина просторечные выражения гораздо ближе у Слепушкина к искусственной стилизации сентименталистов, чем к знакомой, видимо, ему поэтике устного народного творчества.

    Тематически стихотворения его, касающиеся крестьянской жизни, представляют идиллические картины деревенского быта, где каждая деталь («самый дым для нас, родные, много делает добра») должна засвидетельствовать счастливое времяпрепровождение и обстановку деревенской жизни. Заметны у Слепушкина и тенденции прославить терпение, пассивность и смирение крестьян при восхвалении их домовитости и примитивной житейской морали.

    Такое сочетание в поэте из крестьянской среды существенного жизненного опыта, тяжелого крепостного детства и полного его игнорирования в творчестве вызывало недоумение прогрессивных критиков. Н. Полевой полагал, что Слепушкин Ф.Н., «родившись в сельском быту, почти не был селянином и едва ли мог любить сельскую жизнь, с молодых лет живя подле Петербурга и занимаясь мелочной торговлей... Самое исполнение его стихотворений отзывается чем-то чуждым и как будто не крестьянской рукой». Ложному направлению таланта Слепушкина, помимо биографических обстоятельств, отмеченных Полевым, немало способствовала и лесть, расточаемая поэту придворными кругами, почувствовавшими идейную слабость поэта-самоучки.

    В. Г. Белинский резко отозвался о поэзии Слепушкина Федора Никифоровича, считая ее «декоративной и лживой» и утверждая, что «крестьяне поэта похожи на тех крестьян и крестьянок, которые пляшут в дивертисментах на сцене театра» (Полн. собр. соч., т. IV, с. 156—161).

    Умер 12(24).VI.1848 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100