Шевырёв Степан Петрович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Шевырёв Степан Петрович родился 18(30).X.1806 г. в Саратове в дворянской семье — поэт, критик, историк литературы.
В 1818 поступил в Благородный пансион при Московском университете, после окончания которого (1822) занимался философией Шеллинга, изучал немецких романтиков, переводил Платона, Лукиана и других античных авторов. Некоторое время посещал «педагогические беседы» А. Ф. Мерзлякова и слушал лекции профессора И. И. Давыдова и М. Т. Каченовского в Московском университете.
В 1823 Степан Петрович определяется в Московский архив министерства иностранных дел, где сближается с московскими любомудрами (бр. Киреевские, бр. Веневитиновы и других). Он участвует в литературном кружке С. Е. Раича, выступая с переводами и оригинальными стихами. Идеи Шеллинга оказали влияние на выработку его мировоззрения и его теоретических взглядов на литературу и искусство.
В 1825 вместе с В. П. Титовым и Н. А. Мельгуновым переводит книгу Тика и Вакенродера «Об искусстве и художниках» (1826). В эти годы Шевырёв много занимается поэтическим творчеством. Он сотрудничает в альманахах «Урания», «Северные цветы», «Северная лира». Его стихотворение «Я есмь» (1825) было отмечено А. С. Пушкиным.
С основания «Московского вестника» (1827) Шевырёв становится ближайшим помощником издателя Погодина, печатает стихотворения и переводы (преимущественно из Ф. Шиллера), литературно-критические статьи, направленные главным образом против Ф. В. Булгарина и Н. А. Полевого.
В 1829 Степан Петрович выехал за границу в качестве воспитателя сына княгини 3. А. Волконской, литературный салон которой он усердно посещал. В Италии Шевырёв занимался классической философией, историей искусства, историей средних веков, изучал итальянский, испанский и английский языки. Его произведения в эти годы печатались в «Галатее», «Московском вестнике», «Литературной газете» и других периодических изданиях. В «Телескопе» он опубликовал свое рассуждение «О возможности ввести итальянскую октаву в русское стихосложение» (1831).
Вернувшись из-за границы (1832), Шевырёв, при содействии С. С. Уварова, поступает в Московский университет, заняв место адъюнкта на кафедре истории русской литературы.
В 1833 он представил в качестве магистерской диссертации исследование «Дант и его век» (1833—34).
В 1834 приступил к чтению лекций, которые были посвящены всеобщей истории поэзии («История поэзии», 1835) и теории поэзии («Теория поэзии в историческом ее развитии у древних и новых народов», 1836; представлена в качестве докторской диссертации). Позднее предметом его университетских курсов была история русской словесности, преимущественно древней («Общее обозрение русской словесности», 1837; «Чтения по истории русской словесности», т. 1, 1845; т. 2, 1846; т. 3, 1858; т. 4, 1860). Шевырёв подходил к литературе исторически, рассматривая ее в эволюционном развитии.
С 1837 Шевырёв Степан Петрович - экстраординарный профессор университета.
В 1830-е гг. Шевырёв продолжает выступать с литературно-критическими статьями и обзорами.
В 1835—37 он становится ведущим критиком «Московского наблюдателя». Выступая против «торгового» направления в литературе, которое осуждали лучшие русские писатели 30-х гг., он вместе с тем отрицал прогрессивное значение романа и повести как ведущих жанров в литературе 30-х гг. («Словесность и торговля», 1835; «Брамбеус и юная словесность», 1835).
Против Шевырёва резко выступал Белинский, защищая передовую русскую литературу. Вместе с Погодиным поэт становится во главе журнала «Москвитянин» (1841—45), публикует в нем литературно- критические статьи, выдержанные в духе официальной народности, и прочно оседает в лагере реакции. Прочитанный им в 1844—45 курс лекций по истории русской словесности, направленный против идей западничества, вызвал одобрение лишь в славянофильских кругах. Обостряются его отношения с передовыми профессорами университета.
В 1852 Шевырёв был избран академиком, однако его служебная карьера в 1857 прерывается. Он был уволен из университета за спор, перешедший в драку с гражданином А. Бобринским.
Степан Петрович выехал за границу и в Россию уже не вернулся.
В 1861 он прочел во Флоренции курс по истории русской литературы («Storia della litteratura russa», 1862), а в 1862 читал этот же курс в Париже («Лекции о русской литературе, читанные в Париже в 1862 г.», 1884).
Социальные позиции Шевырёва во многом были родственны славянофильским. Уже в статье «Взгляд русского на образование Европы» (1841) он пишет о противоположности начал России и Запада и утверждает, что спасение Европы зависит от торжества национальных русских начал: православия, самодержавия и народности. С позиций официальной народности подходил Шевырёв и к оценке литературных произведений. Он обвинял Белинского в отрицательном влиянии на русскую литературу и видел в произведениях писателей, группирующихся вокруг Белинского, глубокое падение искусства («Очерки современной русской словесности», 1848). Выступая против критического направления в русской литературе, Степан Петрович требовал, чтобы писатель, изображая пороки общества, относился бы к ним как к недоразумению, вызывающему смех («Теория смешного, с применением к русской комедии», 1851). Он отрицал в творчестве Пушкина («Москвитянин», 1841, № 9) связь с декабризмом и критическим направлением в русской литературе. В то же время он проводил мысль о незавершенности и эскизности произведений Пушкина.
В статьях о М. Ю. Лермонтове («Москвитянин», 1841, № 1 и 4) Шевырёв отказывал ему в оригинальности таланта, призывал его обратиться к лирике «вдохновенных прозрений», «возносящихся над всем существенным».
Юмор Гоголя он толковал как безвредный и простодушный, пытаясь приглушить глубину и остроту гоголевской сатиры.
Лучшими лириками современности Шевырёв С.П. считал А. С. Хомякова и Н. М. Языкова, среди прозаиков он выделял М. Н. Загоскина и А. Ф. Вельтмана. Русская литература 40-х гг. представлялась Шевырёву литературой глубокого упадка, для подъема которой надо порвать с «тлетворным» влиянием Белинского и «натуральной школы» и обратиться к началам православия, самодержавия и народности.
Писать стихи он начал в Благородном пансионе.
В 1820 впервые выступил в печати, опубликовав в альманахе «Каллиопа» стихотворение «К друзьям».
Во 2-й половине 20-х гг. Шевырёв заявляет о себе как поэт-новатор, стремящийся создать философскую поэзию. Он сосредоточивает внимание не на музыкальной легкости гармонического стиха, а на его идейном содержании. Идейный мир поэзии Шевырёва восходит к немецкому романтизму, «философии откровения» Шеллинга. Особенно характерны в этом отношении его стихи, посвященные единству человека и природы. Человек в поэзии Шевырёва— скрещение небесных и земных начал.
Он стремится к небесному свету всеми силами своего духа («Сила духа», 1825). Это тяготение к потустороннему миру нашло отражение в его лирических произведениях о ночи, которая для Шевырёва— открытое слияние человека и мира, проникновение его в мировую тайну(«Стансы», 1828;
«Ночь», 1828;
«Ночь», 1829.
Бессмертие творческой мысли — излюбленная идея Шевырёва(«Мысль»,1828;
«Два духа», 1829;
«Храм Пестума», 1829;
«Педантам- изыскателям», 1830.
Мысль, воплощенная в произведениях искусства или высоких подвигах, бессмертна, потому великие произведения прошлого не поддаются забвению («Стансы Риму», 1829).
Стремясь создать «поэзию мысли», Степан Петрович выступает против гладкости и плавности поэтической речи, которая, по его мнению, заслоняет мысль. Усложненность стиля, по мнению Шевырёва С.П.,— необходимое условие стиха «голых и простых» мыслей. Поэт пытался осуществить и реформу самого русского стиха. Седьмую песню «Освобожденного Иерусалима» Торквато Тассо он переводит в октавах, широко применяя ритмические перебои. Отказываясь от симметрического расположения мужских и женских рифм в строфе, Шевырёв вводит в октавы дактилические рифмы и так далее.
Лучшие стихи Шевырёва Степана Петровича прочно вошли в историю русской поэзии.
Умер 8(20).V.1864 г. в Париже.