Ростопчина Евдокия Петровна

Дата публикации или обновления 05.01.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Ростопчина Евдокия Петровна родилась 23.XII.1811(4.I.1812) г. в Москве — поэтесса, прозаик и драматург.

    Урожденная Сушкова, Евдокия Петровна, рано потеряв мать, воспитывалась в доме деда с материнской стороны И. А. Пашкова, не следившего за воспитанием Евдокии, но создавшего все условия для ее образования. Уже девочкой Ростопчина знала немало иностранных языков, увлекалась литературой, предпочитая романтические стихи Шиллера, Жуковского, Байрона. Рано начала складывать стихи, и знавший ее Вяземский, не спросив Ростопчину, напечатал в «Северных цветах» ее стихотворение «Талисман», высоко оцененное Пушкиным и Жуковским.

    О дружеском отзыве Пушкина и одобрении ее поэзии Евдокия Петровна рассказала в стихотворении «Две встречи», запечатлевшем с редкой психологической проницательностью ясный душевны облик Пушкина, полного дружественности и участия к судьбе юной начинающей поэтессы. Однако в доме родных не одобряли ее занятий поэзией, и Ростопчина не решалась печататься до выхода замуж.

    В 1833 она приняла предложение графа А. Ф. Ростопчина, сына московского главнокомандующего, и ее стихи стали появляться в различных журналах— «Современнике», «Отечественных записках», «Сыне Отечества», «Библиотеке для чтения», «Москвитянине». Выходили при жизни и сборники ее стихов (1841, 1856—59).

    До нас почти не дошли ранние стихи Евдокия Петровна Ростопчиной, которые она «под говор музыки, украдкой, дрожа..., без искусства ему (Пушкину)... шептала». Но по сохранившемуся «Посланию к страдальцам» (1827), где воспевается подвиг декабристов в гневных, сочувственно пламенных стихах, можно судить о присутствии в ее ранней поэзии мотивов прогрессивного содержания и свободолюбивых призывов, оправдывающих характеристику ее стихов Огаревым, находившим в них «свободы гордый гений».

    В 1841 вышел первый сборник ее стихов он показал первоклассное умение Ростопчиной выразить глубокие и сложные чувства и переживания, следить за развитием и переходами душевных движений, способность улавливать тончайшие перемены настроения.

    Но Белинский, одобрительно отозвавшийся о стихах Евдокия Петровна, в то же время выразил недовольство «прикованностью» поэзии Ростопчиной «к балу», к салонному облику главной лирической героини ее стихов, подчеркнуто афишированному признанию: «Я только женщина, — гордиться тем готова, я бал люблю!., отдайте балы мне!» Другие же стихи, по мнению Белинского, «не чужды поэтического вдохновения, дышат не одним умом, но и глубоким чувством».

    В 1846 уехавшая в Италию Евдокия Петровна Ростопчина написала балладу «Насильный брак», в которой совершенно явственно угадывалась политическая ситуация, символизировавшая Ростопчину — угнетение Польши Николаем I. Мстительный царь не забывал Ростопчину Е.П. ее «прегрешения» до конца своих дней.

    К особенностям Ростопчиной как поэта следует отнести использование гражданских мотивов многих стихотворений Лермонтова. Однако она разрабатывает их исключительно в плане психологическом, опуская социальную заостренность, присущую Лермонтову. Так, сверкающая гневным сарказмом «Дума» (1838) своеобразно отражается в лирической исповеди Ростопчиной «Болезни века» (1848). Вообще жанр душевного лирического признания, исповеди был не только ведущим в её поэзии, но и лучшие образцы ее стихов принадлежат именно к этому виду лирической поэзии, в котором она чувствовала себя легко и спокойно.

    Проза Ростопчиной Евдокии Петровны носит сугубо салонный характер и посвящена внутренним сторонам жизни обитателей богатых и знатных домов. Больше других читались ее романы «Счастливая женщина» и «У пристани». Ситуация, сходная с темой «Анны Карениной», встречается в первой повести, но отдельные, предваряющие Толстого психологические наблюдения тонут в банальных положениях и слишком легком разрешении конфликта.

    Значение начавшегося в 50-х гг. сближения Ростопчиной со славянофилами не следует преувеличивать. В своем драматическом разговоре в стихах «Возврат Чацкого, или Встреча знакомых лиц после двадцатипятилетней разлуки», продолжающем «Горе от ума» Грибоедова, Ростопчина Е.П. устами Чацкого одинаково осуждает «крайности» славянофилов и западников, держась весьма умеренно консервативной середины, заключающейся в общественном труде по исправлению отдельных неустройств общественного и частного быта царской России.

    Умерла 3(15).XII.1858 г. в Москве.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100