Прокопович Феофан

Дата публикации или обновления 12.02.2017
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Прокопович Феофан родился в 1681 г. в Киеве в семье мелкого торговца, умер 8(19).IX.1736 г. в Петербурге.

    Прокопович Феофан — видный деятель культуры Петровской эпохи, оратор, поэт, драматург и теоретик литературы.

    Светское имя его Елеазар. В раннем детстве, потеряв отца, перешел на воспитание его дяди — наместника Киевского братского монастыря и ректора Киево-Могилянской академии, имя которого — Феофан Прокопович — взял себе при пострижении в православное монашество. Получил прекрасное образование, последовательно пройдя курс наук в польской униатской школе, в римской католической коллегии св. Афанасия, где наряду с духовными предметами серьезно увлекался изучением философии, римской и греческой классики, знакомился с памятниками архитектуры и живописи.

    Пройдя большую школу католического богословия, Прокопович Ф., вернувшись в православие, тем не менее выступал за решительное подчинение богословской догмы и церковной практики светским государственным интересам. В противостоянии двух сил — церкви и государства — он без колебаний стал на сторону государства, проводя у нас идеи Ренессанса и Реформации.

    В такой позиции русского церковника не было особенного противоречия, ибо именно в практике русской православной церкви выразилось и оформилось течение, признававшее приоритет и главенствующую роль централизованного государственного управления страной. Здоровый критический дух, рационализм мышления Прокопович характеризуют начавшееся после возвращения его из-за границы преподавание в Киевской академии. Уже в первом курсе составленной им пиитики он рекомендует учиться искусству поэзии у Гомера, Горация, Вергилия и полагаться на здравый смысл и естественность, избегая увлечения чисто словесными ухищрениями, лишенными живого содержания.

    В 1706 стал преподавателем риторики и создал учебник, написанный, как и первое его учебное руководство по поэтике, на латинском языке. Ратуя за естественность и живость ораторских выступлений, Прокопович тщательно исследует виды и жанры проповеди не только духовной, но и гражданской тематики, а в своем подразделении ораторского слога на высокий, средний и низкий в значительной мере предвосхитил Ломоносова.

    Теоретические взгляды его на природу ораторского искусства отразились и в его собственной проповеднической практике.

    В 1706 Прокопович Феофан обратил на себя внимание Петра I, который выслушал речь оратора, обращенную к царю и в торжественных, но безыскусственных выражениях прославлявшую ратные подвиги и просвещенные взгляды Петра. Огромная его образованность позволяла ему ввести ряд новых курсов в академии — физику, арифметику и геометрию, придав тем самым известное естественнонаучное обоснование читавшемуся им же курсу общей философии.

    В 1709, вскоре после победы под Полтавой, Феофан вновь выступил с блестящей речью-проповедью в присутствии Петра, в сильных и энергичных выражениях прославляя политическое значение победоносного сражения.

    В 1710 Прокопович Феофан был назначен игуменом Киевского братского монастыря и ректором академии. Руководство лучшими учебными заведениями Южной Руси сочеталось у него с серьезной разработкой ряда философских проблем, внешне связанных с догматическим богословием, но во многих случаях представляющих полемические отклики Прокопович на злободневные политические вопросы его времени. Петр I высоко ценил рационалистический склад мысли Феофана, его борьбу с застойными церковными традициями, его начитанность и яркий публицистический талант.

    В 1715 Петр вызывает его в Петербург, куда тот прибыл из-за болезни лишь в 1716. Он часто выступает с проповедями, посвященными государственному строительству и реформам Петра, настойчиво популяризируя различные петровские указы и распоряжения, хваля Петра, который «деревянную обрете Россию, а сотвори златую».

    В 1718 6 апреля в связи с делом царевича Алексея Прокопович произнес «Слово о власти и чести царской», означавшее его открытую борьбу с теми церковными кругами, которые злобное неприятие петровских реформ маскировали богословскими рассуждениями о превосходстве церковной власти над светской.

    В 1718 2 июня был посвящен в епископы, получил псковскую кафедру, но оставался в Петербурге деятельным сотрудником и помощником Петра. Он выступает с проповедями, создает учебники, руководит изданием и переводами книг, участвует в работе над морским уставом.

    В 1720 был написан для предполагавшегося высшего церковного совета — Синода, учреждаемого взамен патриаршества, «Духовный регламент», определявший не только устройство церковных дел, но и ставивший задачей борьбу с суевериями, необходимость просвещения народа, усиление роли светских наук в системе обучения. Прокопович создал даже «Первое учение отроком» — букварь с присоединением церковно-поучительного материала. Страстно и ярко призывал он к внедрению нового в общественную и частную практику русских людей:

    «Не оный ли безумный упрямым и безответным обычный ответ: дело новое?

    О скудного и окаянного суесловия!

    Аще бы и новое се дело, что же самая новость вредит?..

    Зло — и старое зло есть; добро — и новое добро есть.

    Разве бы еще сказал кто, что дело сие у нас не бывало.

    Хотя бы и не бывало — что противно?

    Первое явилося огненное оружие у прочих народов, нежели у нас; но если бы и к нам оное доселе не пришло,— что бы было и где бы уже была Россия?

    Тожде разумей и о книжной типографии, о архитектуре, о прочих честных учениях.

    Разумный есть и человек и народ, который не стыдится перенимать доброе от других и чуждых; безумный же и смеха достойный, который своего и худого отстать, чужого же и доброго принять не хощет».

    После смерти Петра положение поэта могло сильно измениться; брали верх именно те церковные круги, против которых он так резко выступал в петровское время. Но большой политический опыт, сочетаемый, правда, с беззастенчивым использованием любых средств в борьбе с идейными противниками, позволил ему не только удержаться при различных правителях, но и содействовать проведению в жизнь основной своей цели — обновить Россию в соответствии с требованиями европейского прогресса.

    Наибольший интерес, помимо ораторских произведений, представляют драматургия и стихотворство Прокопович Феофана.

    В 1705 ученики Прокопович Ф. разыграли в академии его трагикомедию «Владимир». Сюжет произведения — выбор князем Владимиром христианства в качестве государственной религии и его борьба с невежественными и корыстолюбивыми защитниками прежней веры — жрецами. Воспроизводя эпизод далекого прошлого, трагикомедия его тем не менее ясно ассоциировалась с преобразовательной деятельностью Петра и его борьбой с консервативным духовенством, упорно цеплявшимся за старое. Публицистичность пьесы, ее политическая направленность несомненны. Трагикомедия «Владимир», при известной схематичности построения и следовании устоявшимся традициям школьной драмы, представляет собой в то же время во многом новаторское произведение в русской драматургии.

    В пьесе изображается сложная внутренняя борьба Владимира, размышляющего по поводу серьезного решения, привлекающего весь свой жизненный опыт в период душевного кризиса. Это придает драматизм пьесе.

    Соединение же серьезного и комического, вообще-то не новое в практике драматургии того времени, своеобразно у Прокопович в том отношении, что, в отличие от традиционного введения комического в одну часть пьесы, во «Владимире» комические персонажи и ситуации проведены по всей пьесе. Отсюда и жанровое своеобразие «Владимира», выраженное названием «трагедокомедия». К драматическим опытам Феофана Прокопович, написанным силлабическим тринадцатисложником с некоторыми особенностями (частые переносы и т. д.), относятся и его «Разговоры», где он высмеивает невежество, косность, отсталость.

    В течение всей творческой жизни Феофан писал стихи на латинском, польском и русском языках.

    Среди русских стихов его наиболее традиционную часть составляют оды в честь знатных особ и похвальные панегирические стихи, прославляющие петровские победы. В «Епиникионе» (отпечатанном на латинском, русском и польском языках) он воспел Полтавскую битву. Особый интерес представляет приближение Прокопович в отдельных стихотворениях силлабики к тоническому стиху. Большинство строк стихотворения, посвященного битве с турками в 1711, может быть сведено к хореическому размеру. Большое количество стихов Прокопович посвятил императрице Анне, часто переводя латинский оригинал на русский язык.

    После опубликования первой сатиры Кантемира «К уму своему» он написал замечательное послание, в котором с большим поэтическим подъемом выразил свое накипевшее возмущение против тех реакционных сил, которые после смерти Петра I противились всему тому, что связано было с его реформами.

    Стихотворство поэта разнообразно по жанрам — от торжественной оды до шуточных стихов. У него был незаурядный поэтический талант, хорошее чутье мелодии стиха, чувство инструментовки. Он обладал не только замечательным литературным даром, притягивавшим к нему лучших деятелей культуры петровского времени и последующих времен, но и незаурядным организаторским даром, позволившим ему объединить разрозненные усилия единомышленников, на которых после смерти Петра обрушилась реакция, и в сильной степени поддержать петровский дух в русской культуре и литературе 30-х гг. XVIII в.

    В. Г. Белинский высоко ставил культурную деятельность Феофана Прокопович, называл его «одним из птенцов его (Петра) орлиного гнезда» и высказывал пожелание, что «труды таких людей очень стоили бы другого издания» (Полн. собр. соч., т. VIII, с.)

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100