Потехин Алексей Антипович

Дата публикации или обновления 05.01.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Потехин Алексей Антипович родился 1(13).VII.1829 г. в городе Кинешме Костромской губернии в семье мелкопоместного дворянина, казначея уездного суда — драматург, писатель.

    Окончил Костромскую гимназию и Ярославский Демидовский лицей. Богатый жизненный опыт (Алексей Антипович был военным, служил чиновником особых поручений при костромском губернаторе, управлял крупными имениями в качестве доверенного лица) нашел впоследствии отражение в произведениях Потехина.

    С 1850 по 1890 Алексей Антипович целиком отдается литературной деятельности. Он сближается с А. Н. Островским и «молодой редакцией» журнала «Москвитянин». Увлекается театром и вместе с Островским борется за проведение театральных реформ. Много писал и пользовался успехом как драматург у современников: его ценили актеры, писатели, критики, широкая публика.

    С 80-х гг. Алексей Антипович занимается преимущественно театральной деятельностью: заведует репертуарной частью Александрийского театра, назначается управляющим драматическими труппами императорских театров, принимает участие в учреждении Общества вспомоществования актерам (впоследствии преобразовано в Русское театральное общество) и в созыве первого съезда русских сценических деятелей.

    В 1900 был избран почетным академиком по отделению изящной словесности.

    В 1850-х гг. публикует статью о русском театре, этнографические очерки о Волге и Кинешме, рассказы и повести из крестьянского быта

    «Тит Софроныч Казанов»,

    «Бурмистр»,

    «Барыня»,

    «Река Керженец».

    В 1852 его очерки провинциальной жизни «Забавы и удовольствия в городке» были напечатаны в «Современнике». Алексей Антипович выступал как прозаик и драматург. Его перу принадлежат романы:

    «Крестьянка» (1853),

    «Крушинский» (1856),

    «Бедные дворяне» (1861),

    «Около денег» (1876),

    «Молодые побеги» (1879).

    В романах писатель стремился показать народную жизнь в разные периоды развития — от крепостничества («Крестьянка») до появления буржуазных отношений и возникновения революционного брожения в среде пролетариев («Около денег», «Молодые побеги»).

    Романы «Крушинский» и «Бедные дворяне» направлены против дворянства и паразитической жизни помещиков.

    Мировоззрение Потехина складывалось в период подготовки реформ, под влиянием славянофильских идей «молодой редакции» журнала «Москвитянин» и кружка Островского. В своих произведениях он всегда оставался на позициях умеренного либерализма и дальше поверхностного обличительства общественного зла не поднимался. Писатель был типичным пятидесятником; реформы 60-х гг. он воспринимал положительно, верил, что у народа появились свобода и определенные права. У Потехина не было той остроты в постановке идейных проблем, которая была характерна для революционных демократов и беллетристов-шестидесятников (Решетникова, Помяловского, Слепцова). Он не только смягчал краски в изображении народной жизни и идеализировал патриархальные отношения, но фактически не понимал эксплуататорской сущности общественных отношений своего времени. И хотя в романе «Молодые побеги» устами учительницы Алены Николаевны Потехин утверждал, что вся «сила в пролетариате, в труде», воплотить эту мысль в живые конкретные формы он так и не смог. Идея и проблемы романов Алексея Антиповича раскрываются в моралистическом плане, интриги и сюжеты ограничиваются узкими рамками семейных, любовных или родственных отношений, даже главные герои лишены цельности, яркой характерности. Его романы растянуты, маловыразительны, многословны, в них преобладает диалогическая форма раскрытия характера.

    Хотя Потехин-романист был весьма плодовит, его романы не выделялись из общего потока либерально-обличительной литературы.

    Одаренность писателя выразилась в драматургии. Его драмы пользовались известностью и принесли автору популярность. Как драматург Алексей Антипович находился под влиянием Гоголя и Островского (перекличка в сюжетах, характерах, сценических ситуациях), но уступал им в остроте постановки идейных проблем, широте взгляда и выразительности характеров. Все его пьесы можно разделить на два цикла: народные драмы

    «Суд людской — не божий»,

    «Чужое добро в прок не идет»,

    «Шуба овечья — душа человечья», написанные преимущественно в дореформенный период.

    И обличительные, тенденциозные комедии 60—70-х гг.

    «Мишура»,

    «Вакантное место»,

    «Новейший оракул»,

    «Отрезанный ломоть»,

    «Виноватые»,

    «В мутной воде»,

    «Выгодное предприятие».

    В народных драмах более всего сказалось влияние славянофильства. Все три драмы назидательны, построены на упрощенном конфликте (нарушение родительской воли; присвоение чужих денег и разложение семьи из-за корысти, зависти; унижение человеческого достоинства из-за неравенства и материальной зависимости). Герои схематично делятся на положительных и отрицательных, все столкновения заканчиваются благополучно: зло наказано, добродетель торжествует. Социальные, экономические, общественные проблемы и противоречия вне поля зрения автора, все сводится к чисто моральным вопросам. Изображая крестьян, Потехин идеализирует их смирение и суеверие, приверженность к религии и т. д. Это особенно характерно для героев драмы «Суд людской — не божий», где религиозные предрассудки, покорность судьбе, всепрощающая кротость представлены как типичные черты национального характера (Матрена, Иван).

    В пьесе «Чужое добро в прок не идет» ярко показано разложение патриархальных устоев в крестьянской семье под влиянием денег и новых буржуазных отношений, но все снова кончается проповедью смирения и кротости (кротость Алексея, раскаяние Михаила), честности и покорности родительской воле. Герои понимают свои заблуждения, осуждают свой «грех» и решают жить по совести и искупить свою вину.

    Высокую оценку в либеральной критике получила пьеса «Шуба овечья — душа человечья». Хотя сюжет пьесы строится на случайном недоразумении, Алексей Антипович ярко обнажает произвол помещицы и бесправное положение простых людей, от нее зависимых. Но и здесь социальный протест подменяется морализацией: зависимость гувернантки от помещицы — результат недоразумения, помещики могут и должны гуманно относиться к людям, и среди дворян есть прекрасные, добрые и справедливые Радугины, которые не считают позором жениться на простых девушках, и тому подобное.

    Н. Г. Чернышевский справедливо заметил, что в основании драмы «лежит мысль фальшивая и эффектированная». Крепостное право, страдания народа и его бесправие, обличение социальных противоречий — все это не нашло отражения в народных драмах Потехина. В них выразился реакционно-романтический славянофильский взгляд автора на народ и его судьбы. Между тем талантливые актеры при постановке пьес на сцене наполняли эти характеры недостающим социальным и психологическим содержанием: пьесы получали новое звучание, прогрессивное, и иногда даже запрещалось дальнейшее их представление. Проблемные, тенденциозные пьесы Алексея Антиповича, содержащие либеральное разоблачение чиновничества, тесно связаны с либерально- обличительной беллетристикой 60-х гг. Если реакционная драматургия воспевала нового либерального чиновника, идеализируя его (Львов, Соллогуб), то Потехин показал полную несостоятельность «новых» чиновников уже в «Мишуре». Добролюбов назвал эту пьесу «нехудожественной, но умной и резкой комедией». В проблемных пьесах писатель стремился показать противоречия нового времени — карьеризм и душевную нечистоплотность, растленность чиновников, глупость и тиранию дворянства, их ненависть к послереформенным порядкам, самодурство и безнравственность провинциальных помпадуров, мошенничество, взяточничество, бюрократизм, чинопочитание в сфере административной деятельности. Эти пьесы не лишены недостатков: в них были длинноты, лишние, случайные персонажи, ненужные сцены. Обычно режиссеры и постановщики в процессе сценического воплощения редактировали пьесы, и в последующих изданиях автор эти моменты учитывал.

    Проблемные пьесы сценичны, в них были удачные персонажи, преимущественно комические, разнообразные характеры, поэтому актеры охотно брали пьесы для своих бенефисов. К сожалению, положительные герои, выражающие авторские идеи, весьма однообразны. Это обычно молодые образованные люди, придерживающиеся либеральных взглядов. Все они сухи, ходульны, дидактичны, даже их фамилии не вызывают уважения — Зайчиков, Козявкин, Демкин, Канюкин. В тенденциозных пьесах преобладают проблемы морально-психологические, события, как правило, ограничены рамками служебных и бытовых отношений. Обличение недостатков ведется в духе либерально - умеренном.

    Умер 16(29).X.1908 г. в Петербурге.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос