Полевой Ксенофонт Алексеевич

Дата публикации или обновления 05.01.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Полевой Ксенофонт Алексеевич родился 20.VII(1.VIII).1801 г. в Иркутске — критик, журналист, книгоиздатель.

    С 1801-11 жил то в Иркутске, то в Симбирске, то в Курске.

    В 1811 вместе со старшим братом приехал в Москву.

    Образование получал, где придется, так как семья много кочевала, а мальчиком он был очень любознательным. Главным примером был старший брат, который и помогал ему самообразовываться.

    С 1825-31 был сотрудником «Московского телеграфа» писал статьи, рецензии, переводы.

    С 1831-1834 работал неофициальным редактором критического отдела в «Московском телеграфе» вместе братом Николаем Алексеевичем Полевым.

    Благодаря деятельности Полевого программа «Московского телеграфа» стала выражаться с еще большей определенностью и прямотой. Ксенофонт Алексеевич

    отстаивал основы системы Кузена, ратовал за теоретическое обоснование эстетических суждений. Но следует признать, что аргументировал он скорее от здравого смысла, как человек, практически уверовавший в необходимость для России буржуазного прогресса и романтического движения, нежели как теоретик, и был еще более поверхностным интерпретатором эклектического учения французского философа, чем Н. Полевой.

    Ксенофонт Алексеевич написал много статей и отзывов в «Московском телеграфе»; на разные темы: о стихотворениях Пушкина, Дельвига, Богданович, драме А. С. Хомякова «Ермак», повести М. П. Погодина «Черная немочь», многотомном сочинении В. Скотта «История Наполеона Бонапарта» и другие. Наиболее важными статьями являются следующие:

    «О русских романах и повестях» (1829, ч. 28, № 14),

    «Взгляд на два обозрения русской словесности 1829 года, помещенные в «Деннице» и «Северных цветах» (1830, ч. 31, № 2),

    «О направлениях и партиях в литературе. Ответ г-ну Катенину» (1833, ч. 51, № 12),и

    «О новом направлении в русской словесности» (1834, ч. 56, № 5).

    Много лет Полевой занимался переводами с французского, книжной торговлей.

    В 1836 вышла в двух частях беллетризованная биография о великом выходце из народа М. В. Ломоносове.

    Ксенофонт Алексеевич ориентируется на среднее сословие, купечество, допуская либеральную критику аристократии, закрывавшей демократическим низам доступ к материальным и духовным ценностям. «Около конца осьмнадцатого столетия, — подчеркивал критик, — начал образовываться у нас класс средних между барином и мужиком существ, то есть тех людей, которые везде составляют истинную, прочную основу государств». В просвещении этих слоев и состоит задача литературы. Любимые герои в русской истории для него были - Минин, Ломоносов, книгоиздатель Новиков.

    Не признавал в литературе образов составленных О. Сомовым и И.Киреевским, за их узкий эмпиризм («библиографическая перекличка»), субъективно-вкусовой подход в оценках и за равнение на «высший свет», «аристократизм». Все это уже обветшало. Эмпирии и аристократизму он противопоставляет «влияние новейшей философии» «обратившейся у нас в критицизм», оценку явлений с позиций единой теории, принципиальной программы.

    Ксенофонт Алексеевич обрушивается на П. Катенина, посетовавшего на царящий в современной литературе дух партий и направлений. Журнал не «складочное место, где всякий может выставлять свое мнение», заявлял Полевой. «Журнал должен быть выражением одного известного рода мнений в литературе», на которое ориентируется публика и которому должен быть верен издатель. «Направлением в литературе называем мы то, часто невидимое для современников, внутреннее стремление литературы, которое дает характер всем, или, по крайней мере, весьма многим произведениям ее в известное данное время... Основанием его в обширном смысле бывает идея современной эпохи...» И партии не должны сводиться к личностям, журнальной перебранке. Они заостренное выражение программ направлений.

    Ксенофонт Алексеевич выступает прямым предшественником Белинского в своих рассуждениях о направлениях и партиях в журналистике и литературе. Это было новое слово в теории литературы, ее методологии. Принцип социальной оценки увенчивал оценку явлений согласно месту, времени их возникновения и национальной характерности.

    Свое романтическое кредо критик выражал в следующих формулах: «Человек прежде всего бывает движим фантазиею», «чувства развиваются в человеке прежде всех других способностей». Он разъяснял Катенину, что у писателя «дарование и ум совершенно различны», не всегда совпадают. Мало одной образованности, нужно еще и вдохновение, мало знать, надо еще и уметь художнически воплотить свой идеал. Полевой изгоняет остатки классицистического рационализма, нормативизма, которые для него синонимы аристократизма.

    Ксенофонт Алексеевич защищал современность в искусстве, против подделок и подражаний, ухода в экзотику и прошлое. Он ради укрепления самобытности русской литературы даже обрушился на сказки Пушкина и Жуковского, усмотрев в них симптом нежелательного «нового направления» в литературе: «Остановитесь! Довольно опытов и неудачных странствований в чужие владения. Будьте русскими не прошедших веков, но настоящего времени».

    Его взгляды отличались узким либерализмом, догматизмом. Он был человеком компромиссов, монархистом, противником революционных методов борьбы за права «среднего сословия». Отрицал даже народный характер войны 1812, приписывая все заслуги и победы Александру I.

    Он не понимал значения а и народности Пушкина, отождествляя великого поэта с «аристократической партией», а «Бориса Годунова» с «Ермаком» Хомякова. Само учение о направлениях и партиях еще страдает у него описательностью, расплывчатостью. Поляков требовал идеализации добродетелей купечества, мещанства, упрекал М. Погодина в «Черной немочи» за мрачные картины.

    С 1835-44 редактировал журнал «Живописное обозрение», продолжал, занимался переводами.

    Его ходатайство о приобретении права на издание «Московского наблюдателя», затем «Библиотеки для чтения» властями было отклонено.

    В 1838 написал биографию баснописца Хемницера, приложенную к собранию его сочинений.

    В 1839 издал "Горе от ума" Грибоедова с предисловием, по личным воспоминаниям издателя о великом поэте.

    В 1849 переехал в Петербург, и сотрудничал с «Санкт-Петербургскими ведомостями», затем с «Северной пчелой».

    В 1856 - 58 издавал собственный иллюстрированный журнал «Живописная русская библиотека». Написал рецензию на "Опыт исторической грамматики" Ф. И. Буслаева

    В 1857 напечатал книжку "Споры о грамматике и языке". Сделался официальным журналистом, не принимавшим деятельности Белинского, Герцена, писателей «натуральной школы».

    С 1860 отошел от литературы.

    В 1861 г. выпустил воспоминания о брате: "Записки о жизни и сочинениях H. A. Полевого".

    В 1888 вышли его мемуары.

    Умер 9(21).IV.1867 г. в имении близ Вязьмы.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100