Плещеев Алексей Николаевич

Дата публикации или обновления 05.01.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Плещеев Алексей Николаевич родился 22.XI(5.XII).1825 г. в Костроме в семье губернского чиновника — поэт.

    Его семья принадлежала к старинной дворянской фамилии. В 1827 отец Алексея Николаевича переводится на службу в Нижний Новгород, где провел свои детские годы и будущий поэт.

    До 13 лет Алексей Николаевич учился дома, где получил хорошее образование и знание иностранных языков.

    В 1839 был отдан в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, где некогда учился и Лермонтов.

    В 1843 поступает на восточный факультет Петербургского университета. Однако предметы, которыми он занимался «без всякой любви», заставляют его покинуть университет, чтобы на свободе заняться «живыми» науками, близкими «к интересам времени» — историей и политэкономией.

    В 1844 появляются первые стихотворения Плещеева, которые он публикует в «Современнике», «Библиотеке для чтения», «Литературной газете».

    В 1846 вышел первый сборник. Поэт звал в них к «доблестному подвигу», верил в «желанный час освобождения» народа из-под ига самодержавия. Он становится членом общества, возглавляемого Петрашевским.

    В 1849 кружок был разгромлен. Алексей Николаевич вместе с другими членами кружка был приговорен к смертной казни, которая в последнюю минуту была заменена солдатчиной и ссылкой. Лишенный «всех прав и состояния», отданный рядовым в Оренбургские линейные батальоны, он почти 10 лет тянул солдатскую лямку.

    В 1858 кончился срок ссылки Плещеева, «бывшему политическому преступнику», был разрешен въезд в столицу, и он поселился в Москве под «секретным», «строжайшим» надзором полиции «без срока»

    В середине 50-х гг. Алексей Николаевич возобновляет прерванную литературную деятельность. Он активный сотрудник «Современника», в 1859— 60 неофициально редактирует газету «Московский вестник».

    В 1858, 1861 и 1863 выходят сборники.

    В 1887, 1898 и 1905 — полное собрание его стихотворений.

    В 1860 и 1896—97 — два тома повестей и рассказов.

    Плещеев издает в эту пору «Повести и рассказы» И. С. Тургенева, семь выпусков полезного пособия для учащихся — «Географические очерки и картины», литературные сборники для детей. Много пишет для театра. Закрытие «Современника», «Русского слова» ставят Плещеева в тяжелое положение, он вынужден служить ревизором Контрольной палаты Московского почтамта.

    С 1867 в связи с возобновлением Некрасовым «Отечественных записок», сотрудничает с журналом.

    В 1872 Алексей Николаевич получил разрешение на въезд в Петербург и стал бессменным секретарем некрасовского журнала, активным его сотрудником.

    С 1877 — заведующим стихотворным отделом. После закрытия «Отечественных записок» вместе с основной группой членов редакции этого журнала перешел в «Северный вестник», где с 1884 по 1890 заведовал стихотворным и беллетристическим отделами. Плещеев заботился об успехе журнала и прилагал много сил, чтобы улучшить его литературно-художественные отделы. Он принимал деятельное участие в работе Литературного фонда, был старшиной Артистического кружка в Москве, организованного Островским, одним из учредителей Общества русских драматургических писателей, председателем Общества сценических деятелей, членом Театрально-литературного комитета, активным участником Общества российской словесности.

    Стихотворения, вошедшие в сборник 1846, привлекли внимание читателей своей общественной направленностью. Испытав сильное воздействие Пушкина, Лермонтова, Огарева, Алексей Николаевич продолжал традиции гражданской лирики.

    Его стихотворение «Вперед! без страха и сомненья...» было программным для петрашевцев. Прозванное «русской Марсельезой», оно звучало на митингах и маевках и стало песней рабочих, которую пели в канун революции.

    Не меньшей популярностью пользовалось стихотворение «По чувствам братья мы с тобой», которое до недавнего времени приписывали то Добролюбову, то Рылееву. Призывавшее к бесстрашию, оно способствовало сплочению передовых людей, было любимейшим в семье Ульяновых. Стихи поэта оказали огромное воздействие как на современников поэта, так и на последующие поколения.

    Ни арест, ни солдатчина, ни ссылка не сломили убеждений поэта, страстного последователя идей Белинского, его стремления честного служения своей музой обществу. Еще находясь в ссылке, Плещеев внимательно следит за деятельностью Чернышевского, Добролюбова, Некрасова. В первых же стихотворениях, написанных в середине 50-х гг., звучат мотивы сострадания к горю народа, к участи угнетенных. Поэт создает ряд стихотворений, где звучит призыв к юному поколению бороться во имя новой жизни («О, юность, где же ты?»). Через многие стихотворения поэта проходит тема любви к родине и народу, страдающему под игом самодержавия («Нищие», «Родное», «Скучная картина», «На улице»).

    Самое сильное стихотворение этого цикла — «Отчизна», где изображена горькая жизнь труженика убогих деревень. Поэт мечтает о том дне, когда исчезнет «ненависть племен», когда не будет «братской кровью меч народов обагрен» («Иль те дня еще далеки?»).

    Реалистические тенденции русской литературы обусловили развитие сатирического жанра в ней. Наряду с Некрасовым к нему обращается в 50-е гг. и Плещеев, которому принадлежит ряд сатирических произведений («Мой знакомый», «Счастливец», «Дети века все больные»). Самое сильное стихотворение этого цикла — «Марш отступников», полное ненависти к ренегатам и предателям. Элементы сатиры мы находим и в элегических стихотворениях Плещеева. Поэт никогда не стоял в стороне от общественной жизни, он откликается на острые вопросы и политические события, обращаясь к молодежи, к единомышленникам, участникам революционного движения. Он вновь, как и в начале своего пути, поднимает вопрос о назначении поэта и поэзии, причем поэт выступает уже не только как пророк, предсказывающий грозную расплату, но и как боец.

    Как и Некрасов, он обращается к образам великих людей своего времени. Он посвящает стихи Белинскому, Чернышевскому, Добролюбову, в которых воплощены характерные черты замечательных борцов революционной демократии. И, несмотря на то, что ни в одном стихотворении не обозначен адресат (из-за цензуры, особенно свирепствовавшей, когда эти произведения создавались), современники узнали тех, чей облик нашел воплощение в стихах Алексея Николаевича.

    Разгром революционного движения в 60-е гг., гибель Добролюбова, Михайлова, арест и ссылка Чернышевского потрясли Алексея Николаевича, он тяжело переживал эти события. Гнетущими были и условия работы в связи с наступлением реакции, необыкновенно тяжелыми обстоятельствами личной жизни. Плещеев тяжело переживал в 60—70-е гг. то, что не мог сказать «нового слова» «свежим борцам», что ему приходилось только сочувствовать продолжающим дело, которому он отдал лучшие годы юности. Поэт болезненно переживал свою оторванность от крестьянской массы. Его мучило сознание, что он не может воплотить в жизнь свои идеалы, то есть принять непосредственное участие в борьбе за свободу народа, и эти раздумья мы находим в ряде произведений («Жаль мне тех, чья гибнет сила», «Старик», «Так тяжело, так горько мне и больно»). Но лирический герой Плещеева не противостоит людям, обществу, а тесно связан с ними. Поэт никогда не совершал компромиссов со своей совестью, оставаясь верным служению отчизне.

    Большое место в творчестве Алексея Николаевича 70-х гг. занимает пейзажная лирика, отличающаяся простотой, задушевностью («Летние песни»). Много сил и энергии отдал он, созданию детской литературы, посвятив самым маленьким читателям прекрасные стихотворения, проникнутые горячей любовью к ним. Поэт-гуманист стремился познакомить ребенка с жизнью, объяснить окружающий мир. Он нарисовал прекрасные картины родной природы «родимой сторонки». Эти чудесные стихи по достоинству оценили Варламов, Мусоргский, Гречанинов, Кюи, Чайковский, написавшие на них музыку.

    Немалое значение имеет деятельность Алексея Николаевича как переводчика. В переводе он видел продолжение своего оригинального творчества, придавая большое значение выбору оригинала. Несмотря на крайнюю нужду, которая заставляла его переводить ради насущного хлеба, он относился к переводу как большому и важному средству в деле воспитания читателя, как высокому искусству, как к работе художественной. Его перу принадлежат первые в России переводы из Стендаля, Золя, Ж. Занд, Додэ, Мопассана, Брет Гарта; он один из первых переводчиков Гейне, Петефи, Байрона.

    Разносторонне образованный, обладавший тонким эстетическим чутьем, Алексей Николаевич был видным, талантливым критиком, которому принадлежит множество критических статей, обзоров, рецензий, напечатанных анонимно и под различными псевдонимами во многих газетах и журналах.

    Критические отзывы Плещеева очень ценились Добролюбовым, Некрасовым, Островским. Ими дорожили современники, они создавали репутацию автору. Многие писатели, впоследствии прославившиеся или снискавшие себе известность, были выведены на широкую дорогу именно Плещеевым. Он проложил дорогу стихам Сурикова, Надсона, рассказам Гаршина, Серафимовича, горячо поддерживал рассказы молодого Чехова.

    Произведения Плещеева Алексея Николаевича получили оценку передовой критики, которая подчеркивала общественный, гражданский характер его поэзии. Таковы отзывы о его произведениях в рецензиях Вал. Майкова, М. Михайлова, Н. Добролюбова, М. Е. Салтыкова- Щедрина. Статьи революционно-демократических критиков, а также редакционные рецензии некрасовских журналов «Современник» и «Отечественные записки» отражали отношение передовых людей к творчеству Плещеева, опровергали потуги реакционной и либеральной критики, стремившейся исказить гражданский характер его поэзии. Стихи Плещеева А.Н. переведены на многие европейские языки.

    Умер 26.IX(8.Х).1893 г. в Париже.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100