Плавильщиков Петр Алексеевич

Дата публикации или обновления 12.02.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Плавильщиков Петр Алексеевич родился 24.III(4.IV).1760 г. в Москве в купеческой семье, умер 18(30).X. 1812 в селе Ханеево, Бежецкого уезда, Тверской губернии.

    Плавильщиков Петр Алексеевич — драматург, театральный деятель, журналист.

    Семья Петра Алексеевича была связанна с передовой интеллигенцией.

    В 1778, окончив Московский университет, Петр Алексеевич Плавильщиков стал выступать в театре Урусова.

    В 1779 переезжает в Петербург и дебютирует на сцене придворного театра в роли Хорева. Незаурядный артистический талант и широкая образованность помогают ему занять одно из ведущих мест в этом театре.

    В 1782 Петр Алексеевич Плавильщиков издает журнал «Утра», продолжающий сатирические и просветительские традиции новиковских журналов.

    В 1787 становится инспектором русской труппы. Страстный поборник русского национального театра, Плавильщиков П. А. выступал не только как актер, но и как литератор, отстаивая демократические и реалистические тенденции.

    В 1792 вместе с Крыловым, Клушиным и Дмитревским занимается журналом «Зритель».

    В этом органе русских разночинцев Петр Алексеевич выступает по важнейшим вопросам общественной и культурной жизни того времени. Его статья «Нечто о врожденном свойстве душ российских», направленная против дворянского преклонения перед Западом и иностранной клеветы на русский народ, была крупным вкладом в разработку проблемы русского национального характера с точки зрения патриотических и демократических идей русских просветителей XVIII в. Опубликованная в « Зрителе» статья Плавильщикова «Театр» явилась самой: значительной из всех работ о театральном искусстве и теории драмы, появившихся в России в XVIII в. Основная ее идея — требование «отечественности в театральном сочинении», т. е. национального сюжета и следования национальному вкусу. Петр Алексеевич подверг критике классицистические правила, отстаивая те новые возможности реалистического отражения жизни, которые открывала перед театром эстетика сентиментализма. Вместе с тем его статья, направленная против космополитических и антидемократических тенденций в драматургии, во многом противостояла дворянскому сентиментализму, с которым вел ожесточенную полемику «Зритель».

    В конце 1794 переезжает в Москву и выступает на сцене Петровского театра. От исполнения ролей трагических героев он переходит к сценическому воплощению простых людей в драмах и комедиях. В новом репертуаре наиболее ярко раскрываются реалистические черты его актерского мастерства, которое в это время достигает своего расцвета. Петр Алексеевич Плавильщиков становится центральной фигурой московской театральной жизни, возглавляет московскую труппу, руководит постановками во многих частных театрах.

    В 1811 его избирают в члены только что основанного Общества любителей российской словесности при Московском университете, и он выступает там с «Рассуждением о зрелищах древней Греции», в котором вновь развивает мысль о том, что театральное искусство может плодотворно развиваться лишь на путях национальной самобытности.

    Заметным явлением в истории русского театра XVIII в. была и драматургия Петра Алексеевича. До нас дошло 12 его пьес.

    Трагедии Плавильщикова П. А.

    «Дружество», 1783;

    «Тахмас-Кулыхан», 1785;

    «Рюрик», 1790;

    «Ермак», 1803, опубликовано в 1806 развивают идею просвещенной монархии и содержат антидворянские и тираноборческие мотивы. За исключением «Ермака», они написаны по традиционным канонам классицизма.

    Наибольший интерес представляют комедии

    «Мельник и сбитеньщик — соперники», 1789, опубл. в 1793;

    «Сговор Кутейкина», 1789, опубл. в 1799;

    «Бобыль», 1790, опубл. в 1792;

    «Сиделец», 1803, опубл. в 1807.

    В них он обращается к изображению демократических слоев населения — крестьянства и купечества. В первых двух небольших комедиях Плавильщиков П.А. использует литературные мотивы и образы Аблесимова и Фонвизина, которых он считал лучшими национальными драматургами. Крупным явлением в русской драматургии 80-х гг. была комедия «Бобыль», впервые показывающая расслоение деревни и воспроизводящая образ кулака. Но самым, пожалуй, значительным художественным произведением Петра Алексеевича является комедия «Сиделец». Правдивые и выразительные картины «темного царства» и превосходно переданный колорит речи московского купечества делают ее автора отдаленным предшественником Островского.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос