Одоевский Александр Иванович

Дата публикации или обновления 05.01.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Одоевский Александр Иванович, князь, родился 26.XI(8.XII).1802 г. в Петербурге в старинной дворянской семье – поэт-декабрист.

    Александр Иванович получил основательное домашнее образование. Самостоятельные литературные интересы Александра поддерживались близким общением с А. С. Грибоедовым, В. Ф. Одоевским, А. А. Жандром, А. А. Бестужевым, К. Ф. Рылеевым, среди писателей-декабристов шло, и формирование политического мировоззрения Одоевского.

    В юношеском стихотворении «Молитва русского крестьянина» (известном лишь во франц. прозаическом переводе) выражено резко отрицательное отношение поэта крепостному праву. В своих литературных симпатиях Александр Иванович близок декабристской поэзии и критике (Рылеев, Кюхельбекер), утверждая гражданское понимание человеческих страстей и эстетической категории «высокого», в противовес «элегическому романтизму» и шеллингианской эстетике. В печати Одоевский А.И. в это время почти не выступал, хотя творчество его было довольно интенсивным; по-видимому, это было связано с чрезвычайной требовательностью поэта к себе и особенностями его творческого процесса, в значительной мере носившего импровизаторский характер. С большой степенью вероятности можно утверждать принадлежность поэта лишь одной печатной статьи — «О трагедии «Венцеслав», сочинение Ротру, переделанной г. Жандром» («Сын Отечества», 1825, № 1).

    До 1825 стихи Одоевского сохранились в ничтожной части и, по-видимому, были уничтожены самим автором. Наиболее значительно из них стихотворение «Бал» (1825, опубликовано в 1830), где тема бездушия светского общества художественно реализуется в образе пляшущих скелетов. Существуют сведения об утраченных антиправительственных стихах поэта: одно из них, «Безжизненный град», было обнаружено у князя Трубецкого после ареста.

    С 1821 Александр Иванович служит в Конногвардейском полку.

    Зимой 1824—25 был принят А. А. Бестужевым в Северное общество декабристов. В период подготовки восстания Одоевский в курсе готовящихся событий; он активный участник ряда совещаний (у Оболенского, Рылеева и других); привлекает новых членов в Северное общество и ведет агитационную работу в войсках.

    14 декабря Александр Иванович командует заградительной цепью на площади; после подавления восстания и неудачной попытки к бегству арестован и приговорен к 12 годам каторги. Во время заключения поэт пережил тяжелый душевный кризис, отразившийся и на его лирике 1826

    «Утро»,

    «Что мы, о боже? — В дом небесный...»;

    однако уже через несколько месяцев он создает исполненное гражданского пафоса стихотворение «Сон поэта» (июль 1826 — февраль 1827, опубликовано в 1883).

    С 1827—33 Одоевский А.И. проводит на каторжных работах в читинском остроге и на Петровском заводе (за Байкалом), где не прекращает литературной деятельности и активно участвует в «каторжной академии», устроенной узниками с просветительскими целями; сохранились воспоминания о составленной Одоевским русской грамматике и его лекциях по русской литературе, в которых проявилась его широкая литературная эрудиция.

    В 1833—37 Александр Иванович находится на поселении (в Елани, затем в Ишиме).

    В 1837 переведен в действующую армию на Кавказ рядовым Нижегородского драгунского полка. На Кавказе поэт попадает в среду ссыльных декабристов, а также встречается с Н. М. Сатиным, Н. П. Огаревым и Лермонтовым, на которых личность Одоевского оказала глубокое влияние.

    Умер в укреплении Псезуапе от злокачественной малярии.

    С 1827-39 центральной частью литературного наследия Одоевского являются стихи на национально-исторические темы, завершающие эту традицию декабристской поэзии

    поэма

    «Василько»,

    стихотворения

    «Старица-пророчица»,

    «Неведомая странница»,

    «Зосима»,

    «Кутья» и другие.

    Будучи непосредственным откликом на поражение восстания, они разрабатывают тему разгрома древнерусской вольности и отличаются суровым и трагическим лиризмом. Но, в отличие, например, от «Дум» Рылеева, Одоевский стремится везде выдержать древнерусский колорит, избегая прямых аллюзий и анахронизмов и в ряде случаев основываясь непосредственно на исторических реалиях. Интерес к национальной тематике обусловил и частые обращения поэта к народнопоэтическому творчеству. В центре национально-исторических стихов Одоевского — драматическая судьба гибнущего за свободу героя. Для Александра Ивановича характерно также усиленное внимание к теме народа и его роли в историческом процессе, что явилось отражением размышлений Одоевского над судьбами восстания декабристов. Соотношение между «героем» и «народом» для поэта, однако, не вполне ясно, и он остается в пределах представления о надклассовости передового общественного борца. Александр Иванович разрабатывает и характерную для декабристской лирики тему поэта и поэзии, осложняя образ поэта-гражданина философско-эстетической проблематикой

    «Сон поэта»,

    «Тризна»,

    «Умирающий художник» и другие.

    Вообще для творчества Одоевского Александра Ивановича характерно усиление философского начала, которое в значительной мере трансформирует у него традиционный жанр элегии и даже анакреонтическую и любовную лирику, приводя к появлению своеобразных философских медитаций и лирических монологов

    «Два образа»,

    «Зачем ночная тишина...»,

    «Элегия» («Что вы печальны, дети снов...»),

    «Как недвижимы волны гор»,

    «Куда несетесь вы, крылатые станицы?» и другие; нередко, особенно в последние годы творчества, в них звучат ноты одиночества и почти безнадёжности.

    В то же время поэт продолжает интенсивно развивать и традиции гражданской поэзии декабризма, не только прямо откликаясь на события декабристской каторги (среди них посвященные женам декабристов стихи «Кн. М. Н. Волконской», «По дороге столбовой» и другие), но и создавая прямые апологии казненных декабристов как мучеников за свободу

    «Колыбельная песнь»,

    «Недвижимы, как мертвые в гробах».

    Одоевскому принадлежат лучшие политические стихи декабристской каторги, проникнутые убеждением в исторической правоте дела декабристов

    «Элегия»,

    «Что за кочевья чернеются»,

    «Струн вещих пламенные звуки» — ответ на послание Пушкина декабристам. В поэзии Александра Ивановича отразился и острый интерес к национально-освободительному движению в Польше, и сочувствие польской революции («Славянские девы», «Недвижимы, как мертвые в гробах»).

    Стихи Одоевского отличаются большим ритмическим разнообразием и смелыми поисками в области строфики и рифмы. Как философская насыщенность, так и поэтика Одоевского в значительной мере подготовили последующие искания русской поэзии (в частности, Лермонтова).

    Впервые сочинения Одоевского Александра Ивановича изданы в 1883. Только в советском литературоведении был установлен подлинный состав стихотворного наследия поэта, а также показана связь его с декабристской литературой и общественной мыслью, в противовес дореволюционному литературоведению, преувеличившему религиозно-мистические мотивы его творчества.

    Умер 15(27).VIII.1839 г. в укреплении Псезуапе на Кавказе.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100