Нестор-Искандер

Дата публикации или обновления 25.12.2017
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Нестор-Искандер - автор значительной по своим литературным достоинствам древнерусской повести о взятии Царьграда (Константинополя) турками в 1453 г. Сведения о его жизни мы узнаем из послесловия, дошедшего до нас в единственном списке начала XVI века.

    Совсем молодым Искандер попал в плен к туркам, был насильно обращен в магометанство. Находился в турецкой армии, осадившей Константинополь; сочувствуя христианам, уклонялся от прямого участия в боевых действиях. Вел тайно дневник осады — «писал в каждый день творимая деяния вне града от турков», а после взятия Царьграда, войдя в город, узнал многие подробности о положении и действиях осажденных греков и «вкратце» изложил в своей повести. В окончательном виде повесть далеко ушла от кратких дневниковых записей, ведшихся Искандером Легенда об основании Константинополя, упоминание о последующей судьбе города, различные пророчества о будущем освобождении Царьграда от власти неверных соединяются с детальной и живописной картиной осады с многочисленными приступами, мужеством защитников города — греков. Яркие и подробные батальные описания чередуются с проникнутыми религиозным лиризмом молениями осажденных. Довольно разнообразный материал повести объединяется распространенной в средневековье идеей предопределенности судьбы большого города с последующим возрождением его после тягостного поражения и упадка. В какой-то мере (особенно в списках, где идет речь о «русом народе», освобождающем Царьград) повесть примыкает к другим древнерусским произведениям, выдвигавшим теорию «Москвы — третьего Рима».

    Но при всем интересе легендарного материала, заключенного в повести, при композиционных достоинствах ее, самое лучшее и драматическое, что в ней есть,— это мастерские батальные описания, а также потрясающий драматизм в изображении всех перипетий осады Константинополя. Точность в передаче хода взятия Царьграда в повести Нестора-Искандера делает этот памятник одним из наиболее достоверных источников, рассказывающим об этом виднейшем событии средневековой истории.

    Описание осады Царьграда в повести опирается на разработанную древнерусскими книжниками стилистику воинских повестей старшего периода, но умение автора передать особенности боя с широким применением огнестрельного оружия, еще не нашедшие достаточно выразительных формул в старой воинской повести, сделало батальный стиль повести Нестора-Искандера образцом для последующей русской литературы. Батальный стиль повести о взятии Царьграда выразился в мастерской звуковой подаче боя, в умелом сочетании изображения массовых схваток с отдельными поединками. Великолепны в повести Искандера переходы от ожесточения боя к молитвенному ожиданию осажденных, не участвующих в битве. Широте батальных картин и взволнованности их описания помогает постоянное перенесение действия из одного лагеря в другой, параллельное описание действий царя Константина и султана Магомета. Длинная цепь следующих один за другим приступов превращает повесть в осадную летопись, каждый эпизод которой представляет что- то новое в древнерусском батальном стиле. С не меньшим мастерством излагаются в повести и легенды, и знамения, и пророчества, восходящие к различным источникам вплоть до гомеровских поэм. Но даже и в этом наиболее традиционном материале видна исключительная талантливость и оригинальность повести.

    Сама значительность темы повести Нестора-Искандера, а также ее незаурядные стилистические достоинства обеспечили ей долгую и значительную роль в последующей древнерусской литературе. Как произведение, воссоздающее картину окончательного падения Византии, повесть включалась во все известные обобщающие труды по мировой истории. Войдя почти в полном виде в состав дополнительных статей Хронографа 1512 г., повесть затем с некоторыми изменениями включалась в Степенную книгу, в поздние русские летописи, в различные редакции последующих Хронографов.

    В хронографической редакции повесть Нестора-Искандера неоднократно печаталась в XVIII — XIX вв. (изд. 1-в 1713 г.). Многочисленные ее списки в основном представляют хронографическую редакцию с некоторыми изменениями против единственного списка с припиской Нестора-Искандера. Вместе с Хронографом повесть широко распространилась в болгарской и сербской письменности. Сильнейшее воздействие батального стиля повести испытали все сколь-нибудь значительные позднейшие воинские повести — о Казанском взятии, повести эпохи «смуты», поздние редакции повестей о Куликовской битве, повесть об Азовском осадном сидении и другие.

    В исследовании повести мнения разделились по вопросу о составе повести: многими учеными отвергалось участие Нестора-Искандера в окончательной обработке повести (М. Сперанский, Н. Гудзий, Г. Бельченко), другие (М. Скрипиль) путем стилистического анализа приходили к выводу об однородности всего материала повести, включая и дневник Нестора-Искандера.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100