Немирович-Данченко Владимир Иванович

Дата публикации или обновления 25.12.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Немирович-Данченко Владимир Иванович родился 11(23).XII.1858 г. в Озургети в Грузии в небогатой дворянской семье — писатель.

    Отец его был военным.

    С юности участвовал в любительских спектаклях.

    В 1876 — 79 учился на физико-математическом факультете Московского университета; потом, увлекшись театром и литературой, оставил университет. До открытия Московского Художественного театра был известен как театральный критик, беллетрист и драматург.

    В 1891—1901 Владимир Иванович преподавал на драматическом отделении Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества.

    В 1897 21 — 22 июня произошла его встреча с К. С. Станиславским, в результате которой был создан Московский Художественно-общедоступный театр (1898). Осуществляя вместе со Станиславским общее организационное и творческое руководство театром, Немирович-Данченко сыграл решающую роль в формировании его репертуара и литературного направления.

    В 1898 по его инициативе была поставлена «Чайка» А. П. Чехова — спектакль, с которым связано утверждение в Художественном театре принципов нового театрального искусства. Владимиру Ивановичу принадлежит также заслуга введения в репертуар Художественного театра пьес Горького, Гауптмана, Ибсена и других. Постановка большинства спектаклей в начале существования театра была результатом совместной режиссерской работы Владимира Ивановича и Станиславского. Среди ранних режиссерских его работ в Художественном театре — «Юлий Цезарь» Шекспира, 1903, «Бранд» Ибсена, 1906, и других.

    В 1906—17 он обращается к русской классической драматургии («Горе от ума» Грибоедова и «Ревизор» Гоголя, совместно со Станиславским, «Борис Годунов» Пушкина, «На всякого мудреца довольно простоты» Островского; «Живой труп» Л. Толстого, совместно со Станиславским; «Нахлебник» Тургенева и другие).

    После Октябрьской революции писатель активно участвовал в общественной и театральной жизни страны. В его режиссерской работе важное место заняли постановки лучших пьес русской классической и советской драматургии («Враги» Горького, 1935; «Любовь Яровая» Тренева, 1936; новая постановка «Трех сестер» Чехова, 1940). Владимиром Ивановичем осуществлены также спектакли по романам Л. Толстого «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937).

    Большую работу Владимир Иванович вел в организованной им в 1919 Музыкальной студии при МХАТ.

    В 1942 и 1943 был удостоен Государственной премии СССР.

    В 1936 вышло первое издание книги воспоминаний Немировича-Данченко «Из прошлого», в которой он подвел итоги своей более полувековой деятельности в области литературы и театра.

    Творческий его путь как писателя начался в 1877 с рецензирования спектаклей.

    С 1881 он стал писать рассказы, затем повести, романы и пьесы. Главное внимание писателя обращено к современной ему русской интеллигенции. В таких повестях, как

    «На литературных хлебах» (1891),

    «Губернаторская ревизия» (1895, была высоко оценена Чеховым) и

    «Драма за сценой» (1896), остро ощущается волнующая писателя проблема нравственного и гражданского долга интеллигенции. Интересная область прозы Немировича-Данченко — произведения из жизни фабрично-заводских рабочих, изучению которой он отдал много сил. Такова повесть «Банкоброшница» (Из жизни на фабрике) (1884). В лучших произведениях Владимира Ивановича отражен духовный кризис русского буржуазного общества конца XIX в. Особенно это касается пьес, которые уже с 1882 вошли в репертуар столичных и провинциальных театров. Герои пьес

    «Новое дело» (1890, удостоена Грибоедовской премии),

    «Золото» (1895),

    «Цена жизни» (1896, удостоена Грибоедовской премии) тяготятся своей принадлежностью к миру хищников и вступают с ним в конфликт. Социальная острота содержания пьес, соединенная с композиционной четкостью и мастерской обрисовкой характерных персонажей обеспечила сценический успех драматургии Владимира Ивановича.

    Постановки пьес Немирович-Данченко с участием М. Н. Ермоловой, А. П. Ленского и других были крупным явлением русской театральной жизни 1890-х гг. Однако в финалах его пьес обнаруживается черта, характерная для либеральной литературы конца века: острота противоречий сглаживается.

    Так, героиня «Золота» неожиданно выходит замуж за одного из дельцов, Анна Демурина тоже примиряется с окружением, которое она презирала («Цена жизни»).

    В историко-литературном отношении драматургия Немирович-Данченко представляет собой переходное звено между драматургией Островского и Чехова. Если сюжеты и типаж пьес писателя близки к произведениям Островского, то в стремлении выдвинуть на первый план психологические переживания героев он тяготеет к Чехову.

    С открытием Художественного театра писательская деятельность прекращается.

    Последний роман — «Пекло» — остался незаконченным (1898), последняя пьеса — «В мечтах» (1902) — оказалась слабее других.

    Его писательский опыт благотворно сказался на его режиссерской работе. Требование строгой простоты и правды на сцене, внимание к внутренней сущности роли и ко второму плану сценической жизни актера — все эти принципы режиссерской теории и практики Владимира Ивановича, существенно дополнявшие открытия Станиславского в области театра, были продиктованы его писательской культурой, имевшей общие исторические корни с эстетикой Чехова.

    Умер 25.IV.1943 г. в Москве.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100