Нефёдов Филипп Диомидович

Дата публикации или обновления 25.12.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Нефёдов Филипп Диомидович родился 6(18).X.1838 г. в Иваново в семье мелкого предпринимателя — писатель, археолог, этнограф.

    Отец Филиппа Диомидовича, выходец из крепостных, владелец небольшой фабрики, человек крутой и самовластный, придерживаясь патриархальных домостроевских порядков, воспитывал сына в духе преданности престолу и вере православной.

    В 1849 Филипп Диомидович окончил церковноприходское училище с похвальной грамотой «за отличные успехи в науках и примерно-скромное поведение» и был «приставлен к делу». Вначале трудовой деятельности вел конторские книги, затем, ездил по деревням и селам, скупая лен и пеньку. Во время одной из таких поездок Нефёдов познакомился с Н. Ашмариновым — сотрудником «Костромских губернских ведомостей», ставшим его литературным отцом.

    В 1859 появляются первые произведения Филиппа Диомидовича — рассказ «Галичская ярмарка» («Костромские губернские ведомости», № 4) и очерк «Из путевых заметок по Нерехтскому уезду» (там же, № 9), читатели сразу же обратили на них внимание, они отличались свежестью и правдивостью зарисовок, содержательностью, оригинальностью, неповторимостью писательской манеры, большим знанием изображаемого материала.

    С 1861 печатался под разными псевдонимами: Уводин, Незаметный, Нескажуся в газете «Московские ведомости» и «Век». Его заметки, изобличающие произвол властей, призывающие нести народу свет знаний, вызывают сильную злобу тех, в кого метил писатель. «А ивановцы-то! Ивановцы в каком ожесточении, так и скрипят зубами, съесть вас хотят, только покажись»,— писал Нефёдову революционер С. Г. Нечаев по поводу реакции определенных кругов на его статьи («Перед кончиной», «Чертово болото»).

    В 1862 Филипп Диомидович слушает цикл лекций в Московском университете, одновременно продолжает много и плодотворно работать, сотрудничает в «Развлечениях» и «Будильнике». Наиболее тесно стал работать с еженедельником «Развлечение», который часто публиковал его смелые сатирические заметки на экономические и политические темы: очерки «Перед кончиною (блаженной памяти откупу)» 1863,

    «Чертово болото» 1864,

    «Мой дневник (заметки общественные, литературные и иные)» 1866, принесшие ему первый успех у широкой публики.

    В 1865 г. писатель стал редактором нового московского журнала «Книжник», целью которого было «изучение мысли, желания, стремления народных масс». Свои статьи в новом журнале Филипп Диомидович публиковал под псевдонимом Заушилов.

    В 1868 печатается «Девичник», («Отечественных записках» № 9) первое крупное этнографическое произведение писателя, пронизанное страстной ненавистью к «богатству неправедному» и сочувствием к «бедным труженикам». Впервые очерк был опубликован за подлинной фамилией и именем автора.

    В 1871 вышла повесть «Безоборочный» сразу завоевавшая признание большого круга читателей и особенно молодежи. В 1872 была иллюстрирована В.М. Васнецовым и вошла в сборник повестей «На миру».

    В 1871 очерке «Святки» («Отечественные записки») Нефёдов рисует бытовые картины досуга фабричной молодежи, которая по праздникам вырывается из-под гнета изнуряющего труда. Очерк интересен не только тем, что воспроизводит народные обычаи, обряды, песни, верования, но и подчеркивает социальные контрасты растущего капиталистического города.

    В 1872 выходит цикл очерков «Наши фабрики и заводы» об ивановских ткачах, в газете «Русские ведомости», постоянным корреспондентом которой стал Филипп Диомидович. Очерки живописны, колоритны, контрастны, взятые из жизни. В них писатель нарисовал страшную картину труда рабочих Ивановской мануфактуры. Страдая и негодуя, рассказывает о труде превышающий пределы человеческой возможности, иссушающем мускулы рабочего, длящемся по 14—16 часов в сутки, о смрадном воздухе казарм, похожих более на скотские загоны, нежели на человеческое жилище, где ютятся рабочие со своими семьями. Автор страстно ненавидит город, считая его виновником всех зол, и скорбит о невозвратном прошлом, о старом Иванове, когда оно было деревней и жило здоровой трудовой жизнью, а обитатели его, не испорченные городской культурой, были совестливы, безмерно порядочны, чтили патриархальные обычаи и порядки. Щемящей тоской народника, видящего крушение своих иллюзий и понимающего, что ничего сделать нельзя, пронизан весь цикл. Об отдыхе рабочего, не менее ужасном, чем его труд, писатель не успел рассказать, Шуйское жандармское отделение запретило печатание очерков.

    В 1872 выходит сборник рассказов о деревне «На миру». Уже в самом заглавии писатель акцентирует внимание на том, что будет рассказывать о милых его сердцу событиях и фактах деревенской действительности. Жизнь труженика-крестьянина не менее тяжела, чем жизнь рабочего: земли мало, урожаи низкие, кулак-мироед безнаказанно грабит мужика, спаивает его, крестьянские дети мрут от голода и повальных болезней. Выход Нефёдов видит в просвещении. «Учись! Другой человек будешь, как выучишься!» — говорит один из его героев. Считая невежество, суеверие, беспросветную темноту деревни главным злом, Нефёдов обнаруживает лишь симптомы болезни, которой страдала самодержавно-помещичья Россия, но не находит причин этой болезни — кричащих социальных противоречий. Писатель-народник, не поднимается до понимания необходимости и неизбежности классовой борьбы.

    С 1872 работает на должности управляющего делами «комиссии попечения о рабочих». Эффект деятельности комиссии был невелик, но тем не менее работа в ней отнимала много сил и времени. В том же году был избран членом Общества любителей российской словесности

    С 1874 литературная деятельность почти прекращается, он занимается этнографией, антропологией, ездит на раскопки, исследует фольклор Башкирии. Собрал множество башкирских песен, сказок, преданий, обычаев, говора, легенд, сказаний.

    И всё же результатом поездок по Оренбуржью и Башкирии стал выход в свет цикл очерков «На восточной окраине» с подзаголовком «Из путевых заметок»:

    «Опечаленный город»,

    «Русские переселенцы»,

    «Меновой двор»,

    «Башкирская старина».

    А из цикла «Башкирская старина»:

    «Зигда»,

    «Ушкуль».

    В 1874 стал членом-сотрудником Этнографического отделения Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете.

    В 1882 Нефёдов пытается восстановить сотрудничество в «Отечественных записках», но его рассказы, пронизанные раздутым романтизмом, Салтыков-Щедрин не принимает.

    «В жизни моей и литературной судьбе лежит что-то непостижимое, роковое: за всю мою симпатию, любовь и желание добра я встречал озлобление, вражду и брань, а литературные мои работы никогда не оценивались»,— жалуется писатель В. А. Гольцеву, редактору «Русской мысли». Прогрессивные журналы его не печатают, так как в его произведениях («На арестантском пароходе» и другие) нет ни былого обличительного пафоса, ни былого последовательного реализма. Эксплуататор-кулак последних очерков писателя уже не паук-мироед, а христианин и благодетель, помогающий бедняку-крестьянину. Так в конце своего творческого пути Нефёдов Филипп Диомидович очутился на стороне либерального народничества, проповедующего смирение и опрощение.

    В 80 гг. писатель сотрудничает с журналами «Наблюдатель» и «Северный вестник», в которых публикуются художественно-этнографические повести

    «Ионыч. Из жизни и нравов лесного края» 1888,

    «Лукавый попутал» 1892,

    «Детство Протасова. Из жизни и нравов фабричного мира» 1893 автобиографическая повесть, в которой писатель повествует о своем безрадостном отрочестве и юности,

    «Тайна реки» 1894,

    «Чудесник Варнава» 1898

    «Стеня Дубков» 1898.

    В 90 гг. Нефедов Ф.Д. обратился к новой для русской литературной и общественной жизни теме - быту переселенцев. В очерках

    «В горах и степях Башкирии»,

    «Никитин починок»,

    «Ушкуль. Горная башкирская легенда» и других писатель показал тяжелейшее положение переселенцев, трагические судьбы целых народов, лишенных отчей земли.

    Умер 12(25).III.1902 г. в Москве.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос