Нарежный Василий Трофимович

Дата публикации или обновления 25.12.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Нарежный Василий Трофимович родился в 1780 г. в Устивицах (Украина) — писатель.

    Его отец, выходец из мелкого шляхетства, служил вахмистром, а затем занимался сельским хозяйством на приобретенном им клочке земли.

    В 1792 Василий Трофимович поступил в гимназию и пансион при Московском университете. После окончания гимназии обучался на философском факультете университета.

    В студенческие годы Нарежный выступает уже как писатель-драматург и поэт, помещая свои произведения в журнале «Приятное и полезное препровождение времени» и другие. Эти произведения продолжали традиции классицизма, хотя в них уже явственна романтическая струя, в частности под влиянием Шиллера (драма «Дмитрий Самозванец», 1800, опубликовано в 1804).

    В 1801, не окончив университета, поступил на службу в канцелярию только что открывшегося управления Грузией. Он уезжает на Кавказ и там, на службе в Лорийской земской управе сталкивается с безобразными «порядками», хищничеством, взяточничеством, самоуправством как русских генералов и чиновников, так и местных князей-феодалов. Эти картины в дальнейшем он рисует в романе «Черный год, или Горские князья», написанном под впечатлением службы на Кавказе.

    Пробыв в Грузии около двух лет, Василий Трофимович возвращается в Петербург. Здесь он поступил на службу в Экспедицию хозяйства министерства внутренних дел на должность помощника экспедитора и всю жизнь вынужден был тянуть чиновничью лямку.

    Скупые сведения о Василии Трофимовиче говорят о тяжелой участи бедняка разночинца, с большим трудом пробивавшего себе дорогу в литературу.

    Умер Нарежный в полной нищете.

    В 1809 вышла первая книжка его повестей — «Славянские вечера»,— явившаяся откликом на увлечение национально-героической тематикой, которая в начале XIX века была связана с предромантическим движением в русской литературе. «Славянские вечера» — это сентиментально-романтические повести из русской древней истории, написанные ритмизованной прозой, в духе баллад Оссиана. В русскую литературу писатель вошел как зачинатель бытового, нравоописательного романа.

    В 1814 вышли три первые части романа Василия Трофимовича «Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова» (три последующие части, запрещенные цензурой, сохранились в рукописи, роман был напечатан полностью лишь в 1938). В этом романе отчетливо сказалась демократическая, антидворянская позиция писателя, его стремление к жизненной достоверности. Развивая традиции сатиры XVIII в. (Новикова, Фонвизина, Крылова), писатель сочетал их с принципами авантюрного «плутовского» романа Лесажа, рисуя широкую сатирическую картину русской жизни тех лет. Он описывает похождения нищего «князя» Чистякова (подобно самому автору, выходца из обедневшей шляхетской семьи), на протяжении всей жизни терпящего несправедливости и гонения со стороны богатых и знатных хозяев тогдашнего государства. В его романе показаны самые разнообразные круги общества: помещики, безжалостно истязавшие своих крепостных, чиновники, обирающие без зазрения совести просителей, откупщики и духовенство, жадные и развратные, высшие государственные вельможи, творящие еще большие беззакония. Вся эта галерея сатирических образов рисуется с точки зрения бедняка, бездомного «перекати-поле» Чистякова, на собственном горьком опыте испытавшего жестокость, бесправие, несправедливость всей социальной системы, направленной против простого человека. Этим бесчеловечным и циничным представителям господствующего класса Нарежный противопоставил положительных героев — простых, бедных людей: крестьян, ремесленников и добродетельного помещика, живущих патриархальной, честной жизнью.

    В 1818 Василий Трофимович закончил роман «Черный год, или Горские князья», но попытки провести его через цензуру не удались, и он был напечатан только после смерти писателя. Это резкая сатира на порядки, устанавливаемые русской администрацией после присоединения Грузии к России. Нарежный разоблачает самоуправство, беззакония, творимые военной администрацией, грабеж населения чиновниками, свидетелем чего был сам писатель во время своей службы в Грузии. Не менее беспощадно разоблачает он и самоуправство, жестокость и ограбление населения местными феодалами, князьками и «сардарами». Политическая острота сатиры была замаскирована самой жанровой формой «восточного» авантюрного романа, идущей от сатирико-философских повестей Вольтера. Следует отметить и антиклерикальный характер романа, высмеивающего церковь и ее служителей. Цензурные запреты этих романов не остановили Василия Трофимовича и он продолжал работу над другими произведениями.

    В начале 20-х гг.писатель издаёт несколько новых книг.

    В 1822 выходит его роман «Аристион, или Перевоспитание», в котором писатель показал одичание помещиков, развращенных праздностью и невежеством. На фоне одичания помещиков Нарежный показывает «перевоспитание» «молодого человека» в духе руссоистской идиллии.

    Особое место в творчестве Василия Трофимовича занимают романы из украинской жизни:

    «Бурсак»,

    «Запорожец»,

    «Два Ивана».

    Перегруженные невероятными похождениями действующих лиц, они в то же время рисуют героическое прошлое Украины, ее вольнолюбивого народа. Наибольший интерес представляет роман «Два Ивана». В романе показана жизнь украинских помещиков, которые тратят все свои силы на бесконечную тяжбу, вконец их разоряющую.

    В последнем романе Нарежного В.Т. «Гаркуша» (автор не успел его закончить) рассказывается о легендарном украинском разбойнике, защищавшем интересы бедняков, крепостного крестьянства. В «Гаркуше» антидворянская позиция писателя, его протест против крепостного гнета, его симпатии к угнетаемому народу находят наиболее полное и сильное выражение.

    Демократическое содержание творчества Василия Трофимовича его сатирическая направленность выделяли его романы на фоне литературы начала XIX в. В них сказались ее реалистические тенденции, которые восходили к сатирической литературе XVIII в. писатель не был реалистом, но в изображении быта и нравов он уже намечал ту жизненную правдивость, те черты изображения отрицательных сторон быта, которые впоследствии в творчестве Гоголя приобрели реалистическую типичность. Заслугой писателя является антикрепостническая направленность его произведений, подготовка тех художественных принципов, которые привели в дальнейшем к торжеству критического реализма.

    Умер 21.VI(3.VII).1825 г. в Петербурге.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100