Надсон Семён Яковлевич

Дата публикации или обновления 25.12.2017
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Надсон Семён Яковлевич родился 14(26).XII.1862 г. в Петербурге в семье мелкого чиновника — поэт.

    В 2-летнем возрасте потерял отца.

    В 1872 И. С. Мамонтов (дядя Семёна) определил его пансионером в Петербургскую военную гимназию, а через год от чахотки умерла его мать. По окончании гимназии Семен Яковлевич был отдан опекуном в Павловское военное училище.

    В 1882 он вышел подпоручиком в Каспийский полк, расквартированный в Кронштадте.

    Военная служба тяготила поэта, и в 1884, уже безнадежно больной туберкулезом, он с трудом добился отставки.

    Некоторое время был секретарем редакции «Недели». Однако здоровье его быстро ухудшалось. Надсон выехал лечиться за границу. Но лечение в Германии, Швейцарии, Франции не дало результатов.

    Последние годы поэт жил на Украине, сотрудничая в киевской газете «Заря».

    Надсон Семен Яковлевич начал писать стихи с девяти лег.

    В 1878 появилось первое стихотворение — «На заре» в журнале «Свет». Затем он стал часто печататься в «толстых» журналах «Мысль», «Слово», «Устои», «Дело» и других.

    В 1882 самым важным событием в его жизни и литературной судьбе было знакомство с известным поэтом-петрашевцем А.Н. Плещеевым, который ввел его в журнал «Отечественные записки». В своей автобиографии поэт писал о Плещееве: «Его я считаю, своим литературным крестным отцом и бесконечно обязан его теплоте, вкусу и образованию, воспитавшим мою музу». Сближается поэт с литераторами демократического лагеря — Салтыковым-Щедриным, В. Шелгуновым, Гаршиным и другими.

    На юношеской лирике Семена Яковлевича сказалось влияние Плещеева и Некрасова. Особенно проявились некрасовские мотивы в раскрытии крестьянской темы в произведениях:

    «Мать» (1878),

    «Похороны» (1879),

    «Святитель» (1880—82). В них отражена любовь поэта к родному народу, к «страдающим братьям» и ненависть к угнетателям.

    В стихотворениях:

    «Вперед!» (1878),

    «Слово» (1879),

    «Призыв» (1878),

    «Идеал» (1878) заметно влияние плещеевского стихотворения «Вперед! без страха и сомненья». В них поэт призывает борцов на подвиг во имя светлых идеалов. Два стихотворения — «Призыв» и «Ты уймись, кручинушка» (1878) — были запрещены цензурой и при жизни поэта так и не появились в печати. Особенно большой популярностью у современников пользовалось стихотворение Семена Яковлевича «Друг мой, брат мой, усталых!, страдающих! брат» (1880), полное веры в то, что настанет пора, когда не будет на свете «ни слез, ни вражды».

    Расцвет поэтической деятельности Надсона С.Я. приходится на 80-е гг.

    В 1885 вышла первая книга его стихотворений.

    В 1886 появилось ее второе издание, переработанное и дополненное. За нее поэту была присуждена Академией наук Пушкинская премия. Либерально-буржуазные критики (Голенищев-Кутузов, Грот, Арсеньев и другие) оценили книгу в целом положительно, но не признавали в Надсоне поэта-гражданина, а считали его певцом уныния, покоя и примирения. В действительности же поэзия Семена Яковлевича имела гражданский характер: она затрагивала темы общественного долга поэта, родины, революционного подвига, обличения буржуазной действительности. Поэт защищал творческие принципы Некрасова. В своих критических статьях («Литературные очерки», 1883; «Заметки по теории поэзии») и поэтической практике он решительно отвергал теорию «чистого искусства», отстаивал «тенденциозную», то есть социально активную, поэзию. Идея общественного долга поэта перед народом выражена в лучших стихотворениях о поэте и поэзии:

    «Певец» (1881),

    «Милый друг, я знаю, я глубоко знаю» (1882),

    «Грезы» (1883),

    «Певец, восстань!., мы ждем тебя, восстань» (1884),

    «В ответ» (1886) и другие.

    Поэт не должен молчать, когда вокруг «звучат рыданья», его долг — петь о страданиях забытого брата. Лучшим в этом цикле является напечатанное в «Отечественных записках» стихотворение «Грезы», очень высоко оцененное Салтыковым-Щедриным и Плещеевым. Мотивы революционного подвига и верности гражданскому долгу, борьбы и протеста, обличения буржуазной действительности повторяются во многих стихах:

    «Полдороги» (1880—81),

    «Ни звука в угрюмой тиши каземата» (1882),

    «По смутным признакам, доступным для немногих» (1885),

    «Из песен о невольниках» (1884),

    «Не хотел он идти, затерявшись в толпе» (1885),

    «На могиле Герцена» (1885—86) и другие Надсон ярко показывает страдания за народ революционеров-одиночек. В раскрытии образов борцов Семен Яковлевич имеет много общего с поэтами-народовольцами — Якубович, Фигнер, Морозовым, Омулевским.

    Поэзия Надсона С.Я. в «те годы дальние, глухие» вдохновляла демократическую молодежь на борьбу и укрепляла ее веру в будущее. Горячим патриотизмом проникнуты его стихотворения о родине:

    «Снова лунная ночь, только лунная ночь на чужбине» (1885),

    «Нет, муза, не зови, не увлекай мечтами» (1884),

    «На могиле Герцена» (1885—86).

    Позицией поэта интересовался В. И. Ленин. В ссылке он, по воспоминаниям Н. К. Крупской, «чуть не наизусть выучил его» и Некрасова.

    Поэтическая деятельность Семёна Яковлевича проходила в крайне реакционную эпоху 80-х гг., и это определило ее особенный колорит. Крушение надежд демократической интеллигенции привело к господству пессимизма, неверия в будущее. Мотивы сомнения и растерянности проходят сквозь всю сложную и противоречивую лирику Надсона. Противоречивость эта заключается в том, что рядом с верой в идеал звучит неверие в него, рядом с призывом к борьбе встречаются сомнения в ее необходимости, ноты примирения. Жалобы лирического героя на свое бессилие, разочарование в прежних идеалах, растерянность выражаются во многих произведениях:

    «Томясь и страдая во мраке ненастья» (1880),

    «Муза, погибаю!.. Глупо и безбожно» (1881),

    «Завеса сброшена: ни новых увлечений...» (1881),

    «Как белым саваном, покрытая снегами» (1881),

    «Грядущее» (1884) и других.

    Для него «надежды светлые, и юность, и любовь... все осмеяно ... оплакано., забыто, погребено и не воскреснет вновь».

    В последние годы поэт все чаще обращается к теме трагической гибели человека:

    «Гаснет жизнь, разрушается заживо тело»,

    «Червяк, раздавленный судьбою» (1883),

    «Умерла моя муза» (1885),

    «Да, молодость прошла» (1885) и другие.

    Эти произведения наиболее мрачны и безнадежны по своему настроению. Однако в них поэт с потрясающей силой рисует жизнь той эпохи, которая губит в человеке все прекрасное и благородное, уничтожает его физически. В этом глубокий смысл романтического образа гибнущего человека в лирике Надсона. Пессимизм поэта был вызван не столько личными слабостями поэта, сколько историческими условиями, т. е. явился выражением общей болезни «поколенья, проклятого богом», болезни, охватившей значительную часть русской интеллигенции после поражения «Народной воли». Недаром лирический герой поэта оправдывается: «Не вини меня, друг мой, я сын наших дней, сын раздумья, тревог и сомнений». Мотивами грусти окрашена любовная и пейзажная лирика:

    «Из песен любви», 1883;

    «Весна, весна идет!..», 1886.

    Поэтическая форма стихотворений Семёна Яковлевича, несмотря на их известную романтическую абстрактность и однообразие языка и образов, отличается искренностью и драматизмом. Большинство его стихотворений строится по принципу чередования частей, симметрии и четких антитез. Гражданским стихотворениям присуща ораторская интонация, любовным и пейзажным — напевность и музыкальность. Благодаря этому многие видные композиторы (Кюи, Рахманинов, Балабанов, Спендиаров и др.) на основе стихов Надсона создали ряд песен и романсов:

    «В тени задумчивого сада» (1879),

    «В роще зеленой, над тихой рекой» (1880),

    «Грезы» («Мне снилось вечернее небо», 1881) и другие.

    Старая либерально-буржуазная и вульгарно-социологическая критика (Н. Котляревский, В. Шулятиков, М. Неведомский и другие) считала Надсона С.Я. певцом безнадежного пессимизма, сторонником «чистого искусства» и предтечей русского символизма. Критики демократического лагеря (Н. Михайловский, В. Шелгунов, П. Якубович), наоборот, относили его к «тенденциозным» поэтам, подчеркивая в его наследии гражданские мотивы. Советские литературоведы справедливо сближают Семёна Яковлевича с поэтами некрасовской школы.

    Умер 19(31).I.1887 г. в Крыму в Ялте.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100