Михайлов Михаил Ларионович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Михайлов Михаил Ларионович (Илларионович) родился 3(15).I.1829 г. в Оренбурге в семье губернского чиновника — поэт, переводчик, критик.
Его дед был крепостным, а отец, получив вольную, дослужился до дворянского звания. Первоначальное образование Михаил Ларионович получил дома, первыми его учителями были политические ссыльные, занимаясь с которыми, он изучил немецкий, французский и английский языки и получил возможность познакомиться с западноевропейской литературой в подлиннике. Рано лишившись родителей (мать умерла в 1841, отец в 1845), юноша переезжает к родственникам в Уфу, поступает в губернскую гимназию.
В 1845 в газете «Иллюстрация» (№ 11) появились его два стихотворения: «Ее он безмолвно, но страстно любил...» и «Сосна и пальма» (перевод из Гейне).
В 1846 определяется вольнослушателем в Петербургский университет и сближается с Чернышевским.
В феврале 1848 из-за материальной нужды Михайлову пришлось оставить университет и уехать в Нижний Новгород на службу в канцелярию соляного управления писцом I разряда. В Нижнем Новгороде Михаил Ларионович продолжает литературную деятельность, печатая свои произведения в «Библиотеке для чтения», «Москвитянине», «Литературной газете», «Иллюстрации». Кроме стихов и переводов, он пробует силы в драматургии, пишет повести и рассказы, собирает фольклор.
В сентябре 1851 в «Москвитянине» была напечатана его повесть «Адам Адамыч», положившая начало его литературной известности.
В 1852 Михайлов вышел в отставку, возвратился в Петербург и всецело отдался литературной деятельности: начал сотрудничать в «Современнике» как поэт, беллетрист, критик, а в дальнейшем — как публицист и корреспондент из-за границы.
В 1854—56 он сотрудничает как критик в «Библиотеке для чтения».
В 50-е гг. он сближается с Л. А. Мей, Я. П. Полонским, И. С. Тургеневым, Н. В. Гербелем, Д. В. Григоровичем, А. В. Дружининым и в особенности с Н. В. Шелгуновым, с которым познакомился зимой 1855.
В 1856-57 находясь в научной командировке в Оренбургском крае по поручению морского министерства, поэт близко познакомился с жизнью народа, его поэтическим творчеством, в частности со сказаниями о Пугачевском восстании. Однако демократизм Михаила Ларионовича в эти годы не поднимался до революционного протеста.
В 1858 были изданы «Песни Гейне в переводах М. Л. Михайлова» (Спб.). В том же году Михайлов с Шелгуновым и его женой ездил во Францию.
В 1859 — в Лондон для знакомства с Герценом и Огаревым. Н. А. Тучкова-Огарева вспоминает: «Шелгунов и особенно Михайлов очень понравились Герцену,— эти люди казались понимающими и вполне преданными благу России...» (Н. А. Тучкова-Огарева. Воспоминания, М., 1959, с. 160). Впечатления от заграничной поездки отражены в очерках «Парижские письма» (1858—59) и «Лондонские заметки» (1859), напечатанных в «Современнике». Отмечая технические успехи буржуазного Запада, Михайлов видел кричащие противоречия общественной жизни Западной Европы.
В 1860 в приложении к «Русскому слову» появилось отдельное собрание повестей Михаила Ларионовича в 2 частях под заглавием «В провинции», куда вошли первый русский роман о провинциальном театре—
«Перелетные птицы»,
повести и рассказы:
«Адам Адамыч» с посвящением И. С. Тургеневу,
«Он»,
«Кружевница»,
«Поэт»,
«Скромная доля»,
«Сынок и маменька»,
«Скрипач» и «Изгоев».
Своими прозаическими произведениями поэт способствовал утверждению реализма в русской литературе 50 — 60-х гг. В эти годы он был одним из признанных борцов за эмансипацию женщины. По словам Шелгунова, «Михайлов был провозглашен творцом женского вопроса». Особенно большую роль сыграла статья Михайлова «Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе» («Современник», 1860, № 4, 5, 8).
Под воздействием революционной ситуации 1859—61, под непосредственным влиянием Чернышевского поэт определил свое отношение к борющимся общественным лагерям и стал на позиции революционной демократии. Литературная и общественно-политическая деятельность поэта находилась в полном разгаре. В «Современнике» он заведовал иностранным отделом, будучи одновременно ведущим сотрудником «Русского слова» и заведующим отделом «Энциклопедического словаря», издававшегося под ред. П. Лаврова. В ответ на грабительскую крестьянскую реформу Михайлов и Шелгунов написали прокламацию «К молодому поколению», которая была напечатана в Лондоне, в Вольной русской типографии Герцена, и перевезена Михайловым в чемодане с двойным дном в Петербург, где в начале сентября ее распространили «с большим шумом и замечательной смелостью» (Н. В. Шелгунов, Воспоминания, 1923, М,— П., с. 193).
По доносу провокатора В. Костомарова Михайлов был арестован 14 сентября 1861 и приговорен к шести годам каторжных работ и пожизненному поселению в Сибири.
14 декабря 1861, в годовщину восстания декабристов, над закованным в кандалы Михайловым была совершена процедура гражданской казни, после чего в ночь на 15 декабря он был отправлен из Петербурга в Нерчинск. Живя на Казаковском золотом промысле Нерчинского горного округа, Михаил Ларионович написал «Записки», предназначенные для Л. П. Шелгуновой, где воспроизвел события своей жизни от ареста до прибытия в марте 1862 на Казаковский промысел. «Записки» являются высшим достижением прозы Михайлова М. Л., однако наиболее полно его талант проявился в поэзии.
«Стихи мои едва ли не лучшее из всего, что мною написано...» — справедливо писал он. Сформировавшись в русле гражданской поэзии некрасовского направления, Михайлов в своих стихах:
«Памяти Добролюбова»,
«Пятеро»,
«Те же все унылые картины...»,
«И за стеной тюрьмы — тюремное молчание...» и других хорошо передает стремления, надежды и умонастроения, получившие самое широкое распространение среди революционно-демократической интеллигенции; его стихотворения напоминают вдохновенные прокламации 60-х гг.
В ссылке он написал роман о «новых людях» — «Вместе».
В 1864 в каторжной тюрьме в Кадае Михайлов жил с Чернышевским и, вероятно, под его влиянием написал научно-популярные очерки, «3а пределами истории», где попытался объяснить происхождение человека, семьи, религии, общества и т. д. Пребывание в тюрьмах подорвало и без того слабое здоровье поэта. Он умер в расцвете творческих сил.
На весть о смерти Михайлова откликнулся «Колокол» (от 1 октября 1865), где была напечатана небольшая заметка Герцена со знаменательным заглавием «Убили». В Женеве вышла анонимная брошюра «На смерть М. Л. Михайлова», отпечатанная в герценовской Вольной русской типографии.
Дореволюционное литературоведение по цензурным условиям не могло дать характеристику творческого наследия Михайлова М.Л., имя его долго находилось под запретом.
В 1866 стихотворения Михайлова под редакцией Н. В. Гербеля издал С. В. Звонарев, но книгу сожгли.
В 1914 под ред. П. В. Быкова вышло Полное собрание сочинений в 4 томах в издательстве А. Ф. Маркса.
В 1934 Н. С. Ашукин, подготовив Полное собрание стихов Михайлова М.Л., как бы заново открыл одного из интереснейших поэтов некрасовской школы.
Умер 2-3 (14-15).VIII.1865 в Кадае, ныне Забайкальская область.